Государственный финансовый контроль доходов и расходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:12, реферат

Описание

Современный этап развития экономики России характери­зуется заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономи­кой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансо­во-экономических отношений. В связи с этим объективно воз­растает значение и роль финансового контроля в стране.
Финансовый контроль — регламентированная законода­тельством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государ­ственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Содержание, задача и значение бюджетного контроля
2. Государственные органы, осуществляющие контроль в бюджетной сфере
3. Классификация бюджетного контроля
4. Формы и методы бюджетного контроля
5. Эффективность бюджетного контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

бюджетная система РФ.docx

— 51.24 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

1.     Содержание, задача и значение бюджетного  контроля

2.     Государственные  органы, осуществляющие контроль  в бюджетной сфере

3.     Классификация  бюджетного контроля

4.     Формы и  методы бюджетного контроля

5.     Эффективность  бюджетного контроля

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития экономики России характери­зуется заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономи­кой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансо­во-экономических отношений. В связи с этим объективно воз­растает значение и роль финансового контроля в стране.

Финансовый контроль —  регламентированная законода­тельством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государ­ственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля.

Назначение финансового  контроля заключается в содей­ствии реализации финансовой политики государства, обес­печении эффективного использования бюджетных финансо­вых средств во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он заключается в проверке деятельности участников бюд­жетного процесса, органов управления и хозяйствующих субъектов с точки зрения соблюдения законности.

Важной составляющей финансового  контроля является бюджетный контроль. Так как бюджет, понимаемый как  совокупность всех элементов бюджетной  системы страны, - это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства и, соответственно требует детального бюджетного контроля.

Финансовый контроль, а  в частности и бюджетный  охватывает правильность форми­рования стоимостных  показателей и финансовых результа­тов деятельности хозяйствующих субъектов, использования бюджета и внебюджетных фондов, расходования смет неком­мерческими организациями, целевое использование бюджет­ных средств, полноту налоговых платежей и неналоговых отчислений.

Бюджетный контроль является формой реа­лизации контрольной функции финансов по составлению и исполнению бюджета.

Задача контроля при составлении  проекта бюджета со­стоит в том, чтобы полнее использовать в доходной части бюджета резервы финансовых источников.

Вместе с тем контроль имеет своей целью проверить  ис­пользование бюджетных средств  по назначению в соответ­ствии с утвержденным бюджетом, предотвратить наруше­ния в использовании бюджетных средств.

В своей работе я хочу более подробно рассмотреть содержание бюджетного контроля, его задачи, формы  и методы, классификацию бюджетного контроля, а также органы осуществляющие бюджетный контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

 

К числу приоритетных задач  любого современного госу­дарства, независимо от формы правления и государственно­го устройства, относится осуществление контроля за испол­нением государственного бюджета и государственными фи­нансами. Более того, возможность не только воздействовать на формирование государственных доходов, но и контроли­ровать распоряжение государственными средствами являет­ся важнейшим инструментом в руках государства для дости­жения его политических целей.

 

Финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, т. е. в процессе формирования, распределения (перераспределения) и использования  фондов денежных средств. Он направлен  на проверку соблюдения финансового  законодательства и целесообразности деятель­ности всех государственных и муниципальных органов влас­ти. Однако финансовый контроль охватывает финансовую деятельность не только государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпри­нимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов.

 

Финансовый контроль является сложной, многоаспект­ной категорией. С одной стороны, это функция  государствен­ного управления, по отношению, к которому он выступает средством, инструментом реализации политики государства. С другой стороны, сам финансовый контроль можно рассмат­ривать как управленческую деятельность, имеющую свои методы, способы, формы реализации. Раскрытию сущности контроля способствует рассмотрение его во всех аспектах своего проявления. Однако определяющим его назначение в обществе является выявление его соотношения с государ­ственным управлением. В этой связи представляется, что наиболее полной характеристике финансового контроля спо­собствует рассмотрение его в системе категорий "цель — средство — результат".

 

Обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны выступает финансо­вый контроль, являющийся составным элементом государствен­ного контроля по управлению социально-экономическим разви­тием общества.

 

Бюджетный контроль — составная  часть финансово-эконо­мического  контроля и рассматривается как  совокупность меро­приятий, проводимых государственными органами, по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в об­разовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отно­шения, усиливается роль налогов как основного источника фор­мирования доходной базы бюджета, многократно возрастает зна­чимость бюджетного контроля. Его назначение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государ­ства, в обеспечении процесса формирования и эффективного ис­пользования денежных средств.

