Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:28, реферат

Описание

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает:

Содержание

Введение 2
Содержание финансового контроля, его значение и задачи в условиях рыночной экономики 3
Формы, виды и методы финансового контроля 5
Основные задачи и функцииорганов государственного финансового контроля 9
Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля 14
Аудиторский финансовый контроль, его виды и значение 20
Различия между аудитом и ревизией 23

Работа состоит из  1 файл

Гос. фин. контроль.docx

— 71.51 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

Введение 2

Содержание  финансового контроля, его значение и задачи в условиях рыночной экономики 3

Формы, виды и методы финансового контроля 5

    Основные задачи и функцииорганов государственного        финансового контроля 9

Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля 14

Аудиторский финансовый контроль, его виды и значение 20

Различия  между аудитом и ревизией 23

   

 

     

Введение

 

     Финансовый  контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.

      Государственный финансовый контроль — контроль законодательных  и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает:

  • контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств;
  • оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

     Система финансового контроля в развитых странах включает, как правило, следующие  элементы:

  • ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства — общий контроль за расходованием государственных средств;
  • налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;
  • контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных организаций и учреждений;
  • негосударственные контролирующие (аудиторские) службы, осуществляющие на коммерческой (платной) основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций.

     Экономические и политические преобразования в  Российской Федерации в начале 90-х  годов привели к существенной перестройке действовавшей в  стране системы государственного финансового  контроля и постепенному приближению ее к западной модели. В связи с чем, появились новые органы государственного финансового контроля:

  • Счетная палата Российской Федерации;
  • Министерство Российской Федерации по налогам и сборам;
  • Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (которая в данное время как таковая не существует);
  • Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и др.

     Во  многих субъектах Российской Федерации  созданы и действуют специальные контролирующие органы представительной власти (контрольно–счетные палаты, счетно-контрольные комиссии областных законодательных собраний и т.д.).  

Содержание  финансового контроля,

его значение и задачи в условиях рыночной экономики

      Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных и внебюджетных средств, а также за финансовой деятельностью государственных предприятий, внебюджетных фондов, банков и финансовых корпораций.

      Поскольку финансовая система государства  охватывает все виды денежных средств  и фондов (как на федеральном и  региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), государственный финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

      Государственный финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права  государства  и его учреждений, в связи с  чем финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

      Финансовый  контроль — это стоимостной контроль, поэтому в отличие от других видов  государственного контроля (экологического, санитарного, административного и др.), он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и потребления, потому сопровождает весь процесс движения денежных средств и фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

      Финансовый  контроль со стороны государства  негосударственной сферы экономики  затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Следовательно, государственный финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами.

      Поэтому важную роль в осуществлении государственного финансового контроля играет уровень организации учета и отчетности в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового. Бухгалтерская и отчетная документация — главный объект финансового контроля.

     Субъектами  оперативного управления финансами  в Российской Федерации являются Министерство финансов Российской Федерации и другие финансовые контролирующие органы.

     Важным  звеном государственных финансов является государственный кредит. В зависимости от вида кредитора, рынка размещения займов, валюты и других характеристик государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний долг государства.

     Верхние пределы государственного внутреннего  долга и государственных внешних  заимствований Российской Федерации, а также объем расходов на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга держатся под контролем:

  • Правительства Российской Федерации, при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;
  • Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, при принятии федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;
  • Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, при одобрении (утверждении) федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;
  • Президента Российской Федерации, при подписании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;
  • Счетной палаты Российской Федерации и других органов государственного финансового контроля, при осуществлении контроля за исполнением федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

    В связи  с этим следует выделить задачи финансового контроля:

  1. предупреждение, выявление финансовых нарушений и преступлений;
  2. укрепление доходной базы бюджетов и выявление резервов роста доходов бюджетов;
  3. обеспечивать целенаправленное, эффективное и экономное расходование бюджетных средств;
  4. обеспечивать сохранность государственной собственности и государственного имущества;
  5. обеспечение  своевременных платежей и расчетов;
  6. выявление резервов увеличения всех финансовых ресурсов;
  7. другие задачи.

 

     

Формы, виды и методы финансового  контроля

 

     Существует  две формы контроля – это  государственный и негосударственный (аудиторский).

     Финансовый  контроль классифицируется по разным критериям:

  • по времени проведения:
      • предварительный;
      • текущий (оперативный);
      • последующий.
    • по субъектам контроля:
      • президентский;
      • контроль представительных органов власти и местного самоуправления;
      • контроль исполнительных органов власти;
      • контроль кредитно-финансовых органов;
      • внутрихозяйственный;
      • ведомственный;
    • по сфере финансовой деятельности:
      • бюджетный;
      • налоговый;
      • валютный;
      • кредитный;
      • страховой;
      • инвестиционный;
      • контроль за денежной массой.
    • по форме проведения:
      • обязательный (внешний);
      • инициативный.
    • по методам проведения:
      • проверки;
      • обследования;
      • надзор;
      • анализ финансовой деятельности;
      • наблюдение (мониторинг);
      • ревизии.
 

      Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых бухгалтерских операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макро уровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. А на микроуровне — это процесс разработки и утверждения финансовых планов,  смет и пр.

      Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и пр. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют органы федерального казначейства и централизованные бухгалтерские службы.

      Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии (проверки) отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для выявления случаев не целевого и нерационального использования бюджетных средств, оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов с фактически полученными результатами и пр.

      Проверки проводятся на основе отчетной документации и первичных приходных и расходных документов. При их проведении рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

      Обследование охватывает широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

      Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает проверку соблюдения ими установленных правил и нормативов.

      Анализ  финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственными средствами и эффективности их использования.

      Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны финансово-кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. При этом, неэффективное использование полученной бюджетной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования.

      Ревизия — наиболее полный и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это сплошная проверка всех финансово-бухгалтерских документов (особенно кассовых и банковских) ревизуемой организации и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности этого экономического субъекта с целью проверки ее законности, целесообразности и эффективности.

Информация о работе Государственный финансовый контроль