Государственные расходы и государственные инвестиции как фактор ускорения рыночного развития: проблемы, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание

Целью исследования настоящей работы является анализ расходов и инвестиций из государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг. и определение основных направлений стимулирования ускоренного развития социально ориентированной рыночной экономики.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
1) изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета;
2) проведение анализа состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2011 – 2012 гг.;
3) предложение рекомендаций по совершенствованию механизма расходования финансовых ресурсов и инвестирования из государственного бюджета с целью стимулирования ускоренного рыночного развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ БЮДЖЕТА И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РЫНОЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ……………….............6
1.1 Характеристика, роль и классификация расходов и инвестиций
посредством государственного бюджета ………………………................6
1.2 Бюджетное регулирование, направленное на стимулирование
рыночного развития экономики..................................................................12
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………18
2.1 Основные направления использования расходной части бюджета
для стимулирования развития социально-ориентированной рыночной
экономики…………………………………………………………………..18
2.2 Динамика состава и структуры расходной части бюджета
Республики Беларусь, направленной на стимулирование рыночного
развития…………………………………………………………………….21
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ С ЦЕЛЬЮ УСКОРЕНИЯ РЫНОЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….................33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

В частности, необходимо:

1) усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета;

2) в целях обеспечения отраслям экономики равного доступа к бюджетным ресурсам упразднить целевые бюджетные фонды в составе бюджета;

3)  обеспечить реструктуризацию доходов бюджета на отрасли хозяйства на базе инвентаризации собственных доходов отраслей. Усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций;

4)   для создания условий формирования собственных доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и др.;

5)   высвободившиеся бюджетные ресурсы направлять в виде адресных субсидий потребителям услуг соответствующих отраслей – населению и предприятиям;

6) разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование. Это в первую очередь имеет отношение к отраслям сельского хозяйства и предполагает расширение действия рыночных механизмов в этой сфере, постепенную отмену дотаций на возмещение разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию на основе либерализации цен;

7) снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате дальнейшей приватизации объектов государственной собственности;

8)  повысить уровень планирования расходов бюджета, исключить из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития.

Для улучшения структуры государственных  расходов также целесообразно:

  1. проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики;
  2. перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности;
  3. оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.

Финансовому оздоровлению будет способствовать признание  свободы предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний  бизнес может привести к значительному  увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной  жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие места для населения, экономит пособия по безработице, создает новые формы обслуживания населения.

Таким образом, для оптимизации расходной части государственного бюджета необходимо [18, 21, с. 159]:

  1. повысить эффективность и результативность бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования;
  2. усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, приоритетность в расходах должна быть обеспечена по средствам преимущественного финансирования при условиях эффективного использования государственных финансовых ресурсов;
  3. создавать условия для полного и устойчивого выполнения обязательств государства и концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и решении задач социально-экономического развития при одновременном сокращении неэффективности расходов;
  4. совершенствовать межбюджетные отношения и организацию бюджетного процесса;
  5. перейти к среднесрочному бюджетному планированию;
  6. обеспечить сбалансированность бюджетов всех уровней и осуществить сокращение их дефицита;
  7. завершить работу по приведению бюджетной классификации Республики Беларусь в соответствие с международными стандартами статистики государственных финансов;
  8. провести реструктуризацию расходов бюджета на отрасли экономики на базе инвентаризации собственных доходов отраслей, усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций;
  9. для создания условий формирования собственных доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и др.;
  10. направлять высвободившиеся бюджетные ресурсы в виде адресных субсидий потребителям услуг;
  11. разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозрасчет и самофинансирование;
  12. снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности;
  13. повысить уровень бюджета на основе повышения их обоснованности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития;
  14. закрепить в законодательном порядке доли бюджетных ресурсов, направляемых в социально-культурную сферу в общем объеме расходов государственного бюджета;
  15. реструктуризировать источники финансирования расходов на отрасли непроизводственной сферы за счет сокращения традиционного набора бюджетных расходов на основе привлечения внебюджетных источников;
  16. прогнозирование пропорций, обеспечивающих оптимальное сочетание источников финансирования непроизводственной сферы;
  17. расширять перечень платных услуг с целью создания условий для формирования собственных доходов учреждений;
  18. научно обосновать норматив бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы.

Подводя итог, следует  подчеркнуть, что если доходная часть  бюджета недостаточна, то сократив его расходную часть, будет достигнуто решение всех проблем.

Однако в  реальной жизни расходную часть  сокращать не только сложно, но и  иногда нельзя. Например, нельзя с экономической  точки зрения сокращать расходы  на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, вооружение и т.п.

Таким образом, решение существующих проблем может  быть найдено только при совместном объединении усилий различных государственных  органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного функционирования (проведение взвешенной фискальной и инвестиционной политики, организация системы контроля и управления внутреннего и внешнего заимствования, постоянный анализ экономической ситуации в республике).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной курсовой работе подробно исследован государственный  бюджет в разрезе его расходной  части за 2011-2012 гг., теоретические аспекты организации расходной части государственного бюджета;

  1. проведен анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг.;
  2. определены основные направления совершенствования механизма расходования финансовых ресурсов и инвестирования из государственного бюджета с целью стимулирования ускоренного рыночного развития.

