Государственный финансовый контроль доходов и расходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:12, реферат

Описание

Современный этап развития экономики России характери­зуется заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономи­кой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансо­во-экономических отношений. В связи с этим объективно воз­растает значение и роль финансового контроля в стране.
Финансовый контроль — регламентированная законода­тельством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государ­ственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Содержание, задача и значение бюджетного контроля
2. Государственные органы, осуществляющие контроль в бюджетной сфере
3. Классификация бюджетного контроля
4. Формы и методы бюджетного контроля
5. Эффективность бюджетного контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

бюджетная система РФ.docx

— 51.24 Кб (Скачать документ)

 

• на получение от органов  исполнительной власти, орга­нов местного самоуправления необходимых сопроводитель­ных материалов при утверждении бюджета;

 

• на получение от органов, исполняющих бюджеты, опе­ративной информации об исполнении бюджетов;

 

• на утверждение (неутверждение) отчета об исполне­нии бюджета;

 

• на создание собственных  контрольных органов (Счет­ная палата, контрольные палаты, иные органы законодатель­ных (представительных) органов субъектов РФ и органов ме­стного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

 

• на вынесение оценки деятельности органов, исполня­ющих бюджеты.

 

Органы государственной  исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять  всю инфор­мацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пре­делах их компетенции по бюджетным вопросам.

 

Федеральное Собрание РФ для  осуществления государ­ственных функций финансового контроля образовало Счет­ную палату. В соответствии с Федеральным законом от 11 ян­варя 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федера­ции" Счетная палата является постоянно действующим ор­ганом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

 

К основным задачам Счетной палаты отнесены следующие:

 

• организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерально­го бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фон­дов по объемам, структуре и целевому назначению;

 

• определение эффективности  и целесообразности рас­ходов государственных  средств и использования федераль­ной собственности;

 

• оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

 

• финансовая экспертиза проектов федеральных зако­нов и нормативных правовых актов федеральных органов го­сударственной власти;

 

• анализ выявленных отклонений от установленных тен­денций бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению;

 

• контроль за законностью  и своевременностью движе­ния бюджетных средств и средств федеральных внебюджет­ных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных бан­ках и иных финансово-кредитных учреждениях;

 

• регулярное представление  Совету Федерации и Государ­ственной Думе информации о ходе выполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

 

Счетная палата осуществляет свою деятельность в соот­ветствии с принципами законности, объективности, незави­симости и гласности.

 

Счетная палата осуществляет следующие виды (функ­ции) контрольной деятельности:

 

1) контрольно-ревизионную:

 

• организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

 

• проведение комплексных  ревизий и тематических про­верок  по отдельным разделам и статьям  федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

 

• подготовка и представление  в палаты Федерального Собрания заключений по исполнению федерального бюдже­та и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

 

2) экспортно-аналитическую:

 

• экспертиза проектов федерального бюджета, законов, иных нормативных  актов, международных договоров, феде­ральных программ и иных документов, затрагивающих воп­росы федерального бюджета и финансов России;

 

• подготовка и представление  заключений и ответов на запросы  органов государственной власти РФ;

 

3) информационную деятельность:

 

• информация Государственной  Думы о результатах ре­визий и проверок;

 

• информация Совета Федерации  о результатах реви­зий и проверок;

 

• представление органам  государственной власти пред­писаний по устранению выявленных нарушений, возмеще­нию ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц.

 

Счетная палата состоит из председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата Счетной  палаты. Пред­седатель Счетной палаты назначается на должность Государ­ственной Думой сроком на шесть лет. Кандидат на должность председателя должен отвечать следующим требованиям: быть гражданином РФ, иметь высшее образование, опыт профес­сиональной деятельности в области государственного управ­ления, государственного контроля, финансов, экономики.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие  основные направления контрольной  деятель­ности Счетной палаты, которые охватывают совокупность ряда статей федерального бюджета, объединенных общим назна­чением. Аудиторы назначаются сроком на шесть лет и утвер­ждаются палатой Федерального Собрания. В Счетной палате образована коллегия Счетной палаты. Аппарат Счетной пала­ты состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников, в служебные обязанности которых входят организация и прове­дение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Контрольные полномочия Счетной  палаты распростра­няются на все государственные органы и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Счетной палате так­же подконтрольны органы местного самоуправления, орга­низации, банки, страховые компании и иные финансово-кре­дитные учреждения вне зависимости от форм собственнос­ти, деятельность негосударственных коммерческих и неком­мерческих организаций, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или имеют налоговые льготы.

Финансовый контроль осуществляют органы исполнитель­ной власти, органы местного самоуправления: Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство, финансовые орга­ны субъектов Федерации и муниципальных образований; рас­порядители бюджетных средств.

