Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:44, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 191.59 Кб (Скачать документ)

Углубленный анализ коэффициентов  проводится в случаях их резкого  или систематического изменения  в динамике. В этих случаях для  выявления количественного влияния  различных факторов на результативный показатель используются методы факторного анализа. Факторный анализ позволяет  найти реальные пути изменения ситуации в пользу предприятия.

 

 

 

№ 22

№ 23

Рентабельность – это относительный показатель прибыли, который отражает отношение полученного эффекта с имеющимися или использованными ресурсами.

Рентабельным является такое  состояние деятельности, когда на протяжении определенного периода  денежные поступления компенсируют понесенные расходы, создается и  накапливается прибыль. Противоположным  состоянием является убыточность, когда  денежные поступления не компенсируют понесенные расходы.

Показатели эффективности характеризуют способность понесенных расходов окупиться, что является основой дальнейшей деятельности предприятия. Показатели рентабельностиболее полно, чем прибыль, отражают результаты деятельности предприятия; они используются как инструменты инвестиционной, ценовой политики и т.д.

Анализ эффективности  деятельности предприятия проводится по группам относительных показателей.

1. Расходные показатели  рентабельности характеризуют доходность понесенных расходов в процессе деятельности. К таким показателям относятся:

1.1. Рентабельность  продукции – рассчитывается как отношение валовой прибыли от продажи к себестоимости реализованной продукции, показывает, сколько получено валовой прибыли на 1 рубль понесенных расходов;

1.2. Рентабельность  операционной деятельности – рассчитывается как отношение финансового результата от операционной деятельности к операционным расходам, показывает, сколько получено прибыли от операционной деятельности с 1 рубля операционных расходов;

1.3. Рентабельность  обычной деятельности – показывает, сколько получено прибыли от обычной деятельности с 1 рубля обычных расходов; рентабельность хозяйственной деятельности;

1.4. Коэффициент  покрытия производственных расходов рассчитывается как отношение чистого дохода к себестоимости реализованной продукции, показывает на какую величину 1 рубль чистого дохода покрывает производственные расходы;

1.5. Коэффициент  окупаемости – рассчитывается как отношение себестоимости проданной продукции к чистому доходу, показывает величину производственных расходов, которая осуществляется для того, чтоб получить 1 рубль чистого дохода.

2. Ресурсные показатели  рентабельности рассчитываются, если необходимо определить доходность ресурсов или капитала предприятия. К этим показателям относятся:

2.1. Рентабельность  предприятия, которая показывает величину чистой прибыли, которая приходится на 1 рубль активов;

2.2. Рентабельность  собственного капитала показывает величину прибыли на 1 рубль собственного капитала;

2.3. Рентабельность  привлеченного капитала, рентабельность  перманентного капитала, рентабельность  внеоборотных активов, рентабельность оборотных активов, которая показывает величину чистой прибыли, которая приходится на 1 рубль активов;

2.4. Коэффициенты  покрытия активов, окупаемости  активов, покрытия собственного  капитала, окупаемости собственного  капитала.

3. Доходные показатели  рентабельности рассчитываются как отношение прибыли от реализации продукции к чистой прибыли предприятия. Этот показатель характеризует эффективность коммерческой деятельности и отражает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки. Сюда относится: валовая рентабельность продажи, чистая рентабельность продажи и пр.

Рентабельность реализации рассчитывается в целом по предприятию  и по отдельным видам продукции. Для расчета приведенных показателей  рентабельности в числителе показателей  может отражаться не только сумма  прибыли но и сумма чистого  прироста денежных средств.

Экономический анализ, изучающий влияние отдельных факторов на экономические показатели, называют факторным анализом. Основными разновидностями факторного анализа являются детерминированный анализ и стохастический анализ.

Детерминированный факторный анализ основывается на методике изучения влияния таких факторов, взаимосвязь которых с обобщающим экономическим показателем является функциональной. Последнее означает, что обобщающий показатель представляет собой либо произведение, либо частное от деления, либо алгебраическую сумму отдельных факторов.

Стохастический факторный анализ основывается на методике исследования влияния таких факторов, взаимосвязь которых с обобщающим экономическим показателем является вероятностной, иначе — корреляционной.

В условиях наличия функциональной взаимосвязи с изменением аргумента  всегда имеет место и соответствующе изменение функции. При наличии  же вероятностной взаимосвязи изменение  аргумента может сочетаться с  несколькими значениями изменения  функции.

