Развитие государственной службы в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 10:19, реферат

Описание

После войны за независимость США нужен был полновластный глава государства, способный при помощи подчиненного ему исполнительного аппарата выполнить волю правящего класса. «...Энергия (главы) исполнительной власти, - писал один из идеологов победившей буржуазии А. Гамильтон, - является основной характерной чертой, определяющей хороший государственный аппарат».

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.94 Кб (Скачать документ)

1. Развитие государственной  службы в США

«Характерной  особенностью развития государственной  службы США является то, что она  начала складываться не на основе законодательства, а на политическом обычае. Это объясняется своеобразием социально-политической истории США и, прежде всего тем, что государственный аппарат формировался в период, когда правящие круги, стремясь создать крепкую центральную власть, не могли, открыто противостоять ни силам, выступающим за укрепление власти штатов, ни массе американского населения, требующей последовательного проведения в жизнь завоеваний буржуазно-демократической революции».

После войны  за независимость США нужен был  полновластный глава государства, способный при помощи подчиненного ему исполнительного аппарата выполнить  волю правящего класса. «...Энергия (главы) исполнительной власти, - писал один из идеологов победившей буржуазии  А. Гамильтон, - является основной характерной  чертой, определяющей хороший государственный  аппарат». Эти требования и были закреплены правящей буржуазно-рабовладельческой  верхушкой в конституции 1787 года, которая определила положение президента как главы исполнительной власти, предоставив ему также довольно широкие права по противодействию  тем мероприятиям, которые может  в противовес интересам правящего  класса попытаться провести конгресс как высший представительный орган.

Создатели конституции  вообще умолчали об основах построения государственного аппарата и принципах  организации государственной службы. Закрепив положение президента как главы исполнительного федерального аппарата, конституция США говорит лишь о его праве «с совета и согласии сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов... а также всех других должностных лиц Соединенных Штатов» и о том, что президент может «замещать все вакансии, которые откроются в период между сессиями сената» (ст. 11, разд. 2 Конст. США).

Вплоть до середины 19 века в США не было издано ни одного закона, определяющего порядок комплектования служебного персонала федеральных  учреждений, замещения должно прохождения  службы чиновничеством и т. д. Каждое министерство руководствовалось собственными правилами устанавливаемыми на основе так называемых «органических законов» (нормативных актов, учреждавших данное ведомство).

Развитию государственной  службы США на основе политического  обычая во многом способствовали особенности  американского федерализма. Ввиду  того, что конституция умолчала вопрос о построении государственной службы на местах, организация служебной  деятельности чиновничества в управленческом аппарате штатов и местных органов  стала прерогативой властей штатов и местного самоуправления.

«Особое влияние  на организацию служебной деятельности личного состава федеральных  учреждений оказала «нормотворческая»  деятельность первых президентов США  и, прежде всего Дж. Вашингтона, который, имея возможность строить свою администрацию с самого начала без юридической на то основы, а также без практики предыдущих президентов. Он определил порядок назначений на государственную службу, который сохранялся без каких-либо кардинальных изменений в течение первых четырех десятилетий формирования американской республики и наиболее важные элементы, которого имеют силу в настоящее время. «Нормотворчество» первых президентов оказало влияние и на организацию государственной службы в штатах и местных органах власти.

Дж. Вашингтон  при формировании своей администрации  исходил, прежде всего, из интересов  господствующего класса. Он не изменил  общей системы организации государственного управления, существовавшей в колониальный период. Методы деятельности государственного аппарата, принципы набора чиновников на государственные должности, а  также место бюрократии в жизни  общества оставались английскими и  по форме, и по существу. Не менялась ни форма организации государственного управления, ни классовая направленность его деятельности».

При отборе кандидатов на административные должности президент  руководствовался, прежде всего, личными  качествами претендента и кастовыми  признаками. Более подходящие кандидаты  находились среди ближайшего окружения  президента.

