Принципы и методы управления государственным долгом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ состояния государственного долга Российской Федерации и его влияния на состояние экономики. Данное положение также определило и актуальность выбранной темы.
Для достижения цели в работе были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы управления государственным долгом РФ;
- проведен анализ государственного долга РФ;
- выявлены основные направления совершенствования управления государственным долгом РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом……….6
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………………6
1.2. Принципы и методы управления государственным долгом……………..13
1.3 Нормативно-правовое обеспечение управления государственным
долгом……………………………………………………………………………17
Глава 2. Анализ государственного долга рф…………………………………..18
2.1 Анализ государственного внешнего и внутреннего долга РФ……………18
2.2 Проблемы управления государственным долгом…………………………26
2.3 Изучение последствий государственного долга…………………………...28
Глава 3. Направления совершенствования управления государственным долгом…………………………………………………………………………….30
3.1 Разработка предложений по оптимизации государственного долга……..30
3.2 Анализ эффективности предложений………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Б-ет и БСРФ.docx

— 68.69 Кб (Скачать документ)

Основные направления  долговой политики на 2010 - 2012 годы в  виде самостоятельного документа Минфином России не разрабатывались, поскольку  это не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации  от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления  проекта федерального бюджета и  проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  на очередной финансовый год и  плановый период». Ранее необходимость разработки и рассмотрения долговой политики на среднесрочную перспективу (наряду с основными направлениями налоговой, таможенно-тарифной и бюджетной политики) предусматривалась постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. №118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» (с изменениями).

 

 

Глава 2. Анализ государственного долга РФ

2.1. Анализ государственного внешнего и внутреннего долга РФ

 

Объем государственного долга  Российской Федерации на 1 января 2012 года составил 5 343 217,4 млн. рублей и увеличился по сравнению с его объемом на 1 января 2011 года на 1 185 063,4 млн. рублей.

За 2011 год доля государственного внешнего долга Российской Федерации  в общем объеме государственного долга Российской Федерации сократилась  с 29,3% до 21,6%, соответственно доля государственного внутреннего долга Российской Федерации  выросла с 70,7% до 78,4 процента.

Изменение объемов государственного долга Российской Федерации за 2007 – 2011 годы представлено в таблице 1.

Таблица 1.

(млн. рублей)

 

Показатель

на 01.01.2008

на 01.01.2009

на 01.01.2010

на 01.01.2011

на 01.01.2012

Государственный долг Российской Федерации - всего

2 402 801,7

2 692 013,1

3 233 151,2

4 158 154,0

5 343 217,4

к ВВП(%)

7,2

6,5

8,3

9,2

9,8

в том числе:

         

Государственный внутренний долг Российской Федерации

1 301 151,9

1 499 824,4

2 094 730,6

2 940 391,6

4 190 553,0

к ВВП(%)

3,9

3,6

5,4

6,5

7,7

Государственный внешний  долг Российской Федерации

1 101 649,8

1 192 188,7

1 138 420,6

1 217 762,4

1 152 664,4

к ВВП(%)

3,3

2,9

2,9

2,7

2,1


 

 

 Анализ состояния и   динамики государственного внутреннего  долга российской федерации

 

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации на            1 января 2012  года составил 4 190 553,0  млн. рублей, что на 1 250 161,4 млн. рублей больше, чем на 1 января 2011 года.

