Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:28, реферат

Описание

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает:

Содержание

Введение 2
Содержание финансового контроля, его значение и задачи в условиях рыночной экономики 3
Формы, виды и методы финансового контроля 5
Основные задачи и функцииорганов государственного финансового контроля 9
Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля 14
Аудиторский финансовый контроль, его виды и значение 20
Различия между аудитом и ревизией 23

Работа состоит из  1 файл

Гос. фин. контроль.docx

— 71.51 Кб (Скачать документ)

      Независимость и объективность контроля Счетной  палаты Российской Федерации обеспечивается необходимой организационной и функциональной независимостью от подконтрольных ему институтов, а также установлением равного права влияния на определение объекта и предмета контроля для субъектов с противоположно направленными интересами. Этот принцип реализуется путем предоставления равного права и большинству и меньшинству (в 20 %) депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации дать поручения Счетной палате на проведение контрольного мероприятия.

      Объективность внешнего государственного контроля, осуществляемого Счетной палатой  Российской Федерации, обеспечивается сочетанием коллегиальности при принятии решений с персональной ответственностью каждого члена Коллегии Счетной палаты по вопросам об объектах и предмете контроля. Такое сочетание достигается посредством процедуры оформления членом Коллегии Счетной палаты, несогласным с ее решением, “особого мнения”, являющегося неотъемлемым приложением к этому решению.

      Одним из важнейших принципов деятельности Счетной палаты Российской Федерации, обеспечивающим объективность и  законность контроля - является гласность. По существу, это механизм обеспечения  общественного контроля за деятельностью уже самой Счетной палаты. И Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", кроме установления гласности как одного из основных принципов деятельности Счетной палаты, определяет и обязанность регулярного представления информации о результатах проведенных контрольных мероприятий средствам массовой информации.

      Необходимо  отметить, что не все вопросы деятельности Счетной палаты регламентированы Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" в расчете на то, что они должны были быть конкретизированы в принятом Коллегией Счетной палаты Регламенте Счетной палаты Российской Федерации. Однако, с учетом непростых взаимоотношений между членами Коллегии Счетной палаты, решение отдельных спорных вопросов должны взять на себя депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.

 

     

Аудиторский финансовый контроль, его виды и значение

 

      Аудит – изучение, анализ, контроль денежного  состояния предприятий, организаций, фирм, их доходов и расходов, прибыли и выработка советов по улучшению хозяйственной деятельности. Такой анализ выполняют квалифицированные специалисты в области бухгалтерии, финансов, называемые аудиторами. Иногда аудитора приглашают на фирму ее руководитель для проверки того, насколько успешно ведет фирма свое хозяйство, чтобы узнать, как улучшить работу. Бывает, что аудитора направляют государственные органы для ревизии, если возникает подозрение, что в своей финансовой деятельности, в бухгалтерском учете фирма нарушает законы.

      Аудиторский контроль – независимый негосударственный, вневедомственный контроль всех экономических субъектов, а также органов власти и управления всех уровней и органов на местах. Это сравнительно новое направление финансового контроля.

      Основные  цели аудиторской  проверки:

  • установление достоверной бухгалтерской отчетности;
  • соответствие совершаемых финансовых и хозяйственных операций с нормативными актами (законность операций).

     Этот  контроль осуществляет аудиторская  фирма или частные аудиторы. Государственное регулирование этой деятельности осуществляется Комиссией аудиторской деятельности при Президенте РФ. Ее основная задача – организация разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защита интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. В положении о комиссии сформулированы ее полномочия:

  • выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности;
  • организация ведения государственных реестров, аудиторов, аудиторских фирм и их объединений;
  • организация публикаций в СМИ сведений о выдаче и аннулировании лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм и т. д.;
  • комиссия имеет право направлять аудиторам, аудиторским фирмам и их объединениям обязательные для исполнения предписания об устранениях ими нарушений законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

      Аудитором можно стать при наличие высшего  финансового или экономического образования со стажем работы по специальности не менее 3 лет. Аудиторы должны иметь лицензию Минфина России и должны быть включены в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

    Виды  деятельности аудиторов:

  1. анализ хозяйственной деятельности;
  2. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
  3. составление деклараций о доходах;
  4. составление бухгалтерской отчетности – баланса;
  5. оценка активов  пассивов экономического субъекта;
  6. обучение в области своей деятельности;
  7. консультирование по вопросам финансов, налогов, по банковским вопросам – konsalting – консалтинг – деятельность специальных компаний по консультированию производителей, продавцов, покупателей, по широкому кругу вопросов.

   Все эти услуги предоставляются за определенную плату, которая оговаривается в договорах.

     При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют определенные обязанности. Аудиторы имеют право:

  • проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;
  • получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки;
  • по письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
  • самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т. д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;
  • отказаться от проведения аудиторской проверки в случае не предоставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае не обеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

     Обязанности аудитора сводятся к  следующему:

  • неукоснительно соблюдать законность в ходе проведения проверки;
  • квалифицированно предоставлять аудиторские услуги;
  • обеспечивать сохранность документов, получаемых в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.
 

Аудит может  быть обязательный и инициативный.

      Обязательному аудиту подвергаются:

  1. Все коммерческие банки, включая Банк России;
  2. Страховые компании;
  3. Биржи;
  4. Акционерные общества;
  5. Внебюджетные и благотворительные фонды;
  6. По решению налоговых и правоохранительных органов;
  7. Обязательная проверка проводится по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.
  8. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя  за один год превышает в 500000 раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200000 раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

    Аудиорская  проверка аудируемых лиц, в финансовой документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке установленном законодательством РФ. 

     Аудиторы  могут образовывать союзы и другие объединения. Все они дорожат  своей репутацией, несут ответственность  за результаты своей деятельности. Не должны нарушать законодательство и должны соблюдать конфиденциальность (тайну).

      При проведении обязательного аудита аудиторская  организация обязана страховать риск ответственности за нарушение  договора.

     Инициативная  проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

     По  результатам проверки оформляется  аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам обязательной проверки, инициированной государственным органом, имеет силу заключения экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

       Текст аудиторского заключения  состоит из вводной, аналитической  и итоговой частей. Во вводной части приводится юридический адрес аудиторской фирмы, фамилии всех аудиторов, принимавших участие в проверке, номер и дата выдачи лицензии и т.п. В аналитической части излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

 

     

Различия  между аудитом  и ревизией

 
Аудит

     Ревизия

Цель
Оказание  услуг, помощь, сотрудничество с клиентом Выявление недостатков с  целью их устранения и наказания виновных
Характер
Предпринимательская деятельность Исполнительская деятельность
Основа  взаимоотношений
Добровольность  на основе договоров Принудительность  по распоряжению вышестоящих  органов
Управленческие  связи
Равноправие с клиентом и отчет  перед ним Назначение  вышестоящим органом,, отчет перед ним
Оплата  услуг
Оплата  клиентом Оплата  вышестоящим органом
Практические  задачи
Улучшение финансового положения  клиента Пресечение  и профилактика злоупотреблений
Результаты
Аудиторское заключение Сводный акт – ревизия

Информация о работе Государственный финансовый контроль