«При отборе руководящего состава федеральным  учреждений первым президентам приходилось  считаться не только со своими симпатиями, но и с желаниями отдельных  сенаторов, политических деятелей, крупных  капиталистов и плантаторов. Ставя  на высшую дарственную должность  доверенных людей того или иного  влиятельного лица, президенты США  получали возможность политического  маневрирования. Комплектование государственного аппарата превратилось в эффективное  орудие борьбы с политическими противниками и в способ награждения друзей. Президент, придя к власти и используя  свое право замешать высшие государственные  должности, считал возможным уволить  некоторую часть высших чиновников, поставленных на должность его предшественником, и назначить своих ставленников или же лиц, близких его политическим друзьям. Последние в свою очередь  заранее рассчитывали на то, что, поддержав  своего «патрона», они сумеют устроиться сами или устроить своих сторонников  на «теплые местечки» в центральном  аппарате или же в своих штатах и муниципалитетах. Эта форма  заполнения государственных должностей стала носить в американской практике наименование «системы патронажа». Она получила повсеместное распространение. Патронаж начали широко использовать губернаторы штатов, мэры и другие выборные должностные лица».

Особенно заметно  «система патронажа» подняла роль конгресса при комплектовании личного состава местных отделений федеральных учреждений. В сенате сложился своеобразный обычай «круговой поруки» при обсуждении кандидатур на эти должности. Этот обычай, который получил название «правила сенаторской вежливости», требовал, чтобы все сенаторы, невзирая на партийную принадлежность, голосовали против кандидата, предложенного президентом, в том случае, если сенатор от данного штата выдвигал другую кандидатуру. Такие «правила» привели к тому, что сенатор - сторонник победившей партии - считал все важные федеральные должности в своем штате областью личного патронажа, в чем находил. полную поддержку сената. «Правила сенаторской вежливости» сохраняют свою силу до настоящего времени.

Данный метод  назначения на должности привел к  тому, что в руках президента сосредоточился большой контроль над государственной  службой. Лишь изменения в экономической  и социально-политической жизни  американского общества в 20-х и  З0-х годах 19 века привели к системе  назначения на государственные должности  только за политические услуги.

«Усиление промышленного  и финансового капитала, начавшаяся промышленная революция способствовали быстрому росту средней и мелкой буржуазии. Новые слои собственников  требовали демократизации политического  режима, в том числе увеличения доли своего участия в управлении государством. Правящая верхушка была вынуждена пойти на уступки и санкционировать введение всеобщего избирательного права для мужчин. Она, однако, не собиралась сдавать свои позиции в деле государственного руководства. Господствующий класс изменил лишь методы своего контроля над государственным аппаратом, используя для этой цели политические партии».

Возросшее число  избирателей и всеобщее избирательное  право требовали перестройки  партийной деятельности. На смену  собраниям партийных фракций  конгресса (так называемым «кокусам»), которые ранее были главным центром определения политической линии данной партии, пришли более представительные институты - партийные съезды. Местные партийные боссы, контролируя выдвижение кандидатов на съезды, заметно усилили свое влияние на развитие социально-политической жизни страны.

В новых условиях политическая деятельность, бывшая ранее  привилегией сравнительно небольшого круга лиц, которые, по образной характеристике Джозефсона, «действовали сообща... для защиты своих собственнических интересов, имея благодаря собственности свободное время для этого», становится более доступной для средних слоев населения». Вместе с ростом числа избирателей неуклонно росла и численность государственных служащих.

Закон об административной процедуре от 11 июня 1946 г., разработка которого началась еще в 1938 г., стал миниатюрным кодексом американского  административного права. Этот акт  присваивал каждому органу в системе  исполнительной власти, обладавшему  правом определять правовой статус частных  лиц путем издания нормативных  актов или приказов, единообразное  наименование «административное учреждение» (адепсу).

После второй мировой  войны аппарат исполнительной власти продолжал расширяться. «В связи  с колоссальным ростом в годы войны  военной машины в 1947 г. военный департамент  был преобразован в департамент  армии (или сухопутных сил) и созданы  новые департаменты: военно-воздушных  сил и обороны. В связи с  расширением масштабов вмешательства  государства в социальные отношения  в 1953 г. был создан департамент здравоохранения, просвещения и социального благосостояния, а в 1965 г.- департамент жилищного  строительства и городского развития. В 1966 г. был учрежден 15-й департамент - транспорта. В те же годы появился и ряд новых независимых агентств: Администрация по делам мелкого  бизнеса, Информационное агентство, Комиссия по урегулированию претензий к иностранным  государствам, Управление федеральных  банков жилищного кредита, Комиссия по гражданским правам и др».

Последний реорганизационный  бум произошел при президенте Р. Никсоне, вынашивавшем, в частности, планы коренной реформы системы  исполнительных департаментов. Это  было связано в значительной степени  с серьезными экономическими трудностями, с которыми страна столкнулась в  конце 60 - начале 70-х годов.