Министерство финансов РФ является федеральным ор­ганом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в стра­не. Положением о Министерстве финансов РФ на него воз­ложено осуществление в пределах своей компетенции госу­дарственного финансового контроля. Минфин России осуще­ствляет контроль за использованием бюджетных средств глав­ными распорядителями и получателями бюджетных средств.

В установленных БК РФ случаях  Министерство финан­сов РФ осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Министерство финансов РФ организует финансовый кон­троль и проверки организаций — получателей бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций.

Осуществляя государственный  контроль, Министерство финансов РФ имеет  право:

 

• запрашивать у федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федера­ции необходимые материалы;

 

• ограничивать, приостанавливать в соответствии с за­конодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использова­ния ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании полученных средств;

 

• взыскивать в установленном  порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные  ими не по целевому назначению.

Финансовые органы субъектов  Федерации при осущест­влении государственного финансового контроля за использо­ванием денежных средств бюджета соответствующего субъек­та Федерации наделяются правами и обязанностями, анало­гичными правам и обязанностям Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство Министерства финансов РФ осуществляет предварительный  и текущий контроль за веде­нием операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного про­цесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государствен­ных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими фе­деральными органами исполнительной власти в процессе про­ведения контроля и координирует их работу.

Федеральное казначейство образует единую систему ор­ганов Казначейства, включающую подчиненные ему террито­риальные органы республик, краев, областей и других субъектов РФ.

Главными задачами органов  Федерального казначейства являются: организация и контроль за исполнением  бюджета; управление доходами и расходами  бюджета на счетах казна­чейства, открытых в банках исходя из принципа единства кассы; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; представление вышестоящим органам отчетности о финансовых операциях и др.

Главные распорядители, распорядители  бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использова­нием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевремен­ного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств про­водят проверки подведомственных государственных и муни­ципальных предприятий, бюджетных учреждений.

 

Органы субъектов Федерации  и му­ниципальные образования проводят контроль при самостоятельном ис­полнении бюджетов. Их финансовые органы осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюд­жетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса. В случае передачи исполнения бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы субъек­та Федерации осуществляют финансовый контроль за соблюде­нием главными распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целе­вого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджет­ных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

 

С 1 февраля 2002 г. начал свою деятельность Комитет Рос­сийской Федерации по финансовому мониторингу, созданный в соответствии с Указом Президента России от 1 ноября 2001 г. № 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

 

На Федеральную службу по финансовому мониторингу (в просторечии  — финансовая разведка) возлагаются  задачи:

 

• организация надзора  и борьбы с финансовыми преступ­лениями в России;

 

• координация деятельности правоохранительных орга­нов в области финансового и налогового мониторинга;

 

• изучение опыта финансового  мониторинга в зарубеж­ных странах;

 

• противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.

Успешное выполнение сложных  задач в различных сферах финансово-экономической  жизни общества зависит от соответствую­щей организации, видов контроля, форм и  методов его проведе­ния.

 

В зависимости от субъекта контроля, различают:

 

• государственный бюджетный  контроль, осуществляемый ор­ганами  государственной власти. Он обеспечивает интересы госу­дарства и общества, проверяет выполнение налогоплательщика­ми обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;

 

• ведомственный контроль, проводимый контрольно-ревизи­онными  управлениями министерств и ведомств. При этом прове­ряется расходование бюджетных средств, выделенных по ведом­ственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. Следует отметить, что в поре­форменные годы значение данного вида контроля снизилось. Ве­домства стали ликвидировать свои ревизионные управления, что позволяет многим из них тратить бюджетные средства практичес­ки бесконтрольно (на фоне ослабления государственного контро­ля). Поэтому представляется целесообразным усилить эффектив­ность и значение ведомственного контроля;

 

• общественный контроль осуществляется неправительствен­ными организациями и учреждениями. Объект контроля зависит от поставленных перед проверяющими конкретных задач;

 

• независимый контроль, проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами;

 

• внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций  и учреж­дений. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование, использование выделенных бюджетных средства;

 

• правовой контроль проводится и т.д.

 

• гражданский правоохранительными  орга­нами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета (заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и т.д.).

 

По времени проведения бюджетный контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составле­ния, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получения дота­ций, субвенций, субсидий и других средств из бюджета, разработки и принятия законодательных актов по бюджетным и на­логовым вопросам. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного, неэффективного расходования бюджетных ресурсов, выявлению резервов роста до­ходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с данными программ социально-экономического развития территорий и страны в целом. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании на­правлений использования бюджетных ассигнований, выборе ин­вестиционных программ, дающих наибольший объем доходов в государственную казну при одновременном достижении общей экономической стабилизации,

Информация о работе Государственный финансовый контроль доходов и расходов бюджета