Государственные расходы и государственные инвестиции как фактор ускорения рыночного развития: проблемы, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание

Целью исследования настоящей работы является анализ расходов и инвестиций из государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг. и определение основных направлений стимулирования ускоренного развития социально ориентированной рыночной экономики.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
1) изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета;
2) проведение анализа состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2011 – 2012 гг.;
3) предложение рекомендаций по совершенствованию механизма расходования финансовых ресурсов и инвестирования из государственного бюджета с целью стимулирования ускоренного рыночного развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ БЮДЖЕТА И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РЫНОЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ……………….............6
1.1 Характеристика, роль и классификация расходов и инвестиций
посредством государственного бюджета ………………………................6
1.2 Бюджетное регулирование, направленное на стимулирование
рыночного развития экономики..................................................................12
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………18
2.1 Основные направления использования расходной части бюджета
для стимулирования развития социально-ориентированной рыночной
экономики…………………………………………………………………..18
2.2 Динамика состава и структуры расходной части бюджета
Республики Беларусь, направленной на стимулирование рыночного
развития…………………………………………………………………….21
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ С ЦЕЛЬЮ УСКОРЕНИЯ РЫНОЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….................33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

При этом государство  применяет различные формы прямого  и косвенного воздействия на экономику [24, с. 94]:

1)  субсидирование организаций и предприятий;

2)  государственные инвестиции;

3)  бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс.

Все это в  конечном итоге позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.

Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.

Бюджетный механизм используется для проведения крупных  структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Таким образом, одним из важнейших инструментов воздействия на темпы экономического роста является бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Фискальная  политика – это система мер государственного воздействия на экономические процессы, осуществляемых с помощью налогово-бюджетных (фискальных) рычагов [11, с. 95].

С ее помощью  осуществляется регулирование экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Различают два основных типа фискальной политики: дискреционная и недискреционная [5, с. 260].

Дискреционная – сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей.

Недискреционная (автоматическая) – изменения в правительственных закупках и налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ.

Дискреционная фискальная политика в зависимости  от фазы экономического цикла может  быть сдерживающей или стимулирующей.

 Сдерживающая проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Она предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

Стимулирующая – реализуется в период спада общественного производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов и увеличения государственных расходов.

Согласно кейнсианской концепции государственные расходы являются основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста государственных расходов растут совокупный спрос и внутренний валовой продукт. Государственные расходы финансируются из средств государственного бюджета.

Таким образом, у государства находятся значительные финансовые инструменты воздействия  на экономические  процессы [11, с. 95]:

    1.    государственные закупки;
    2.    дотации;
    3.    субвенции;
    4.    субсидии;
    5.    трансфертные платежи;
    6.   инвестиции.

Трансферты – это безвозмездные выплаты правительством, фирмой домохозяйству или фирме денег (товаров, услуг). Как правило, они носят социальный характер.

Дотации – это денежные средства, выделяемые из государственного бюджета для оказания финансовой поддержки либо убыточным предприятиям, либо социально значимым производствам, иначе производители переложили бы соответствующую долю расходов на покупателей, что привело бы к росту цен, а также государственные денежные пособия в виде доплат гражданам.

Субвенции – это целевое денежное пособие, выделяемое центральными органами на финансирование определенного мероприятия или объекта.

Субсидии – это пособие правительства в денежной или натуральной форме фирмам, домохозяйствам, другим государствам, в обмен на которые они получают товары и услуги.

Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги.

Фискальная  политика оказывает воздействие  на национальную экономику через рынок благ. Государственные расходы увеличивают объем совокупного спроса, присоединяясь к расходам на потребление и инвестиции.

Наращивая объем государственных  закупок товаров и услуг, правительство  осуществляет своего рода инъекции в  национальную экономику.

Налоги, в отличие от государственных расходов, сокращают потребление и сбережение частного сектора, т.е. являются как бы утечками дохода.