В 1974 - 1975 гг. при  президенте Дж. Форде были созданы в качестве независимых агентств Федеральная энергетическая администрация и Администрация энергических исследований и развития (в связи с обострением энергетического кризиса), Национальное управление по безопасности на транспорте, Федеральная комиссия по выборам, Комиссия по делам общинных служб и некоторые другие.

В связи с  резким ростом аппарата исполнительной власти в послевоенные годы - главным  образом на штатном и местном  уровнях - в огромных масштабах увеличилось  число государственных служащих.

 
 

4. Руководство государственной  службой

Специализированными органами по управлению государственной  службой являются Управление по делам  государственной службы, Совет по вопросам "системы заслуг", Специальная  комиссия.

Во главе Управления по делам государственной службы стоит директор, назначаемый президентом  по совету и с согласия сената на 4-летний срок.

«В соответствии с законом директор управления наделен  следующими полномочиями: 1) обеспечение  точности, единообразия и справедливости в организации деятельности управления; 2) назначение на должности в аппарате управления; 3) руководство деятельностью  и контроль за деятельностью служащих управления, распределение обязанностей между служащими и структурными подразделениями управления, руководство организацией деятельности управления; 4) руководство подготовкой бюджетных запросов управления и распоряжение средствами управлениями 5) осуществление, реализация и исполнение: а) правил и требований гражданской службы, установленных президентом и управлением, а, также законов о гражданской службе; б) других обязанностей управления, включая вопросы отставок по возрасту и квалификации служащих, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Совета по вопросам "системы заслуг" и Специального совета; 6) контроль за исполнением законодательства; 7) содействие президенту в подготовке таких правил гражданской службы, которые будут затребованы президентом, а также консультирование президента по вопросам совершенствования гражданской службы».

Совет по вопросам защиты "системы заслуг" состоит  из трех членов, назначаемых президентом  по совету и с согласия сената на 7-летний срок. К одной и той  же политической партии могут принадлежать не более двух членов Совета. Последнее  требование призвано обеспечить определенны гарантии политической беспристрастности в деятельности Совета. Председатель Совета назначается из числа его членов президентом по совету и с согласия сената.

Совет рассматривает  жалобы и принимает решения по вопросам "системы заслуг" в  организации государственной службы и запрещенной кадровой практики. Решения Совета обязательны к исполнению всеми органами исполнительной власти и государственными служащими.

Совет проводит специальные расследования и  ежегодно докладывает президенту и  конгрессу о необходимых мерах  по устранению запрещенной кадровой практики.

Специальная комиссия Совета по вопросам защиты "системы  заслуг" формируется президентом  по совету и согласия Сената на 5-летний срок из числа лиц, допущенных к адвокатской  практике.

 
 

5. Структура государственной  службы

«Согласно теории и практике государственного управления США, в категорию государственных  служащих включаются как должностные  лица и вспомогательно-технический персонал, связанный с реализацией государствено-властных полномочий, так и работники по найму (в том числе преподаватели государственных заведений, рабочие государственных предприятий и сферы коммунального обслуживания). В США государственным служащим (government employee) или служащим общественного сектора (public employee) в широком смысле считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штатов или местных органов власти. «Понятие «служащий общественного сектора», - писал председатель Комиссии гражданской службы в правительстве Л. Джонсона Д. Маси, может включать полицейского в патрульной машине, преподавателя в классе, почтальона, сборщика налогов в его конторе или механика на военно-морской базе». Смешивая в понятии «государственный служащий» должностных лиц, обслуживающий персонал и работников по найму, государствоведческая наука США преследует цель создать представление обо всех лицах, занятых в государственном секторе, как о едином социальном слое».   

Государственный сектор США имеет структурные  особенности, обусловленные федеративным устройством страны. Поэтому все  государственные работники подразделяются на:

а) федеральных, т. е. тех, кто занят в учреждениях  федерального правительства,

б) работников штатов - занятых в органах правительств штатов;

в) местных - работающих на предприятиях и в учреждениях  местной администрации (в графствах, муниципалитетах, округах).

В США под  федеральным государственным служащим понимается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации. Помимо федеральной существуют государственные службы отдельных штатов и аппарат управления органов местного самоуправления.

В основу организации  федеральной государственной службы положено деление служащих на две  категории - "конкурсную" и "патронажную".

