Государственные расходы и государственные инвестиции как фактор ускорения рыночного развития: проблемы, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание

Целью исследования настоящей работы является анализ расходов и инвестиций из государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг. и определение основных направлений стимулирования ускоренного развития социально ориентированной рыночной экономики.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
1) изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета;
2) проведение анализа состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2011 – 2012 гг.;
3) предложение рекомендаций по совершенствованию механизма расходования финансовых ресурсов и инвестирования из государственного бюджета с целью стимулирования ускоренного рыночного развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ БЮДЖЕТА И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РЫНОЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ……………….............6
1.1 Характеристика, роль и классификация расходов и инвестиций
посредством государственного бюджета ………………………................6
1.2 Бюджетное регулирование, направленное на стимулирование
рыночного развития экономики..................................................................12
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………18
2.1 Основные направления использования расходной части бюджета
для стимулирования развития социально-ориентированной рыночной
экономики…………………………………………………………………..18
2.2 Динамика состава и структуры расходной части бюджета
Республики Беларусь, направленной на стимулирование рыночного
развития…………………………………………………………………….21
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ С ЦЕЛЬЮ УСКОРЕНИЯ РЫНОЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….................33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ БЮДЖЕТА И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РЫНОЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ……………….............6
    1. Характеристика, роль и классификация расходов и инвестиций

посредством государственного бюджета ………………………................6

1.2  Бюджетное регулирование, направленное на стимулирование

рыночного развития экономики..................................................................12

 

  1. АНАЛИЗ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………18
    1. Основные направления использования расходной части бюджета

             для стимулирования развития социально-ориентированной рыночной

             экономики…………………………………………………………………..18

    1. Динамика состава и структуры расходной части бюджета

Республики Беларусь, направленной на стимулирование рыночного

развития…………………………………………………………………….21

 

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ С ЦЕЛЬЮ УСКОРЕНИЯ РЫНОЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………………….30

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ ………………….................33

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном  механизме макроэкономического  регулирования большая роль принадлежит государству. Без его регулирующего вмешательства не может обойтись экономика ни одной страны. Государственное регулирование осуществляется в рамках избранной властью экономической политики.

Главной целью  государственного регулирования является экономическая стабильность и устойчивость развития. Для достижения этой цели приходится выдвигать и решать также ряд других, опосредованных целей. Добиваясь реализации поставленных целей, государство формирует, а затем осуществляет несколько основных видов регулирующей политики: бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества и ее главное звено – государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Таким образом, на современном этапе развития общества государственный бюджет выступает основным звеном финансовой системы государства и неотъемлемым элементом общегосударственных финансов. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, а именно, та часть финансовых ресурсов, которая аккумулируется в централизованном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. Назначение доходов – финансировать предусмотренные в бюджете государственные расходы и инвестиции.

Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX в., также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет совершенствование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Данная курсовая работа посвящена вопросу «Государственные расходы и государственные инвестиции как фактор ускоренного рыночного развития». С актуальностью этой темы на сегодняшний день нельзя не согласиться, так как «здоровье» или «болезненность» государственного бюджета ощущает на себе каждый гражданин государства: по тому, какую и насколько регулярно он получает заработную плату; по уровню развития образования, культуры, охраны правопорядка и многих других сфер, напрямую финансируемых из государственной казны. Поскольку Республика Беларусь избрала направлением развития социально-ориентированную рыночную экономику, то фактор ускоренного рыночного развития играет немаловажную роль в организации расходной части бюджета

Кроме того, необходимо отметить, что среди сотен законов, декретов, указов, постановлений и распоряжений выделяется один законодательный акт, который принимается из года в год и определяет жизнь большинства из нас на ближайшие 12 месяцев, который в той или иной степени касается каждого гражданина страны. Это закон о бюджете – главный финансовый документ страны. И при внимательном прочтении он помогает сделать основной вывод – какое рыночное развитие ждет экономику страны в ближайшем будущем.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что с помощью расходов бюджета и инвестиций государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования рыночного развития, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Несмотря на то, что многими экономистами рекомендуется снижать уровень государственной поддержки экономики, необходимость в стимулировании реального сектора при помощи бюджетных средств остается. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов стимулирования ускоренного рыночного развития экономики.

