Принципы и методы управления государственным долгом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ состояния государственного долга Российской Федерации и его влияния на состояние экономики. Данное положение также определило и актуальность выбранной темы.
Для достижения цели в работе были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы управления государственным долгом РФ;
- проведен анализ государственного долга РФ;
- выявлены основные направления совершенствования управления государственным долгом РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом……….6
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………………6
1.2. Принципы и методы управления государственным долгом……………..13
1.3 Нормативно-правовое обеспечение управления государственным
долгом……………………………………………………………………………17
Глава 2. Анализ государственного долга рф…………………………………..18
2.1 Анализ государственного внешнего и внутреннего долга РФ……………18
2.2 Проблемы управления государственным долгом…………………………26
2.3 Изучение последствий государственного долга…………………………...28
Глава 3. Направления совершенствования управления государственным долгом…………………………………………………………………………….30
3.1 Разработка предложений по оптимизации государственного долга……..30
3.2 Анализ эффективности предложений………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Б-ет и БСРФ.docx

— 68.69 Кб (Скачать документ)

- размер бюджетного дефицита;

- величина государственного  долга;

- доходность государственных  ценных бумаг;

- сроки заимствований.

Факторный анализ величины расходов по обслуживанию государственного долга следует начать с бюджетного дефицита, который является первопричиной  возникновения и увеличения этих расходов.

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и государственного долга объективно усложняется следующими факторами [13, с.53]:

- при оценке величины  государственных расходов не  учитывается амортизация в государственном  секторе экономики, что приводит  к объективному завышению размеров  бюджетного дефицита и государственного  долга;

- важная статья государственных  расходов – обслуживание задолженности,  т.е. выплата процентов по ней  и постепенное погашение основной  суммы долга (амортизация долга).

Скрытый дефицит бюджета  занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что очень часто делается целенаправленно (например, перед выборами), а также  в рамках «жесткого» курса правительства  на ежегодно сбалансированный бюджет. В экономической теории принято  различать фактический, структурный  и циклический дефициты государственного бюджета.

Структурный дефицит - разность между доходами и расходами бюджета при объеме выпуска равном потенциальному. Наличие такого дефицита свидетельствует или о заниженности общей налоговой ставки, или о завышенных расходах государства.

Циклический дефицит - возникает при циклических спадах экономики, когда объем выпуска меньше потенциального, и устраняется при циклическом подъеме. Он есть разность между фактическим и структурным дефицитом.

Для покрытия бюджетного дефицита могут использовать следующие источники:

- кредитно-денежная эмиссия  (монетизация бюджетного дефицита);

- доходы от выпуска  государственных ценных бумаг  и операций с ними;

- кредиты международных  финансовых организаций, иностранных  правительств, банков и фирм;

- доходы от приватизации  государственного имущества и  другие;

- увеличение налоговой  ставки.

Как уже отмечалось выше, бюджетный дефицит приводит к  накоплению государственного долга.

Для оценки фактической величины государственного долга используются относительные показатели задолженности [12, с.25]:

1. Долг/ВНП; Долг/Экспорт  товаров и услуг - показатели  запаса, характеризующие бремя долга  в более долгом периоде, т.е.  степень зависимости национальной  экономики от прошлого притока  иностранного капитала.

2. Сумма обслуживания  долга/ВНП; Сумма обслуживания  долга/Экспорт товаров и услуг  – показатели потока: чем они  выше, тем в более активной  краткосрочной корректировке нуждается  внешнеторговая и валютная политика  в целях уравновешивания платежного  баланса (особенно если велика  доля внешнего долга).

Основными причинами устойчивого  роста государственного долга, а  также бюджетного дефицита являются [6, с.19]:

- увеличение государственных  расходов в военное время или  периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного  дефицита позволяет в краткосрочном  периоде ослабить инфляционное  напряжение, избежав увеличения  денежной массы, и не прибегать  к ужесточению налогообложения;

- циклические спады и  «встроенные стабилизаторы» экономики;

- сокращение налогов в  целях стимулирования экономики  (без соответствующей корректировки  государственных расходов);

- усиление влияния политического  бизнес - цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной»  макроэкономической политики увеличения  государственных расходов и снижения  налогов перед очередными выборами.

Рассмотрим взаимосвязь  внутреннего и внешнего долга. При  долговом финансировании бюджетного дефицита ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда  стимулирующая фискальная политика сопровождается ограничением предложения  денег в целях снижения уровня инфляции. Долговое финансирование дефицита государственного бюджета увеличивает  спрос на деньги, Центральный банк ограничивает их предложение. Это сочетание  мер экономической политики стимулирует  быстрый рост процентных ставок.

Повышение процентных ставок на внутреннем рынке страны увеличивает  зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны, что вызывает приток капитала и увеличение суммы внешнего долга. Обслуживание внешнего долга  требует передачи части реального  выпуска продукции в распоряжение других стран, что может вызвать  сокращение национального производства в будущем.

Возросший зарубежный спрос  на ценные отечественные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты повышается, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта. Сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику: в экспортных и в конкурирующих с импортом отраслях снижается занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы.

1.2. Принципы и методы управления государственным долгом

 

Управление государственным  долгом это:

1) совокупность мероприятий  государства, направленных на  погашение долга;

2) механизм формирования  и реализации одного из направлений  финансовой политики государства,  связанного с его деятельностью  на внешних и внутренних финансовых  рынках в качестве заемщика или гаранта.

Понятие управления государственным  долгом может рассматриваться в  широком и узком смыслах. В  широком смысле оно предполагает формирование политики в отношении  государственного долга, определение  основных показателей и предельных значений государственной задолженности, основных направлений воздействия  на микро- и макроэкономические показатели, приоритетных направлений использования  привлеченных ресурсов и т.д.

Управление государственным  долгом в узком смысле предусматривает  определение условий выпуска, обращения  и погашения конкретных государственных  ценных бумаг.

Цель управления государственным  долгом – нахождение оптимального соотношения между потребностями  государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

  • безусловности, т.е. обеспечения точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • единства учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления;
  • единства долговой политики со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;
  • согласованности, т.е. максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • снижения рисков, т.е. выполнения всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  • оптимальности, т.е. создание такой структуры государственных займов, при котором выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • гласности, т.е представления достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

             К мероприятиям, способствующим  погашению государственного долга,  относятся: 

    • выплаты кредиторам;
    • погашение внешних и внутренних займов;
    • предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов;
    • определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

 Выполнение мероприятий  зависит от принятия обоснованных  решений в процессе управления  государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием. Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают:

    • процентное соотношение суммы долга и ВВП;
    • долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета.

Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики.

Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственные гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов  государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической  эффективности и результатов  действий по управлению государственным долгом.

Финансовые методы состоят  в выборе способов и форм обеспечения  погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами.

В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются также следующие методы управления государственным долгом:

  • рефинансирования – погашения части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
  • конверсии – изменения доходности займа;
  • консолидации – объединения ранее выпущенных займов в новый с более длительным сроком погашения.

Чаще всего использование  этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной  системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

  • новации – соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
  • отсрочки – консолидации при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в объявленные сроки;
  • дефолта – отказа государства от уплаты государственного долга.

Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

1.3 Нормативно- правовое обеспечение управления государственным долгом

В настоящее время нормативно-правовое обеспечение управления государственным  долгом регулируется Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации  «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

Информация о работе Принципы и методы управления государственным долгом РФ