К первой категории  относятся государственные служащие, поступающие на службу и продвигающиеся по службе в соответствии с принципами "системы заслуг", установленными законодательством.

Ко второй категории  относятся те государственные служащие, которые назначаются на должности  президентом единолично (помощники  и советники президента) либо по совету и с согласия сената (главы  федеральных органов исполнительной власти и т.д.). Кроме того, к числу "патронажных" относятся те доверенные лица, которые обеспечивают организацию  работы глав федеральных органов  исполнительной власти (советники, секретари  министров и т.д.).

Особый статус имеют государственные служащие так называемых "исключенных" (не подпадающих под общее регулирование) государственных органов. К числу  последних относятся Федеральное бюро расследований, ЦРУ, иные органы "разведывательного сообщества", Генеральное отчетное управление и ряд других федеральных ведомств.

«Законодательство делит государственных служащих на несколько категорий:

- карьерные государственные  служащие, продвигающиеся по службе  в соответствии с "системой  заслуг";

- государственные  служащие, нанимаемые на определенный  срок (до трех лет);

- государственные  служащие, нанимаемые на срок  действия чрезвычайных обстоятельств  (но не более чем на 18 месяцев);

- государственные  служащие на резервируемых должностях  перечень этих должностей ежегодно  определяется Управлением по  делам государственной службы  в тех случаях, когда необходимо  обеспечить полную политическую  беспристрастность в ведении  дел);

- не карьерные  государственные служащие (занимающие  главным образом, "патронажные"  должности).

Должности государственных  служащих делятся  на 18 категорий. Первые восемь отведены техническим исполнителям с 9 по 15 - среднему руководящему составу и вспомогательно-техническому персоналу высей квалификации; с 16 по 18- высшему руководящему составу, (В ряде министерств и ведомств, например в Государственном департаменте, установлены собственные табели о рангах.)».

Поскольку деятельность государственной службы определяется в основном профессиональной квалификацией  ее высшего звена, в дальнейшем изложении  материала мы будем рассматривать, главным образом, законодательство о высшем руководящем составе  государственной службы.

Согласно параграфу 31З2 титула 5 Свода законов США, к  высшему руководящему составу относятся  служащие:

" - руководящие  ведомствами или структурными  подразделениями органов исполнительной  власти;

- ответственные за реализацию определенных программ или проектов;

- контролирующие, оценивающие или координирующие  осуществление задач, стоящих  перед органами исполнительной  власти;

- руководящие работой государственных служащих, не отнесенных к числу персональных помощников;

- иным образом  выполняющие важные задачи принятия  политических. решений и осуществления функций управления".

Законодательство  США достаточно эффективно решает задачу ограничения неконтролируемого  роста высшего звена государственной  службы. Общая ее численность не должна превышать 10 777 человек (пар. 413 Свода  законов США). Устанавливаются должности  высшего руководящего состава следующим  образом. Каждые два года соответствующие органы исполнительной власти обращаются в Управление государственной службы с заявками на утверждение общего числа высшего руководящего состава. В обосновании указываются не только предполагаемые характер и объем управленческих задач, но и предполагаемые бюджетные ассигнования на следующие два финансовых года. Управление государственной службы проводит консультации с Административно-бюджетным управлением (входит в аппарат президента) и выносит решение по заявкам каждого из ведомств, корректируя их при необходимости. Решения Управления государственной службы публикуются в "Федерал реджистер".

Установлены ограничения  и в отношении других категорий  государственных служащих. В частности, общее число не карьерных государственных  служащих (заявки на утверждение этих должностей подаются ведомствами в  Управление государственной службы ежегодно) не должно превышать 10% от общей  численности высшего руководящего состава. А общее число государственных  служащих, нанимаемых на определенный срок, и государственных служащих, нанимаемых на срок действия чрезвычайных обстоятельств, не может превышать 5% от общей численности высшего  руководящего состава.

 
 

9. Обязанности государственных  служащих

Обязанности государственных служащих в общих  чертах закреплены в так называемом Кодексе этики государственной  службы, утвержденном резолюцией конгресса  США в 1958г.

