Государственный финансовый контроль доходов и расходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:12, реферат

Описание

Современный этап развития экономики России характери­зуется заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономи­кой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансо­во-экономических отношений. В связи с этим объективно воз­растает значение и роль финансового контроля в стране.
Финансовый контроль — регламентированная законода­тельством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государ­ственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Содержание, задача и значение бюджетного контроля
2. Государственные органы, осуществляющие контроль в бюджетной сфере
3. Классификация бюджетного контроля
4. Формы и методы бюджетного контроля
5. Эффективность бюджетного контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

бюджетная система РФ.docx

— 51.24 Кб (Скачать документ)

 

Текущий контроль — основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюдже­та, смет расходов бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисци­плины, соблюдения финансовых норм и нормативов, установ­ленных показателей по формированию и использованию бюджет­ного и внебюджетного фондов денежных средств государства. Текущий бюджетный контроль опирается на первичные докумен­ты оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности. При этом осуществляется не только контрольная работа. Она не­возможна без текущего анализа, посредством которого выявляет­ся уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюд­жета, своевременное и целевое финансирование федеральных, региональных и местных программ, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, дается оценка действующему бюд­жетному законодательству, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально-экономического развития общества путем использования бюджетно-налогового механизма.

 

Последующий контроль проводится по окончании финансового, года или  отчетного периода, при котором  проверяется количест­венное и качественное (по каждому виду доходов и расходов), выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнение смет бюджетных учреждений. При этом путем анали­тической работы на базе отчетных бухгалтерских документов вы­являются причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произве­денных расходов, использование резервов повышения доходной базы и др. Последующий контроль тесно взаимосвязан с предва­рительным контролем, который базируется на результатах кон­трольно-аналитической работы, проводимой после завершения отчетного (бюджетного) периода.

Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и  методах (приемах) их проведения.

 

Основные методы бюджетного контроля — документальная и камеральная  проверки, экономический анализ, ревизия, обсле­дование.

 

Документальная проверка проводится непосредственно на пред­приятии, в организации и учреждении в  присутствии должност­ных лиц. Источниками информации служат первичные докумен­ты, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам, декларации и другая документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия (организации) запрещена законом. В то же время контрольным органом предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, о расхищении и не­целевом использовании бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что они могут быть уничтоже­ны, заменены, фальсифицированы и т.д.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения кон­трольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организа­циями и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений об этих проверяемых лицах. Основные задачи камеральной про­верки следующие:

 

• получение, проверка и  обеспечение сохранности отчетов, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов к ним, а также расчетов по налогам налогоплательщиков;

 

• прием налогоплательщиков и распорядителей бюджетных средств  по вопросам, связанным с правильностью  исчисления и уплаты в бюджет и  во внебюджетные фонды налогов и  других обязательных платежей, составление  индивидуальных и общих (сводных) смет расходов бюджетных учреждений, соблюдение ус­тановленных законодательством норм и нормативов и по другим вопросам;

 

• осуществление контроля за правильностью начисления фи­нансовых санкций к нарушителям бюджетно-налоговой дисцип­лины и т.д.  

 

Обследование заключается  в личном ознакомлении контроли­рующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хо­зяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверять первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, рас­ход топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финан­сирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, ин­спекции на месте, наблюдения и т.д.

 

Важный метод проведения бюджетного контроля — анализ ис­полнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений. Его роль в управлении государ­ственными финансами и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в об­ществе в рыночных условиях значительно возрастает. Научно обо­снованный комплексный анализ служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики в РФ, позволяет использо­вать бюджет как активный инструмент государственного регули­рования воспроизводственных процессов.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.

Вопросы эффективности государственного финансового контроля (аудита эффективности) являются актуальными в настоящее  время не только для России.

 

Необходимость повышения  эффективности функциони­рования системы управления государственными финансами, прозрачности бюджетной политики государства, рациональ­ности и результативности бюджетных расходов актуализи­рует вышеуказанную проблему и для современной России.

Эффективность финансового  контроля предполагает двой­ное толкование: с одной стороны — эффективность исполь­зования бюджетных средств, с другой — эффективность ме­тодов государственного финансового контроля.

Контроль в бюджетной  сфере — это политико-правовая конструкция, призванная обеспечить баланс финансовых ин­тересов федерального центра, субъектов Федерации, всех ветвей власти, а также строгое и неукоснительное исполне­ние законодательства, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Бюджетный контроль является способом организации обратных связей, благодаря которым государственные  или муниципальные органы получают информацию о ходе вы­полнения принятых ими нормативных правовых актов.

Установление контроля за бюджетной деятельностью является приоритетным направлением финансовой политики государства.

Объективная оценка роли и  места бюджетного контроля в финансово-правовой политике государства требует рассмат­ривать это понятие в двух аспектах: узком и широком.

В широком аспекте государственный  и муниципальный бюджетный контроль — это совокупность мер государствен­ного регулирования, обеспечивающих в целях осуществле­ния эффективной государственной финансовой политики эко­номическую безопасность России и соблюдение государствен­ных и муниципальных интересов в процессе публичной фи­нансовой деятельности.

В узком аспекте государственный и муниципальный бюджетный контроль — это контроль государства и муниципаль­ных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразнос­тью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципаль­ных образований в целях эффективного социально-экономи­ческого развития страны.

