Организация исполнения бюджета субъекта РФ (на примере Красноярского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание

В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса и его основных этапов, а также изучение процесса составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов на примере субъекта РФ – Красноярского края.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….2
1.Теоретические основы организации исполнения бюджета субъекта РФ..4
1.1 Исполнение бюджета субъекта РФ как стадия бюджетного процесса…4
1.2 Этапы исполнения бюджета субъекта РФ…………………………….….9
2.Механизм исполнения краевого бюджета Красноярского края…………18
2.1 Органы, осуществляющие организацию исполнения бюджета и их полномочия……………………………………………………………………….…18
2.2 Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета и их полномочия………………………………………………………….24
2.3Анализ исполнения бюджета за 2009-2011гг………………………….…31
3.Предложения по совершенствованию исполнения краевого бюджета Красноярского края в условиях бюджетирования, ориентированного на результат……………………………………………………………………….…….45
Заключение……………………………………………………………….……61
Список литературы……………………………………………………………64

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по госуд муницип управлению .doc

— 367.50 Кб (Скачать документ)

 

Основная доля доходов  консолидированного бюджета формируется  за счет поступлений следующих налогов (рис.1): налога на доходы физических лиц – 41%, налога на прибыль – 20%, ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет - 10%, налогов на имущество – 10%, акцизов- 6%, платежей за пользование природными ресурсами- 5%, налога на добавленную стоимость 5%.

Поступления налогов и сборов от предприятий производства и распределения электроэнергии, газа и воды в 2009 году составили 19,6 млрд. рублей или 19% от общей суммы поступлений, от предприятий транспорта и связи – 10 млрд. рублей (10%), предприятий торговли – 8,5 млрд. рублей (8%), предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых – 7,5 млрд. рублей (7%), предприятий строительства – 7,3 млрд. рублей (7%). В 2009 году по сравнению с 2008 годом поступления в бюджетную систему снизились на 18% или на 33,6 млрд. рублей. В федеральный бюджет поступления снизились на 22,6 млрд. рублей или на 52%, в бюджет субъекта поступило налогов и сборов на 11,8 млрд. рублей или на 11% меньше, чем в прошлом году, возросли лишь поступления во внебюджетные фонды на 3% или 908 млн. рублей (рис.2).

Потери доходов в значительной степени связаны со снижением прибыльности и платежей по налогу на прибыль основных налогоплательщиков. За 2009 год поступления по налогу на прибыль снизились на 70% или на 54,4 млрд. рублей, в том числе поступления в федеральный бюджет снизились на 25 млрд. рублей (на 98%), в бюджет субъекта на 29,4 млрд. рублей (на 56%). Значительное снижение поступлений по налогу на прибыль – более 80% (49,7 млрд. рублей) приходятся на предприятия металлургического производства, налоговые поступления которых в целом в бюджетную систему в отчетном периоде снизились более чем на 90% (на 52,5 млрд. рублей). В 2009 году рост поступлений в бюджетную систему по сравнению с 2008 года сохраняется по «зарплатным налогам» и платежам во внебюджетные фонды, по налогу на добавленную стоимость и акцизам, имущественным налогам и налогу на добычу полезных ископаемых. Поступления по налогу на доходы физических лиц возросли на 35% (на 12,6 млрд. рублей), по НДС платежи 3 увеличились в 3,7 раза (на 4,2 млрд. рублей), ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет на 3% (382,4 млн. рублей) и платежам во внебюджетные фонды – на 3%, акцизам на 13% (796 млн. рублей), налогу на имущество организаций и транспортному налогу на 20% (на 1,4 млрд. рублей) и 22% (220 млн. рублей) соответственно (рис.3).

Поступления по платежам за пользование природными ресурсами возросли на 2% к уровню поступлений прошлого года, из них на 14% (680 млн. рублей) возросли поступления по налогу на добычу полезных ископаемых, по водному налогу отмечено снижение на 51% (547 млн. рублей). В структуре доходов федерального бюджета наибольшие поступления обеспечены за счет ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет – 55% в общем объеме доходов и налога на добавленную стоимость – 28% (рис.4).