Структура и объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  за 2011 год представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2

(млн. рублей)

 

Виды долга

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации

Изменение

на 01.01.2011

на 01.01.2012

млн. рублей

%

Объем государственного внутреннего  долга – всего:

2 940 391,6

4 190 553,0

1 250 161,4

142,5

Государственные ценные бумаги - всего,   в том числе:

2 461 591,1

3 546 435,5

1 084 844,4

144,1

ОФЗ-ПД

1 338 592,1

1 823 701,6

485 109,5

136,2

ОФЗ-АД

815 583,7

1 079 583,7

264 000,0

132,4

ГСО

307 415,1

553 150,0

245 734,9

179,9

ОВОЗ

-

90 000,0

90 000,0

-

Прочие

0,2

0,2

0,0

100,0

Государственные гарантии

472 249,8

637 334,0

165 084,2

135,0

Государственные долговые товарные обязательства

6 550,7

6 783,5

232,8

103,6


 

Анализ данных, представленных в таблице 2, показывает, что наибольшая доля в государственном внутреннем долге Российской Федерации приходится на государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в  государственных ценных бумагах  Российской Федерации, что составляет 83,7 %   (на 1 января 2011 года) и 84,6 % (на 1 января 2012 года).

В 2011 году Министерство финансов Российской Федерации осуществляло заимствования, носящие в основном среднесрочный характер.

В результате операций, проведенных  Минфином России в 2011 году, государственный  внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, по состоянию  на 
1 января 2012 года составил 3 546 435,5 млн. рублей (по состоянию на 1 января 2011 года – 2 461 591,1 млн. рублей).

Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации  за 2011 год составило 44,1 % или 1 084 844,4 млн. рублей.

          Основная доля в объеме государственного  внутреннего долга Российской  Федерации, выраженного в государственных  ценных бумагах Российской Федерации,  приходится на ОФЗ-ПД (51,4 процента).             Объем долга по ОФЗ-ПД увеличился  за указанный период на 485 109,5 млн. рублей. В 2011 году в рамках проводимой  аукционной политики Минфином России размещены семь новых выпусков облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом с фиксированными сроками обращения: ОФЗ-ПД № 25076RMFS с погашением в 2014 году и объемом эмиссии 136 261,5 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25077RMFS с погашением в 2016 году и объемом эмиссии 97 232,1 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25078RMFS с погашением в 2013 году и объемом эмиссии 99 736,5 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25079RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 101 569,1 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 26204RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 146 726,5 млн. рублей, № 26205RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 44 800,8 млн. рублей и № 26206RMFS с погашением в 2017 году и объемом эмиссии 92 034,2 млн. рублей.  Объем долга по     ОФЗ-АД увеличился за указанный период на 264 000,0 млн. рублей, или на 32,4% и составил по состоянию на 1 января 2012 года 1 079 583,7 млн. рублей. В 2011 году Минфин России разместил  по закрытой подписке ОФЗ-АД выпуска № 46023RMFS с погашением в 2026 году и объемом эмиссии 295 000,0 млн. рублей.

              Объем долга по ГСО-ППС увеличился  за указанный период на  
245 734,9 млн. рублей, или на 140,1% и составил по состоянию на 1 января 2012 года 421 150,0 млн. рублей. В 2011 году Минфин России продолжил размещение государственных сберегательных облигаций. В течение года размещены пять выпусков государственных сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой купонного дохода: ГСО-ППС № 35010RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 80 000,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 35011RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 30 000,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 36003RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 15 250,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 36004RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 50 250,0 млн. рублей и ГСО-ППС № 36005RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 70 650,0 млн. рублей. Размещение ГСО осуществлялось по закрытой подписке.

В 2011 году Минфин России впервые  разместил на международном рынке  капитала облигации внутренних облигационных займов Российской Федерации выпуска № 49001RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 90 000,0 млн. рублей.

В результате проводимой в 2011 году политики внутренних заимствований  при одновременном значительном погашении ранее выпущенных среднесрочных  государственных облигаций, сложилась  следующая временная структура  государственного внутреннего долга  Российской Федерации, выраженного  в государственных ценных бумагах  Российской Федерации (таблица 3).