Для ускорения  рыночного развития следует активно привлекать в страну иностранный капитал и активизировать государственную инвестиционную политику. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ.

Однако привлечение в страну иностранных инвесторов невозможно без создания условий для формирования благоприятного инвестиционного климата. Для этого в стране должна действовать стабильная и прозрачная законодательная база в области инвестиций; экономическая политика должна положительно оцениваться авторитетными международными финансово-кредитными организациями; необходимо проведение льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и т.п.

Также скорейшему рыночному развитию экономики будет способствовать признание свободы предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес может привести к значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие места для населения, экономит пособия по безработице, создает новые формы обслуживания населения.

Таким образом, решение существующих проблем в  области расходов и инвестиций республиканского бюджета, может быть найдено только при совместном объединении усилий различных государственных органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного функционирования. Для этого необходимо проведение взвешенной фискальной и инвестиционной политики, организация системы контроля и управления внутреннего и внешнего заимствования, постоянный анализ экономической ситуации в республике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Базылева, М.Н. Экономическая теория: учеб. пособие /                         М.Н. Базылева, Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 640 с.
  2. Байнев, В.Ф. Экономика региона: курс лекций / В.Ф. Байнев. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 239 с.
  3. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобрен Сов. Республики 28 июня 2008 г. – Минск: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2008. – 153 с.
  4. Головачев, А.С. Экономическая теория (общ. основы): курс лекций  / А.С. Головачев, И.В.  Головачева, Э.А. Лутохина. – 2-е изд. – Минск: Акад. упр.  при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 240 с.
  5. Государственное регулирование переходной экономики / С.А. Пелих, В.Ф. Байнев, В.П. Орешкин [и др.]; под общ. ред. С.А. Пелиха; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2008. – 385 с.
  6. Государственное регулирование предпринимательства и малого бизнеса / С.А. Пелих, В.Ф. Байнев, В.П. Орешкин [и др.]; под общ. ред.                 С.А. Пелиха; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2010. – 230 с.
  7. Государственные финансы: учеб. пособие / Г.К. Мультан,                    Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич [и др.]; Под ред. Г.К. Мультана. – Минск: БГЭУ, 2005. – 166 с.
  8. Курс экономической теории: учебник / М.И. Плотницкий,                   Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов [и др.]; Под общ. ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 496 с.
  9. Макроэкономика / А.С. Головачев, И.В. Головачева. 2-е стер. изд. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 256 с.
  10. Макроэкономика: Социально ориентированный подход: учеб. пособие / Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько [и др.]; Под ред.                Э.А. Лутохиной. – Минск: Тесей, 2003. – 320 с.
  11. Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова [и др.]; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина,            2007. – 380 с.
  12. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов Института государственного управления / В.А. Коврей,                            Л.П. Пацкевич, О.Э. Шаркова. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 22 с.
  13. Микро- и макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий,           Л.В. Воробьев, Н.Н. Сухарева [и др.]; Под ред. М.И. Плотницкого. 2-е изд., стереотип. – Минск: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 224 с.
  14. Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия: РИПОЛ классик, 2006. – 1456 с.
  15. О бюджете Республики Беларусь на 2008 г.: Закон Респ. Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 303-3 // Консультант Плюс [Электронный ресурс].
  16. О бюджете Республики Беларусь на 2009 г.: Закон Респ. Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-3 // Консультант Плюс [Электронный ресурс].
  17. Плотницкий, М.И. Основы микро- и макроэкономики: учеб. пособ. / М.И. Плотницкий, Л.В. Лемешевская, Л.В. Воробьева; Под ред.                     М.И. Плотницкого. – Минск: Книжный Дом; Мисанта, 2006. – 200 с.
  18. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы // Консультант Плюс [Электронный ресурс].
  19. Республика Беларусь: Энциклопедия: В 6 т. Т. 2 / Редкол.:                    Г.П. Пашков [и др.]. – Минск: БелЭн, 2006. – 912 с.
  20. Республика Беларусь: Энциклопедия: В 6 т. Т. 6 / Редкол.:                     Г.П. Пашков [и др.]. –  Минск:  Беларус.  Энцыклапедыя  iмя  П. Броукi,               2008. – 752 с.
  21. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие /                          Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2003. – 217 с.
  22. Теория финансов: учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко,              Т.В. Сорокина; Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. Изд. 2-е стереотип. – Минск: БГЭУ, 2005. – 351 с.
  23. Финансы и кредит: учеб. пособие / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич [и др.]; Под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 345 с.
  24. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие /               М.К. Фисенко. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 184 с.
  25. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: Республика Беларусь в цифрах,1995-2012 гг.// Консультант Плюс [Электронный ресурс].

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственные расходы и государственные инвестиции как фактор ускорения рыночного развития: проблемы, особенности