В краткосрочной  перспективе меры бюджетно-налоговой  политики сопровождаются эффектами  мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Мультипликатор  государственных расходов – числовой показатель, показывающий зависимость дохода и выпуска продукции от изменений государственных расходов. Прирост общей суммы государственных расходов вызывает рост дохода и выпуска продукции. Рост дохода в соответствии с функцией потребления увеличивает уровень потребления, что  в свою очередь увеличивает выпуск, который способствует дальнейшему росту потребления. Доход и выпуск будет превышать общую сумму приращения государственных расходов в несколько раз, в соответствии с величиной мультипликатора государственных расходов.

Величина мультипликатора государственных расходов находится в прямой зависимости от предельной склонности к потреблению и обратной зависимости от предельной склонности к сбережению.

Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

Следует подчеркнуть, что маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающих источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны.

Важную роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры и искусства.

По мере развития рыночных отношений и осуществления  экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Это обусловлено объективной необходимостью улучшения качества жизни населения.

В странах с рыночной экономикой как административные, так и экономические методы превратились в неотъемлемую часть экономической системы и ни в одном из них не ставится задача их замены или устранения. Действенность их использования определяется конкретной исторической и хозяйственной ситуацией, а также приоритетными целями развития.

Таким образом, повышение государственных расходов на определенную величину вызывает изменение  национального дохода, а изменение  доходов увеличивает совокупный спрос, что, в свою очередь, вызывает рост национального производства.

Следует отметить, что в Республике Беларусь в настоящее время механизм данного регулирования еще не в полной мере отлажен, и его осуществление на практике может приводить к росту цен, изменению курса валюты и отрицательно воздействовать на ставку ссудного процента денежного рынка.

Но, тем не менее, в период кризиса механизм государственного регулирования предполагает, что государственные расходы (т.е. государственные закупки) должны быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. А в период экономического роста государство, снижая уровень своих расходов, сокращает объем совокупного спроса и, тем самым, выпуска продукции, т.е. реализует функцию макроэкономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ  РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

 

2.1 Основные направления использования расходной части бюджета для стимулирования развития социально- ориентированной рыночной экономики

 

В настоящее  время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местного бюджетов.

В соответствии с территориальным уровнем местных  Советов депутатов местные бюджеты  делятся на [6, с. 192]:

  1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
  2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);
    1.   бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

Различают еще  такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь (района, области).

Консолидированный бюджет Республики Беларусь представлен  на рисунке 2.1.

 

 

Консолидированный бюджет Республики Беларусь




 

Республиканский бюджет Республики Беларусь

 

Консолидированные бюджеты областей

 

Бюджет

 города Минска


 

Рисунок 2.1 – Консолидированный бюджет Республики Беларусь

Источник – [24, с. 97, рисунок 5.3].

 

Применительно к Республике Беларусь различают  вышестоящий бюджет и нижестоящий  бюджет.

Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы.

Нижестоящий бюджет – это бюджет административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету.

Функциональная  классификация бюджетных расходов республиканского бюджета отражает распределение бюджетных средств  по основным разделам деятельности органов государственной власти в различных сферах жизни общества [24, с. 104-105]:

    1.    общегосударственные расходы;
    2.    национальная оборона;
  1. судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
    1.    общеэкономические вопросы;
    2.    сельское хозяйство и рыбохозяйственная деятельность;
    3.    лесное хозяйство;
  1. промышленность, энергетика, строительство, архитектура и градостроительство;
    1.     транспорт;
    2.     дорожное хозяйство;
    3.   связь;
    4.   гидрометеорологическая деятельность;
    5.   картография и геодезия;
  1.   государственная поддержка других отраслей национальной экономики;
  1.   прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области национальной экономики;
    1.   охрана окружающей среды;
    1.   жилищное строительство и жилищно-коммунальные услуги;
    2.   здравоохранение;
  1.   физическая культура,  спорт, культура и средства массовой информации;
    1.   образование;
    2.   социальная политика;
  1.   расходы на государственные инвестиционные проекты и программы.

 

Остановимся на некоторых из них.

Общегосударственные расходы включают в себя такие затраты, которые обеспечивают функционирование Президента Республики Беларусь, парламента страны, других органов государственного управления и иных органов исполнительной власти, обеспечивающих общегосударственные функции.

Расходы по национальной обороне охватывают финансовые ресурсы, необходимые для:

Информация о работе Государственные расходы и государственные инвестиции как фактор ускорения рыночного развития: проблемы, особенности