Таблица 3

(млн. рублей)

Сроки обращения ОФЗ/ГСО, установленные  при выпуске

на 01.01.2011

на 01.01.2012

до 1 года

0,0

0,0

от 1 года до 5 лет

1 129 429,3

1 412 462,5

от 5 лет до 30 лет

1 332 161,6

2 133 972,8




 

 

Фактически сложившийся  график погашения государственных  ценных бумаг Российской Федерации  свидетельствует о равномерном  распределении погашения государственных  ценных бумаг Российской Федерации  в течение длительного периода  времени, что снижает кредитные  риски (риск неплатежа), обеспечивая  возможность гарантированного выполнения Минфином России обязательств по погашению  и обслуживанию государственного внутреннего  долга Российской Федерации независимо от состояния бюджета.

Результатом проводимой Минфином России в 2011 году политики заимствований  на внутреннем рынке явилось следующее  изменение характеристик рынка  ГКО-ОФЗ (таблица 4).

Таблица 4

 

Показатель

на 31.12.2010

на 30.12.2011

Объем рыночного долга, млрд. рублей

2 054,1

2 803,3

Дюрация портфеля ГКО-ОФЗ, дней

1 337,1

1 390,4


 

 

Данные, представленные в  таблице 4, свидетельствуют о следующем:

- за указанный период  рыночный долг, выраженный в государственных  ценных бумагах Российской Федерации,  увеличился на 749,2 млрд. рублей или  на 36,5%,  и составил 2 803,3 млрд. рублей (на конец 2011 года),

- за указанный период  дюрация рыночного портфеля ГКО-ОФЗ сохранилась на оптимальном уровне  и составила  3,8 года на начало 2012 года (справочно: на начало 2011 года – 3,7 года).

По государственным гарантиям  Российской Федерации изменение  государственного внутреннего долга  Российской Федерации составило  165 084,2 млн. рублей и сложилось за счет:

1) предоставления государственных  гарантий Российской Федерации  на общую сумму 202 354,7 млн. рублей, в том числе:

- по заимствованиям открытого  акционерного общества «Агентство  по ипотечному жилищному кредитованию»  на сумму 22 000,0 млн. рублей  
(4 гарантии);

- по кредитам либо облигационным  займам, привлекаемым открытым акционерным  обществом «РОСНАНО» на сумму  39 000,0 млн. рублей  
(4 гарантии);

- по кредитам либо облигационным  займам, привлекаемым юридическими  лицами,  отобранными в порядке,  установленном Правительством Российской  Федерации, на осуществление инвестиционных  проектов на сумму 18 173,0 млн.  рублей (3 гарантии);

- по кредитам, привлекаемым  организациями оборонно-промышленного  комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного  заказа на основе государственных  контрактов с Министерством обороны Российской Федерации, на сумму 123 181,7 млн. рублей (29 гарантий);

2) списания государственного  внутреннего долга Российской  Федерации по государственным  гарантиям Российской Федерации  на общую сумму 37 270,5  млн. рублей (в связи с тем, что обязательства принципала, в обеспечение которых предоставлена государственная гарантия Российской Федерации, не возникли, с исполнением обязательств принципала перед бенефициаром, с отзывом государственной гарантии Российской Федерации гарантом).

Предоставление государственных  гарантий Российской Федерации, предусмотренных  в Программе государственных  гарантий Российской Федерации в  валюте Российской Федерации на 2011 год, не осуществлялось на общую сумму 218 095,3 млн. рублей, в том числе:

25 500,0 млн. рублей –  по обязательствам страхования  военных рисков, рисков угона  и других подобных рисков ответственности  авиаперевозчиков перед третьими  лицами, поскольку  заявлений  на получение указанных государственных  гарантий Российской Федерации  в Минфин России не поступало;

15 000,0 млн. рублей - по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими  свою основную уставную деятельность  на территории Чеченской Республики, на реализацию инвестиционных  проектов на территории Чеченской  Республики, поскольку  Правительством  Российской Федерации не принято  распоряжение о предоставления  указанных государственных гарантий  Российской Федерации;

Информация о работе Принципы и методы управления государственным долгом РФ