 

Задачи бюджетного контроля:

 

• обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

 

• соблюдение налогового и  бюджетного законодательства;

 

• контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

 

• проверка эффективности  и целевого использования бюджет­ных средств и средств внебюджетных фондов;

 

• улучшение бюджетной  и налоговой дисциплины;

 

• выявление резервов роста  доходной базы бюджетов разных уровней;

 

• контроль за реализацией  системы межбюджетных отноше­ний;

 

• проверка обращения средств  бюджета и внебюджетных фон­дов в банках и других кредитных учреждениях;

 

• контроль за формированием  и распределением целевых бюд­жетных фондов финансовой поддержки регионов;

 

• пресечение незаконных решений  по предоставлению нало­говых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или ре­гионам;

 

• выявление расточительства  и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;

• проведение профилактической, информационно-разъясни­тельной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дис­циплины.

Хотя государственный  бюджетный контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как  видно из перечня за­дач, распространяется и на частнопредпринимательскую  деятель­ность при проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций; при выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета; при предоставлении пред­приятиям различных форм собственности, субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот (скидок, вычетов, налоговых кредитов и т.д.). Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный про­цесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяются роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента госу­дарственного контроля и управления.

Иными словами, объект бюджетного контроля - денежные отношения, возникающие  между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации  и перераспреде­ления валового внутреннего продукта в территориальном, соци­альном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций.

 

Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих  элементов:

1) Субъект контроля;

2) Объект контроля;

3) Предмет контроля;

4) Принципы контроля;

5) Метод (методика) контроля;

6) Техника и технология  контроля;

7) Процесс контроля;

8) Сбор и обработка  исходных данных для, проведения  контро­ля;

9) Результат контроля;

10) Принятие решения по  результатам контроля.

Перечисленные элементы системы  контроля составляют в со­вокупности механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами контроля, от которых зависит эффективность проводимых контрольно-ревизионных мероприятий, являются субъекты контроля, объекты, предмет, методика и процесс кон­троля. Конечно же, все это должно опираться и регламентироваться нормативными юридическими актами, которые в совокуп­ности образуют финансовое (бюджетное, налоговое) право.

Бюджетное право определяет меры ответственности экономических субъектов за выполнение (или невыполнение) бюджетной дисциплины. Без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей бюджетно-налогового законодательства, являющихся частью (элементом) бюджетного контро­ля, невозможно достичь высоких результатов в выполнении по­ставленных перед ним задач.

Непосредственным предметом  бюджетного контроля, как вид­но из перечня задач, выступают все  этапы бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение  отчета об его исполнении), поступле­ния налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во вне бюджетные фонды, декларации, расчеты по налогам, постановка бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, целевые бюд­жетные фонды, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетное кредиты, обмен и безвозмездная передача товарно-материальных ценностей (так как эти операции облагаются нало­гом), таможенная стоимость (для определения таможенных пошлин, акцизов и НДС) и т.д.Перечень предметов, подвергшихся проверке при бюджетном контроле, довольно обширен, он охватывает практически все сто­роны финансово-хозяйственной деятельности субъектов воспроизводственного процесса. Они все взаимосвязаны, взаимно до­полняют друг друга и в конечном счете влияют на уровень собираемости налогов, на объем бюджетных доходов и финанси­рования из бюджета, а значит, и на количественно-качественные параметры выполнения государством своих функций и задач.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ.

Контроль как процесс  проверки, анализа, оценки качества выполнения поставленных задач является важнейшим  звеном в системе управления финансами  в бюджетной системе России.

Президент РФ. Президентский  контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины служит важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной поли­тики на всей территории страны, сохранения ее целостности. Он осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов и т.д.

 

Определенные функции  финансового контроля выполняет  Главное Контрольное управление Президента РФ, действующее на основе Указа Президента РФ от 16.03.96 г. № 383. Как структур­ное подразделение  Администрации Президента оно подчиняется  непосредственно Президенту, но взаимодействует  со всеми орга­нами исполнительной власти. Среди его функций — контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных ор­ганах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федера­ции; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.  Контрольное управление наделено правом, требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) предоставления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Оно, вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, ко­торые должны быть рассмотрены соответствующими должност­ными лицами в течение 10 дней, но не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции.

Контроль в бюджетной  сфере в пределах своей компетенции  осуществляют высшие органы государственной власти и государственного управления — Федераль­ное Собрание РФ, законодательные (представительные) орга­ны субъектов Федерации, а также представительные орга­ны местного самоуправления, а также финансовые и конт­рольные органы исполнительной власти на федеральном, территориальном уровне и исполнительные органы местно­го самоуправления.

 

Законодательные (представительные) органы, предста­вительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля (ст. 265 БК РФ):

 

• предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов (решений) в бюджете  и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым воп­росам;

 

• текущий контроль —  в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представитель­ных) органов, представительных органов местного самоуп­равления в ходе парламентских слушаний и в связи с депу­татскими запросами;

 

• последующий контроль — в ходе рассмотрения и ут­верждения отчетов об исполнении бюджетов.

 

Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предус­матривает право соответствующих законодательных (пред­ставительных) органов, представительных органов местного самоуправления:

Информация о работе Государственный финансовый контроль доходов и расходов бюджета