"Каждое лицо, состоящее на государственной  службе должно:

1) ставить преданность  высшим моральным принципам и  государству выше преданности,  отдельным лицам, партии или  государственным органам;

2) поддерживать  Конституцию, законы и постановления  Соединенных Штатов и всех  органов государственной власти  и никогда не поддерживать  тех, кто уклоняется от их  исполнения;

3) работать полное  рабочее время за дневную оплату; прилагать необходимые усилия  и старание к выполнению своих  обязанностей;

4) стараться  находить и применять наиболее  эффективные и экономичные способы  решения поставленных задач;

5) никогда не  осуществлять дискриминацию путем  предоставления кому-либо специальных  благ и привилегий, как за вознаграждение, так и без, и никогда не принимать для себя лично либо для своей семьи благ или подарков при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как средство воздействия на исполнение должностных обязанностей;

6) не давать  никаких обещаний, касающихся должностных  обязанностей, поскольку государственный  служащий не может выступать  как частное лицо, когда дело  касается государственной должности;

7) не вступать  ни прямо, ни косвенно в коммерческие  отношения с правительством, если  это противоречит добросовестному  исполнению должностных обязанностей

8) никогда не  использовать при исполнении  должностных обязанностей конфиденциально  полученную информацию для извлечения  личной выгоды;

9) вскрывать  случаи коррупции при их обнаружении;

10) соблюдать  эти принципы, сознавая, что государственная  должность является выражением  общественного доверия".

В случае нарушения  вышеуказанных обязанностей к государственным  служащим применяются следующие  меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; понижение в должности; низкая оценка служебной деятельности; временное отстранение от работы без выплаты зарплаты до 14 дней; отпуск без содержания на срок до 30 дней; понижение  в должностной квалификации; сокращение должностного оклада; увольнение со службы. 3а некоторые виды должностных  проступков предусматривается уголовное  наказание.

Государственный служащий, в отношении которого применяются  такие меры дисциплинарного воздействия, как увольнение, временное отстранение  от работы без выплаты зарплат  до 14 дней, понижение в должностной  квалификации, сокращение должностного оклада, отпуск без содержания срок до 30 дней, имеет право:

«1) на письменное уведомление за 30 дней, за исключением  тех случаев, когда имеются основания  полагать, что государственный служащий совершил преступление, за которое  может быть в судебном порядке  назначена такая мера наказания, как лишение свободы;

2) .на достаточное  время, но не менее семи дней, подготовки объяснения в письменной  форме и предоставления тех  документов, которые подтверждают  факты, приведенные в объяснение  служащим;

3) быть представленным  адвокатом или иным доверенным  лицом;

4) на получение  в письменной форме мотивированного  решения в наиболее сжатые  сроки» (пар. 7513 Свода законов США).

Меры взыскания  могут быть обжалованы в Совет  по вопросам защиты "системы заслуг".

Государственный служащий или кандидат на занятие  должности имеет право на рассмотрение дела с участием адвоката или доверенного  лица. Рассмотрение жалоб по делам  об увольнении государственных служащих осуществляется Советом. Жалобы на иные меры взыскания рассматривается  должностными лицами Совета либо судьями  единолично. Стороны по делу представляют необходимые для его рассмотрения документы и участвуют в слушаниях. Решения о дисциплинарном взыскании  могут быть отменены, если обнаружены серьезные нарушения процедуры  при вынесении решения, если решение  подпадает под понятие запрещенной  кадровой политики и в случае когда, решение не основывается на требованиях  законодательства. Решение Совета по вопросам защиты "системы заслуг" является окончательным и может  быть оспорено в судебном порядке.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственная служба США и России / Государственная служба США 
 