Поступления налоговых  платежей в федеральный бюджет за 2009 год снизились на 52% (22,6 млрд. рублей), на что повлияло снижение поступлений по налогу на прибыль на 25 млрд. рублей. В результате перехода водопользователей на договорные отношения и новые формы платежей за пользование водными объектами, поступления по водному налогу снизились на 51% (547 млн. рублей), по акцизам поступления снизились на 99% (1,9 млрд. рублей) в результате изменения нормативов распределения между бюджетами. Частично эти потери компенсированы ростом поступлений НДС – в 3,7 (на 4,2 млрд. рублей), ЕСН, зачисляемым в федеральный бюджет – на 3% (382 млн. рублей), и налогом на добычу полезных ископаемых – на 14% (272 млн. рублей).

Основная часть поступлений консолидированного бюджета субъекта обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц - 51%, налога на прибыль – 24%, имущественных налогов –12%, акцизов и платежей за пользование природными ресурсами, удельный вес которых составил 7% и 3% соответственно. В отчетном периоде поступления в консолидированный бюджет края снизились на 11% (11,8 млрд. рублей). Рост отмечен практически по всем налогам, за исключением платежей по налогу на прибыль, по которому поступления снизились на 56% или 29,3 млрд. рублей, что и повлекло общее снижение поступлений в консолидированный бюджет края (рис.5). Значительный рост суммы поступлений по налогу на доходы физических лиц связан с постановкой на учет новых налогоплательщиков данного налога. Увеличение поступлений акцизов в бюджет субъекта, произошло в результате изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы.

За 2009 год поступление единого социального налога (без ЕСН, зачисляемого в ФБ), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные внебюджетные фонды составило 102,6% к уровню поступлений прошлого года. В разрезе фондов поступления и темп роста составили:

- Фонд социального страхования –1195,1 млн. рублей (84,3%);

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2109 млн. рублей (102,6%);

- Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 3731,8 млн. рублей (101,7%);

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 29,4 млрд. рублей или 103,6%.

Красноярский край занимает 10-е место среди регионов России по уровню поступлений налогов и  сборов в консолидированный бюджет страны. На долю края приходится 1,8% налогов и сборов страны.

    Первоначально Закон края от 04.12.2008 № 7-2558 был принят на трехлетний период – на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов. Краевой бюджет на 2009 год утверждён по доходам в сумме 115 609 744,2 тыс. руб., по расходам в сумме 135 210 604,2 тыс. руб., с дефицитом в размере 19 600 860 тыс. руб.

Влияние международного финансового кризиса потребовало корректировки параметров прогноза социально-экономического развития края и параметров бюджета. Было осуществлено сокращение бюджетных ассигнований в целях оптимизации расходов краевого бюджета на общую сумму 24 974 494,3 тыс. руб., в том числе исключены из бюджета зарезервированные средства на введение новых систем оплаты труда в сумме 5 835 506,4 тыс. руб, сокращены средства на реализацию инвестиционных проектов (средства инвестиционного фонда) на 3 553 731,4 тыс. руб.; уменьшены расходы на реализацию краевых и долгосрочных целевых программ в общей сумме 5 046 401 тыс. руб. Решение об оптимизации расходов бюджета не повлияло на реализацию обязательств в отношении мер социальной поддержки граждан, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. В результате всех изменений, внесенных в Закон края от 04.12.2008 № 7-2558 «О краевом бюджете на 2009 год» доходы увеличены на 4,9%, или на 5 696 587,1 тыс. руб. (налоговые, неналоговые доходы и доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности уменьшены на 26 025 054,5 тыс. руб. и 460 650,2 тыс. руб. соответственно, безвозмездные поступления увеличены на 32 182 291,8 тыс. руб.). Расходы бюджета возросли на 16 438 585,4 тыс. руб., или на 12,2%. Дефицит бюджета увеличен на 10 741 998,3 тыс. руб., или на 54,8%. ,произведено уточнение годовых плановых показателей в части безвозмездных поступлений (+2 962 348 тыс. руб.) и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (+12 541,6 тыс. руб.). Разница между бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью краевого бюджета на 2009 год (в редакции от 31.12.2009), и бюджетными назначениями, утвержденными Законом края о бюджете на 2009 год, составляет 2 854 230,2 тыс. руб.

