Организация исполнения бюджета субъекта РФ (на примере Красноярского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание

В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса и его основных этапов, а также изучение процесса составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов на примере субъекта РФ – Красноярского края.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….2
1.Теоретические основы организации исполнения бюджета субъекта РФ..4
1.1 Исполнение бюджета субъекта РФ как стадия бюджетного процесса…4
1.2 Этапы исполнения бюджета субъекта РФ…………………………….….9
2.Механизм исполнения краевого бюджета Красноярского края…………18
2.1 Органы, осуществляющие организацию исполнения бюджета и их полномочия……………………………………………………………………….…18
2.2 Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета и их полномочия………………………………………………………….24
2.3Анализ исполнения бюджета за 2009-2011гг………………………….…31
3.Предложения по совершенствованию исполнения краевого бюджета Красноярского края в условиях бюджетирования, ориентированного на результат……………………………………………………………………….…….45
Заключение……………………………………………………………….……61
Список литературы……………………………………………………………64

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по госуд муницип управлению .doc

— 367.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….2

1.Теоретические основы организации исполнения бюджета субъекта РФ..4 

1.1 Исполнение бюджета субъекта  РФ как стадия бюджетного процесса…4

1.2 Этапы исполнения бюджета  субъекта РФ…………………………….….9

2.Механизм исполнения краевого бюджета Красноярского края…………18

2.1 Органы, осуществляющие  организацию исполнения бюджета  и их полномочия……………………………………………………………………….…18

2.2 Органы, осуществляющие кассовое  обслуживание исполнения бюджета  и их полномочия………………………………………………………….24

2.3Анализ исполнения  бюджета за 2009-2011гг………………………….…31

3.Предложения по совершенствованию  исполнения краевого бюджета  Красноярского края в условиях  бюджетирования, ориентированного  на результат……………………………………………………………………….…….45

Заключение……………………………………………………………….……61

Список литературы……………………………………………………………64

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

 Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Аккумулируя с помощью  государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов  они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.  Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура  бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

Очевидно, что успех  экономического реформирования в нашей  стране в большой степени зависит  от того, в каких направлениях произошло  преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.

В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса и его основных этапов, а также  изучение процесса составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов на примере субъекта РФ – Красноярского края.

 

 

 

1.Теоретические основы организации исполнения бюджета субъекта РФ 

1.1 Исполнение бюджета  субъекта РФ как стадия бюджетного  процесса

Понятие бюджетного процесса установлено в Бюджетном кодексе  Российской Федерации (далее БК РФ), в статье 6: «бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности».

Основными задачами бюджетного процесса являются: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчёт доходов бюджетов; максимально точный расчёт расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д. Конституция РФ (ст. 132) закрепляет право органов местного самоуправления формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента и длится около трех лет, и это время называется бюджетным периодом. Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета. Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Осуществление бюджетного процесса происходит в несколько  стадий. Бюджетный процесс состоит из составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов и контроля за исполнением бюджетов.

Первая стадия бюджетного процесса – стадия составления и рассмотрения проектов бюджетов. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Составление бюджета  основывается на бюджетном послании Президента РФ, в котором он определяет бюджетную политику на очередной финансовый год, прогнозах социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР), основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год, прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год, плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

     Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

   Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. ПФП законодательно не утверждается, целью его разработки служит: информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия, необходимых мер. ПФП разрабатывается на три года (первый - год, на который разрабатывается бюджет, два следующих - плановый период, на протяжении которого прослеживаются результаты заявленной экономической политики).

    В качестве основы для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов (БФР) - баланс всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории. БФР составляется на основе отчетного БФР за предыдущий год и ПСЭР (программа социально-экономического развития) соответствующей территории.

На основе данных плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год, выбранным Правительством РФ, Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики бюджета и распределение расходов бюджета по конкретным бюджетополучателям и уведомляет исполнительные органы субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ. Также в Правительстве РФ рассматриваются предложения об увеличении (сохранении) минимальных размеров оплаты труда и пенсий, их индексации. Далее при формировании федерального бюджета происходит распределение федеральными исполнительными органами предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям средств, разработка указанными органами предложений о проведении экономических преобразований, отмене не финансируемых нормативных актов, а также подготовка перечня финансируемых федеральных целевых программ. Несогласованные вопросы подлежат рассмотрению межведомственной комиссией, возглавляемой министром финансов РФ.

Решение о начале работы над составлением проекта краевого (местного) бюджета принимается выборным органом субъекта РФ (местного самоуправления). Исполнительные органы субъекта РФ (муниципального образования) организуют поэтапную работу по составлению проекта краевого (местного) бюджета. В определенные сроки составляются прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики края (муниципального образования), рассчитываются контрольные цифры проекта местного бюджета на соответствующий период и подготавливаются другие документы.

Затем происходит рассмотрение проекта бюджета выборным органом субъекта РФ (местного самоуправления). Оно предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований. В Красноярском крае формируются и исполняются краевой бюджет и бюджет Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования, а также бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов и бюджеты городских и сельских поселений (далее - местные бюджеты).

Краевой бюджет и свод местных бюджетов (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Красноярского края. В процессе рассмотрения бюджета участвуют правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.

Вторая стадия бюджетного процесса – утверждение бюджета, принятие решения о бюджете. Краевой бюджет, бюджет Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются в форме законов Красноярского края. Местные бюджеты утверждаются решением совета депутатов муниципального образования. В случае непринятия проекта местного бюджета до 1 января конкретного года исполнительные органы края либо муниципального образования имеют право производить расходование бюджетных средств ежемесячно в размере 1/3 фактически произведенных сумм расходов за IV квартал предшествующего года до принятия краевого ( местного) бюджета.

Третья стадия - исполнение бюджета является важным этапом бюджетного процесса, направленного на мобилизацию поступления доходов в бюджет и эффективное использование бюджетных средств, оно совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря.

Под исполнением бюджета понимается процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов  в бюджеты бюджетной системы РФ, а также осуществление кассовых выплат по бюджетным  обязательствам,  принятым получателями средств в соответствии с государственными или  муниципальными заданиями в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года [1].

В настоящее время в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов .Указом Президента РФ от 08.12.1992 г. № 1556 в составе Министерства финансов РФ было образовано Главное управление федерального казначейства. Таким образом, в Российской Федерации в 1992 г. произошел переход к казначейскому исполнению федерального бюджета, при котором поступление доходов, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, санкционирование расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на органы федерального казначейства.

На органы же исполнительной власти возложена организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений . Исполнение доходной части бюджета связано с перечислением плательщиками соответствующих налогов и неналоговых платежей на счета бюджета того или иного уровня.

Рациональное управление государственными финансами в условиях большого разнообразия бюджетных доходов и расходов, а также сложности финансово-бюджетных отношений невозможно без использования единой, законодательно утвержденной системы движения денежных потоков.

Информация о работе Организация исполнения бюджета субъекта РФ (на примере Красноярского края)