Категория государственных  служащих в США включает как должностных  лиц и вспомогательно-технический персонал, связанный с реализацией государственно-властных полномочий, так и работников по найму, в том числе преподавателей государственных учебных заведений, рабочих государственных предприятий и сферы коммунального обслуживания. В США государственным служащим (government) или служащим общественного сектора (public employee) в широком смысле считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органа власти. Соответственно, широко употребляемые в американской литературе термины "гражданская служба" (civil service), "публичная служба" (public service), "правительственная служба" (government service) зачастую носят характер синонимов. В то же время в специальной американской литературе в ряде случаев проводится различие между "гражданской службой", охватывающей категорию профессионального несменяемого чиновничества, и "правительственной службой", под которой подразумевается высший слой государственных чиновников, сменяемых на основе "системы добычи". На русский язык все эти термины переводятся как "государственная служба", и этот термин используется в отечественной литературе. На американскую государственную службу оказали большое влияние федеративная форма государственного устройства, президентская форма правления, конституционные принципы разделения властей, "сдержек и противовесов" и другие особенности политической организации общества. Федеральная форма государственного устройства США предопределила размежевание функций центрального исполнительного аппарата и органов управления штатов, графств и муниципалитетов. Несмотря на то что концепция суверенности штатов была отвергнута еще в конце XVIII в., в общественно-политической жизни американского государства штаты всегда играли роль более значительную, чем простые административно-территориальные единицы. Так как конституция обошла молчанием вопрос о построении государственной службы на местах, организация деятельности чиновников в управленческом аппарате штатов и местных органов стала прерогативой власти штатов и местного управления. Служебная деятельность личного состава исполнительных органов штатов, за исключением некоторых ее видов, финансируемых из федерального бюджета, не подлежит регулированию федеральным законодательством. Работа служащих местных органов власти строится по большей части на независимой от властей штата основе. Получается, что в США не существует единой государственной службы. Она как бы разделена по административно-территориальному принципу на множество автономных систем, что делает ее композицию весьма сложной. Кроме того, наиболее важная федеральная гражданская служба состоит из конгломерата административно-управленческих структур, правовая основа которых совпадает лишь частично. Существуют и так называемые исключенные федеральные службы (заграничная служба, ФБР, ЦРУ и другие). Начало современной гражданской службе было положено в 1883 г. Законом "О гражданской службе''. Этим актом упразднялась практиковавшаяся ранее система "добычи", в соответствии с которой президент, победивший на выборах, мог полностью сменить всех должностных лиц. Закон ввел в действие новую систему (систему заслуг) и конкурсные экзамены для набора на службу и назначения на подавляющее число должностей. Запрещалась дискриминация по признаку партийной принадлежности, а гражданская служба объявлялась политически нейтральной. Закон учредил особый орган - Комиссию гражданской службы, ставшую затем независимым ведомством в системе исполнительной власти. В последующие годы законодательство, регулирующее гражданскую службу, неоднократно дополнялось и изменялось. Одним из последних наиболее значительных актов был Закон "О реформе гражданской службы'' (1978 г.). Этим законом вместо Комиссии были созданы в качестве независимых ведомств три новых органа: " Управление по руководству персоналом; " Управление особого советника; " Совет по охране системы заслуг. Им поручалось выполнение трех различных функций, выполнявшихся ранее Комиссией: " управление набором, обучением и продвижением служащих; " расследование случаев нарушений правовых норм; " вынесение решений по таким нарушениям. Закон 1978 г. предусмотрел проведение ежегодной оценки работы служащих, ввел более широкое применение поощрительных премий и создал новую группу служащих - Службу высших руководителей. Многочисленные и очень детальные правовые нормы по вопросам гражданской службы содержатся в кодифицированном пятом разделе Свода законов США. Не все федеральные служащие относятся к числу гражданских служащих. Ими не являются: " должностные лица, находящиеся на "правительственной службе", т. е. руководители департаментов и ведомств, сменяемые новым президентом; " военнослужащие; " обслуживающий персонал правительственных органов, набираемый в неконкурсном порядке; " некоторые другие категории служащих. К гражданским служащим относятся те, которые подпадают под юрисдикцию вышеуказанных Управлений и Совета. В 1988 г. таких было 60 %. В США существует детальная классификация работ и должностей, к которой тесно привязаны ставки оплаты труда. Служащие, подпадающие под юрисдикцию Управления по руководству персоналом, разбиты на 18 разрядов (ступеней). Их жалование сравнимо с оплатой соответствующего труда в частном секторе. Для Службы высших руководителей установлен особый порядок отбора, поощрения, продвижения, увольнения и пенсионного обеспечения. Набор служащих осуществляется