     Доходы краевого бюджета в 2009 году исполнены в сумме 124 362 162,1 тыс. руб., что на 3 055 830,8 тыс. руб., или на 2% больше законодательно установленного показателя (121306331,3 тыс. руб.), расходы - 136 298 929,9 тыс. руб., что на 15 350 259,7 тыс. руб., или на 11%, меньше законодательно установленного показателя (151 649 189,6 тыс. руб.). Краевой бюджет исполнен с дефицитом в размере 11 936 767,8 тыс. руб., что на 18 406 090,5 тыс. руб. меньше величины, установленной Законом края о бюджете на 2009 год (30342858,3 тыс. руб.). Оценивая итоги исполнения краевого бюджета по отношению к утверждённым бюджетным назначениям по Годовому отчёту, можно констатировать, что доходы исполнены на 100,1%, расходная часть краевого бюджета по отношению к бюджетным ассигнованиям, утверждённым сводной бюджетной росписью, исполнена на 88,2%.

       Таким образом, плановое задание по доходам перевыполнено на 80 941,2 тыс. руб., неиспользованные бюджетные ассигнования составили 18 204 489,9 тыс. руб., остатки средств краевого бюджета на 01.01.2010 – 18 871 516,5 тыс. руб. В составе общего объёма остатков целевые средства, полученные из федерального бюджета, составляют 71,6%, или 13512919 тыс. руб., из них 11 271 644,8 тыс. руб. – средства для реализации проектов по комплексному развитию Нижнего Приангарья. В январе 2010 года на основании статьи 242 Бюджетного кодекса РФ произведен возврат целевых средств, полученных из федерального бюджета, в сумме 1 255 246,7 тыс. руб., из них по состоянию на 14.05.2010 федеральным бюджетом возвращено в краевой бюджет 485 392,1 тыс. руб.

Объём государственного долга Красноярского края на 1 января 2010 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12 636 598,1 тыс. руб. и составил 13791838,3 тыс. руб. В 2009 году на обслуживание долга направлено 484,2 тыс. руб., что составляет 0,6% от предельного объёма расходов на обслуживание государственного долга, установленного статьёй 71 Закона края о бюджете на 2009 год. В структуре государственного долга 74% занимают облигации Красноярского края, 25,6% - государственные гарантии. Третий год подряд краевой бюджет исполняется без привлечения банковских кредитов.

Общая сумма задолженности  по бюджетным кредитам, предоставленным  из краевого бюджета, возросла за 2009 год  почти в 2 раза и составила 6 282 509,2 тыс. руб. Основной удельный вес в  сумме задолженности приходится на бюджетные кредиты, выданные муниципальным образованиям края в 2009 году.

Исполнение бюджета  по доходам характеризуется практически 100% исполнением бюджетных назначений по всем укрупненным видам доходов (за исключением доходов от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности - 105,8%). В то же время в разрезе доходных источников имеется как превышение плановых назначений, так и недовыполнение плана (налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, задолженность и перерасчеты по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы). Если в целом уровень доходов 2008 года в 2009 году превышен на 1 372 190 тыс. руб. (1,1%), то в предыдущем году прирост составлял 15,7%. Доля безвозмездных поступлений в массе доходов краевого бюджета (44%) увеличилась в 2009 году в 2 раза (на 31 843 559 тыс. руб ) по отношению к 2007 году и на 12 % по отношению к фактическому исполнению в 2008 году.