Объектом исследования выступают расходы и инвестиции из государственного бюджета в разрезе его расходной части за 2011-2012 годы.

Целью исследования настоящей работы является анализ расходов и инвестиций из государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг. и определение основных направлений стимулирования ускоренного развития социально ориентированной рыночной экономики.

Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:

  1. изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета;
  2. проведение анализа состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2011 – 2012 гг.;
  3. предложение рекомендаций по совершенствованию механизма расходования финансовых ресурсов и инвестирования из государственного бюджета с целью стимулирования ускоренного рыночного развития.

Курсовая работа включает в себя введение, три раздела, заключение и список использованной литературы.

При выполнении курсовой работы  использованы учебники и учебные пособия таких белорусских  авторов, как Пелих С.А., Лутохина Э.А, Байнев В.Ф., Мультан Г.К., Заяц Н.Е., Сорокина Т.В., Плотницкий М.И., Базылев         Н.И, Базылева М.Н., Головачев А.С., Фисенко М.К. и др., сведения из энциклопедий, законодательная и нормативная документация, а также статистическая информация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ  БЮДЖЕТА И ИХ ВЛИЯНИЯ НА  РЫНОЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

 

 

1.1 Характеристика, роль и классификация расходов  и инвестиций посредством государственного  бюджета

 

Сложность и  многогранность финансовых отношений обуславливает необходимость классификации их по сферам функционирования. Исходя из их специфики, финансовые отношения можно разделить на две крупные сферы:

  1. финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
  2. государственные или общегосударственные (централизованные финансы) [24,  с. 27].

Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. В любой стране такими крупными субъектами являются: субъекты хозяйствования и государство.

Следует отметить, что внутри сферы финансы субъектов хозяйствования выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов:

    1.   финансы коммерческих организаций;
    2.   финансы некоммерческих организаций;
    3.   финансы домашних хозяйств [24, с. 29].

Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

В состав общегосударственных  финансов включаются следующие звенья:

    1.   государственный бюджет;
    2.   государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
    3.   государственный кредит [11, с. 94].

В дальнейшем кратко рассмотрим экономическое содержание бюджета, государственного бюджета и государственных расходов. В экономической литературе существуют различные определения указанных терминов. Поэтому остановимся на некоторых из них.

Бюджет (англ. budget), роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок                                 (год) [14, с. 159].

Бюджет (англ. budget), имеющая официальную силу роспись (смета) доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени (обычно за год). Является основным инструментом проверки соответствия прихода и расхода экономических ресурсов [19, с. 577].

Бюджет (от древнефранцузского слова «бужетт» – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации, населения на определенный период времени [8, с. 375].

Бюджет – это роспись денежных доходов и расходов субъекта (государства, домохозяйства и т.д.) на определенный срок [10, с. 166].

В современных  условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Бюджет как  экономическая категория, выполняет две функции:

  1. распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.);
  2. контрольную (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств).

В Бюджетном кодексе Республики Беларусь государственный бюджет определен как план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства [3].

Бюджет  государственный, смета доходов и расходов государства за определенный период (преимущественно за год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, содержания органов государственного управления, образования финансовых и материальных резервов. Бюджет государственный составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами [14, с. 159].

Бюджет  государственный:

1) централизованный фонд денежных средств, принадлежащих государству и используемых для материального обеспечения государственной деятельности. Является частью государственной казны, в которую входят и другие виды централизованных государственных источников финансов.

2) основной финансовый план образования, распределения и использования государственного централизованного денежного фонда. Состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов, которые в совокупности образуют бюджет консолидированный. 3) Правовой акт, закрепляющий порядок образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства [19, с. 577].

Государственный бюджет – это сводный документ, в котором отражается государственная фискальная политика в течение определенного периода времени (год) [13, с. 153].

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, который использует правительство для содержания государственного аппарата и выполнения функций государства [10, с. 166].

Информация о работе Государственные расходы и государственные инвестиции как фактор ускорения рыночного развития: проблемы, особенности