Управлением по руководству персоналом. Разрешается поступление на службу практически без возрастных ограничений и на любую ступень. Управление проводит экзамены по установленным им программам, а также экзаменует претендентов на должности административных судей. Совет по пересмотру квалификации Управления экзаменует старших руководителей. Для занятия должности более высокого разряда служащему нужно выдержать экзамен. Управление отвечает за организацию обучения и повышение квалификации служащих. Оно разрабатывает методики ежегодных оценок работы служащих и контролирует их проведение департаментами и ведомствами. В 1988 г. почти 97 % всех федеральных служащих прошли оценку своих профессиональных способностей. Она проводится руководителями учреждений и их особыми советами по проверке исполнения. От ее итогов зависят судьба карьеры служащего и размер оплаты его труда. Служащим, труд которых оценен положительно, полагается премия. Она выплачивается раз в год одной суммой, освобожденной от части вычетов. Служащие охвачены системой социального обеспечения по болезни, имеют право на пенсии по старости (с 50 лет) и инвалидности. Они могут создавать свои профсоюзы, заключать коллективные договоры с администрацией, участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы. Но их права на забастовку ограничены. Политические права служащих также ограничены, поскольку официально они должны быть политически нейтральными. Особо льготные условия пребывания на службе предусмотрены для высших руководителей. Всего их около 11 тыс. У них отсутствует деление на разряды. Назначение на должность и перемещение на межведомственной основе производятся лишь на основе оценки их труда руководителем. Имеются льготы в повышении квалификации, отпусках, пенсионном обеспечении. Известно, что одной из целей администрации Клинтона является обновление госаппарата. Это относится и к Службе высших руководителей (СВР), так как данный институт играет важную роль в проведении реформ. В доклад, посвященный изменениям в системе административного управления, был включен специальный раздел, в котором были перечислены основные проблемы и указаны направления будущего развития СВР. Кратко очертив области, где надо провести изменения, авторы доклада предложили три направления действий. 1. Изменение подхода к управлению руководящими кадрами путем: а) развития учебных центров, занятых обучением государственных служащих, с ориентацией на потребности XXI в.; б) выработки стратегии для изменения бюрократической культуры в министерствах и агентствах; в) совершенствования информационной системы для содействия руководителям при принятии решений и планировании. 2. Внедрение в государственные органы управления общей модели по выявлению, отбору и развитию руководителей с учетом стратегии и бюджета организации. 3. Улучшение системы ротации членов СВР для более полного использования их способностей и навыков путем изменения места работы и функциональных обязанностей. На данном этапе свою основную задачу правительство США видит в том, чтобы, сохраняя основы СВР, внести коррективы, которые позволили бы лучше выполнять поставленные перед ней задачи и повысить эффективность работы федеральных органов власти. Федеральная государственная служба США на сентябрь 1994 г. состояла из следующих групп: " руководители министерств и ведомств, назначаемые президентом США, - 450 человек; " высшие государственные служащие: " служба высших руководителей - 7650 человек; " дипломатическая служба - 1100 человек; " другие государственные органы - 5500 человек. " государственные служащие: " категории 13 - 15: высшие должности - 285300 человек, включая 104700 руководителей; " категории 1 - 12: 1232200 служащих, включая 85300 руководителей. Таким образом, члены СВР выступают в качестве связующего звена между политическими руководителями и остальными государственными служащими. В законе перечисляются пять критериев, позволяющих определить должности, входящие в Службу высших руководителей. 1. Управление деятельностью государственных организаций. 2. Ответственность за выполнение федеральных программ и проектов. 3. Контроль реализации целей, регулирование и оценка деятельности. 4. Руководство работой государственных служащих. 5. Принятие решений, определяющих политику, или выполнение других функций руководителя. Большинство из членов СВР работают в районе Вашингтона (72 %). Их средний возраст - 52 года, стаж государственной службы - 24 года. 67,5 % имеют диплом магистра или доктора гуманитарных или естественных наук. Доля женщин - 13 %. Федеральные ведомства самостоятельно определяют количество должностей СВР на двухлетний период. Но право окончательного утверждения остается за Службой управления персоналом после консультаций с Административно-бюджетным управлением на основе миссии данного ведомства, потребностей федеральных программ и возможностей бюджета. В Законе о Службе высших руководителей определены два типа должностей: карьерные и общие. На карьерные должности могут назначаться лишь кадровые чиновники, что должно обеспечить стабильность работы госаппарата и "гарантировать его беспристрастность и доверие народа к правительству". Каждому министерству и ведомству дается квота на карьерные должности. На общие должности могут назначаться представители других профессиональных групп. В 1993 г. на карьерных должностях работали 54 %, а на общих - 46 % служащих. Введены 4 типа назначений для членов СВР: карьерные, некарьерные, чрезвычайные и временные. Карьерные