  В следствие финансово-экономического кризиса в 2009 году значительно (на 32 процентных пункта) снизилась доля зависимости налоговых доходов краевого бюджета от предприятий, занятых «металлургическим производством», до 20%, при 52% в 2007 году, 46% – в 2008 году (снижение массы доходов к уровню 2007 года – 15%, к уровню 2008 года – 17%). По налогу на прибыль организаций,  данный показатель снизился в 2009 году к уровню 2007 года (77%) на 37 процентных пунктов и составил 40%. К уровню 2007 года его поступления снизились на 28 994 465 тыс. руб., или более чем на 60%. В 2009 году снижение не затронуло только «добычу полезных ископаемых» и «производство, передачу и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», здесь наоборот отмечается рост массы налогов в 1,9 раза. Снижение налоговых поступлений также отмечается в лесной отрасли, переработке древесины, строительстве, транспорте. Рост недоимки по налогам и сборам (без учёта пени и налоговых санкций) в краевой бюджет составил 22% (709 109 тыс. руб.).

В сравнении с 2008 годом  величина доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, поступивших в краевой бюджет, увеличилась на 870,3 млн. руб., или в 2,2 раза и составила 1 591,3 млн. руб. При этом на долю указанных доходов приходится 1,3% в общем объёме поступлений, что также превышает аналогичный показатель 2008 года (0,6%). Но положительная динамика поступлений не является следствием увеличения собственно «имущественных» доходов, поскольку обеспечена за счёт прироста доходов от размещения средств бюджетов - остатков, не использованных в 2008 году (на 834,7 млн. руб. или в 140 раз), а также погашения задолженности по дивидендным выплатам за 2007 год ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова» в размере 95,5 млн. руб.

Исполнение расходов краевого бюджета производилось очень неравномерно. Основной объём средств направлялся получателям в конце финансового года, что приводит к неэффективному использованию средств краевого бюджета. Анализ исполнения расходов краевого бюджета показывает, что ни один из разделов классификации расходов бюджета не был профинансирован в полном объёме, а общая сумма неиспользованных ассигнований составила 18 204 489,9 тыс. руб. Одной из причин «не освоения» средств, по-прежнему, выступает их позднее поступление из федерального бюджета. Также на своевременное использование бюджетных средств влияет: неравномерность использования в течение года выделенных средств, связанная с поздним доведением лимитов, что ведёт к невозможности своевременного проведения конкурсных процедур, заключение государственных контрактов в конце финансового года, невозможность осуществления работ капитального характера в осенне-зимний период, завышение плановой потребности в средствах, экономия средств при проведении конкурсных процедур, отсутствие подрядных организаций на местах, принятие неэффективных управленческих решений, несоблюдение договорных обязательств подрядчиками, низкая организация работ и квалификация инженерных работников, низкое качество выполненных строительно-монтажных работ, проектно-сметной и исполнительной документации. Несвоевременное использование бюджетных ассигнований выступает фактором удорожания стоимости работ в будущем и, как следствие, предпосылкой неэффективного использования ресурсов с учётом возникающей дополнительной потребности.

В 2009 году освоение бюджетных ассигнований по разделу 04 00 «Национальная экономика» сложилось на наиболее низком уровне в сравнении с остальными разделами классификации расходов краевого бюджета, и составило лишь 72,2% от плановых назначений. Учитывая значительную долю средств федерального бюджета в расходах этого раздела на реализацию инвестиционных проектов, необходима дальнейшая активизация работы с федеральным центром, направленная на своевременное выделение соответствующего финансирования, мобилизацию имеющихся ресурсов, нацеленных на соблюдение темпов реализации проектов, с учетом имеющейся угрозы несвоевременного завершения необходимых работ, вызванной также существенными недостатками в ходе их осуществления.

Информация о работе Организация исполнения бюджета субъекта РФ (на примере Красноярского края)