Цель государственного и  муниципального бюджетного контроля может  быть определена как обеспечение  законнос­ти и эффективности финансово-правовой политики. Наибо­лее ярко это выражается в проверке соблюдения различий бюджетно-правовых режимов: предоставления финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, иммуни­тета бюджета и т. д. Бюджетный контроль за законностью распространяется и на совершение финансовых действий (опе­раций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предо­ставлении исполнительными органами власти всей информа­ции, необходимой для осуществления парламентского конт­роля (п. 3 ст. 265 БК РФ).

Основными приоритетами финансово-правовой политики относительно бюджетного контроля являются проверка со­блюдения субъектами правовой политики бюджетного зако­нодательства и обеспечение целесообразности расходования бюджетных средств государством и муниципальными образованиями.

Укрепление законности как  основная цель государствен­ного и муниципального бюджетного контроля находится в органической взаимосвязи с бюджетной дисциплиной.

Бюджетная дисциплина —  это реализация прав и под­чинение обязанностям, содержащимся в правовых актах, а также в иных нормативных и индивидуальных предписани­ях, в целях упорядочения процессов образования, распреде­ления и использования денежных фондов государства, муни­ципальных образований, предприятий, учреждений и орга­низаций.

Из данного определения  выводятся следующие харак­терные признаки бюджетной дисциплины.

1) бюджетная дисциплина  — это форма социальной свя­зи субъектов бюджетного права, создаваемая и реализуемая в процессе публичной финансовой деятельности. В данном качестве бюджетная дисциплина свидетельствует о призна­нии и соблюдении каким-либо субъектом бюджетного права согласованных правил, норм, процедур финансовых отно­шений, операций и т. д.;

2) бюджетная дисциплина  отражает основной метод бюд­жетного права — властных предписаний — и выражается через отношения подчинения одного субъекта другому, им­перативные требования и установки.

3) бюджетная дисциплина  связана не только с реализа­цией предоставленных субъекту прав, но и в большей степе­ни с подчинением установленным обязанностям. Причем обя­занности могут быть установлены как бюджетно-правовыми актами нормативного характера, так и правоприменительными, интерпретационными, договорными и индивидуальны­ми предписаниями. Следовательно, сущность бюджетной дис­циплины заключается не в наличии прав или обязанностей, а именно в четкой их реализации и соблюдении. Бюджетная дисциплина в таком аспекте представляет собой фактичес­кое поведение субъектов бюджетного права, соответствую­щее определенным правилам;

4) целью бюджетной дисциплины  является упорядоче­ние процессов образования, распределения и использова­ния денежных фондов государства и муниципальных обра­зований;

5) одним из участников (по крайней мере) отношений, складывающихся  в сфере бюджетной дисциплины, обязатель­но выступает субъект бюджетного права. Данный признак позволяет отграничить бюджетную дисциплину от иных ви­дов дисциплин (трудовой, воинской, служебной и т. д.). Одна­ко некоторые отношения могут являться одновременно объек­том бюджетной и иной дисциплины. Так, ст. 114 Конституции РФ предписывает Правительству России разрабатывать и предоставлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение. Названный пример показы­вает сочетание бюджетной и конституционной дисциплины, что, с одной стороны, подкрепляет бюджетное право, а с другой — дает механизм реализации конституционных норм.

Реформирование Российского  государства, и в особен­ности его бюджетной системы были направлены на крупно­масштабную децентрализацию экономических и управленчес­ких отношений. Как следствие, государство во многих фи­нансовых сферах перестало быть монополистом и перешло от непосредственного вмешательства административными методами в хозяйственную деятельность к опосредованному регулированию финансовых процессов. Последующий пере­ход к рыночной форме экономики значительно ослабил су­ществовавшую централизованную систему государственного воздействия на бюджетную систему, в результате чего рез­ко сократились доходы государственной казны, а расходы, напротив, увеличились; наблюдались высокие темпы инф­ляции, рост теневого капитала, неуплата налогов, отток де­нежных средств за границу и т. д. При этом ситуация суще­ственно осложнялась невозможностью государства оперативно реагировать на негативные последствия проводимых реформ, поскольку отсутствовали четкая бюджетная политика и соот­ветствующие правовые нормы, обеспечивающие механизм ее реализации.

Содержательная близость понятий бюджетной, экономи­ческой и социальной эффективности не всегда дает возмож­ность довольно четко количественно оценить понятие эф­фективности исполнения государственного бюджета.

Эффективность исполнения федерального бюджета дол­жна оцениваться достижением поставленных целей социаль­но-экономического развития страны, заявленных в годовом и бюджетном посланиях Президента РФ.

Управление социально-экономическим  развитием, что является, безусловно, функцией Правительства России, пред­полагает:

• оценку состояния страны, определение целей и задач  развития,

• определение параметров прогноза социально-экономи­ческого развития страны,

• разработку параметров финансового  обеспечения раз­вития страны (разработка и принятие федерального бюд­жета);

• исполнение федерального бюджета и его корректировку. Контроль эффективности указанных  функций должен присутствовать на каждом этапе управления. В связи с  этим основными критериальными показателями эффективности государственного финансового контроля могут служить:

1) оценка обоснованности  и достоверности показателей  1-3 уровня;

2) оценка результативности  расходования средств, т. е.  количество результата (отдача от  расходования средств);

3) оценка возможности  снижения уровня нецелесообраз­ных и более дорогих бюджетных расходов;

4) оценка целесообразности  финансовых расходов;

5) оценка законности и  целевого характера финансиро­вания,

6) контроль полноты и  своевременности бюджетных рас­ходов  (т. е. их адресность и срочность),

Информация о работе Государственный финансовый контроль доходов и расходов бюджета