назначения происходят в соответствии с квалификационными требованиями, устанавливаемыми самим ведомством, из числа кадровых служащих. Они могут осуществляться как на общие, так и на карьерные должности. Некарьерные назначения распространяются только на общие должности, которые связаны с политическим управлением и формированием стратегического курса. Они утверждаются в Службе управления персоналом и не должны превышать 10 % от всего числа должностей СВР и 25 % должностей в каждом ведомстве. Временные назначения на общие должности производятся на срок не более 3 лет, когда ведомству требуется быстро принять служащего для выполнения специального проекта или важной работы, а формальная процедура приема из-за ее длительности не устраивает. Чрезвычайные назначения на общие должности происходят на срок не более 18 месяцев в случае крайней необходимости. Количество временных и чрезвычайных назначений не может превышать 5 % от всех назначений. При реформировании государственной службы США ставилась задача сделать ее более открытой и конкурентоспособной, чем частный сектор. Чтобы поступить на должность в СВР, претендент должен пройти конкурсные экзамены и победить в открытой борьбе с другими претендентами. Заинтересованные лица могут получить список вакансий в государственных организациях или региональных центрах занятости. Все вопросы, связанные с отбором, приемом и оценкой кадров, решают сами ведомства. Для этого в них созданы советы по руководящим кадрам, разработаны принципы и механизм работы с персоналом, определены квалификационные требования к членам СВР. Государственные организации передают информацию о вакансиях в Службу управления персоналом, которая публикует их список каждые две недели. Вакансии остаются открытыми на протяжении 14 календарных дней. В случае, когда назначение на должность в СВР происходит впервые, управленческие навыки претендента оценивает специальная Квалификационная комиссия, состоящая из 3 членов СВР из различных министерств. Во внимание принимаются: " управленческий опыт; " успешное участие в обучающих программах СВР; " особые профессиональные качества, обеспечивающие хорошее руководство организацией. Существует альтернативный путь поступления на должность в СВР через участие в обучающих программах, разработанных в Службе управления персоналом. Чтобы быть принятым на них, надо пройти такую же процедуру, как и при поступлении в СВР. После успешного завершения обучения кандидат может выбрать для своей дальнейшей работы любое ведомство. Для новых членов СВР установлен годовой испытательный срок, позволяющий всесторонне оценить способности, знания, мотивацию служащего, его сильные и слабые стороны. При неудовлетворительной оценке работы его увольняют или переводят на прежнюю должность. Существует правило, по которому 70 % всех членов СВР должны иметь стаж не менее 5 лет работы в органах федеральной власти на момент их назначения. Это гарантирует сохранение стабильного состава высших руководителей и преемственность государственной политики. Одна из особенностей Службы высших руководителей - ее гибкий характер. Пройдя квалификационные процедуры отбора и победив в конкурентной борьбе, государственный служащий получает возможность занимать различные должности внутри СВР. Если служащий решил перейти на другую работу внутри СВР, он должен предупредить об этом за 15 - 60 дней. Перевод разрешается только через 120 дней работы после поступления в СВР. Все министерства и ведомства имеют систему оценок выполнения работы для членов СВР с учетом миссии организации и рекомендаций Службы управления персоналом. Цели и система показателей оценки выполнения определяются совместно служащим и руководителем и обычно включают производительность, качество, время выполнения, издержки, результативность. Ежегодно в письменной форме дается оценка работы члена СВР. Одна копия отчета направляется руководителю ведомства, а другая передается в Совет по исполнению, созданный для большей объективности и последовательности в этой работе. В Законе о СВР определены 3 шкалы оценок: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо. При оценке "хорошо" возможно получение премии за выполнение. Более низкие оценки являются основанием для корректировки действий служащего или увольнения его из СВР. Однако существуют ограничения. Высших руководителей нельзя оценивать в течение 90 - 120 дней после поступления на новую должность или в течение 120 дней после прихода нового президента. В 1989 г. был принят закон, по которому каждые 3 года все карьерные чиновники обязаны проходить аттестацию. Руководитель ведомства по результатам оценок делает свое заключение: аттестовать, условно аттестовать, не аттестовать. Если член СВР аттестован условно, то он остается на своей должности, но ему может быть снижена зарплата, он обязан разработать план по устранению недостатков в работе. Через 12 месяцев он снова проходит аттестацию. Если результат отрицательный, то его увольняют. Первая аттестация в 1991 г. охватила 5254 члена СВР, из которых 22 были аттестованы условно, а 9 служащих ее не прошли. В последнее время много делается для повышения престижа работы в органах исполнительной власти, улучшения имиджа государственной службы. Так, в мае 1995 г. была проведена Неделя государственного служащего, чтобы показать вклад служащих в социальное развитие американского общества. В разных штатах и в разное время проводятся подобные мероприятия местного уровня.

Информация о работе Развитие государственной службы в США