Факторный анализ подразделяется также на прямой, иначе дедуктивный анализ и обратный (индуктивный) анализ.

Первый вид анализа осуществляет изучение влияния факторов дедуктивным методом, то есть в направлении от общего к частному. При обратном факторном анализе влияние факторов исследуется индуктивным методом — в направлении от частных факторов к обобщающим экономическим показателям.

Методы, применяемые  в факторном анализе. Схема №2

Виды факторного анализа

Методы, применяемые  в данном виде анализа

Детерминированный факторный  анализ

Метод (способ, прием) цепных подстановок

Способы абсолютных и относительных  разниц

Балансовый метод

Индексный метод

Логарифмический метод

Интегральный метод

Другие методы

Стохастический факторный  анализ

Корреляционный метод

Регрессионный метод

Дисперсионный метод

Метод кластерного анализа

Другие методы


Наибольшую полноту и  глубину аналитического исследования, наибольшую точность результатов анализа  обеспечивает применение экономико-математических методов исследования.

Эти методы имеют ряд преимуществ  перед традиционными и статистическими  методами анализа.

Так, они обеспечивают более  точное и детальное исчисление влияния  отдельных факторов на изменение  величин экономических показателей  а также дают возможность решения  ряда аналитических задач, которые  не могут быть сделаны без применения экономико-математических методов.

 

№ 27

 
Существуют традиционные показатели, характеризующие платежеспособность предприятия. 
 
1 Коэффициент абсолютной ликвидности. Считается, что предприятие платежеспособно, если этот коэффициент не ниже 0,2. 
 
2 Коэффициент немедленной ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия). Этот коэффициент должен быть не ниже 1. 
 
3 Коэффициент общей ликвидности (общий коэффициент покрытия). Считается, что если величина этого показателя не ниже 2-х, то предприятие способно погасить сбои краткосрочна обязательства, не создав затруднений для дальнейшего процесса производства товаров (работ, услуг). 
 
Так для надежных заемщиков – коэффициент абсолютной ликвидности – 0,2…0,25; коэффициент мгновенной ликвидности – 0,7…0,8; коэффициент общей ликвидности – 1…2. 
 
В расчетах показателей платежеспособности участвуют дебиторская задолженность и материальные оборотные средства (запасы). В зависимости от того, насколько быстро они превращаются в наличные деньги зависит финансовое положение предприятия, его платежеспособность. С целью определения указанной ситуации определяется коэффициент оборачиваемости счетов дебиторов, которой рассчитывается как отношение выручки от реализации (отчет о финансовых результатах, Ф № 2 ) к объему дебиторской задолженности. 
 
Чем выше этот показатель, тем быстрее дебиторская задолженность превращается в наличные деньги, тем выше кредитоспособность заемщика. 
 
Коэффициент привлечения средств отражает степень финансовой независимости от заемных источников. Определяется этот показатель как отношение кредиторской задолженности к сумме текущих активов или одной их составной части. Чем ниже уровень этого коэффициента, тем выше кредитоспособность клиента. 
 
По каждому из перечисленных показателей кредитоспособности оцениваются разные стороны финансового положения заемщика и для принятия объективного решения необходимо анализировать не один, а совокупность показателей. 
 
До настоящего времени среди экономистов нет единого мнения по вопросу содержания категории «кредитоспособность». Так, авторы одной из методик понимают под кредитоспособностью заемщика «его способность своевременно и полно рассчитываться по своим обязательствам», что сужает понятие кредитоспособности до понятия платежеспособности (см. таблицу 1). 
 
Авторы другой методики считают, что кредитоспособность представляет собой оценку банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему кредита и определяет вероятность своевременного возврата ссуд и выплаты процентов по ним в будущем. 
 
Таблица 1 - Сравнительный анализ терминов «кредитоспособность» и «платежеспособность» 
 
База сравнения 
 
Платежеспособность 
 
Кредитоспособность 
 

 

 

 
1. Величина 
 
обязательств 
 
Все обязательства предприятия: задолженность перед поставщиками и подрядчиками, рабочими и служащими по зарплате, пред бюджетом и внебюджетными фондами, перед участниками и акционерами по выплате дивидендов, перед банками и прочими кредиторами и т.д. 
 
Обязательства по полученным                             кредитам и выданным гарантиям и поручительствам.

 

Кредитоспособность  организации – это ее способность своевременно и полно рассчитываться по своим обязательствам с банком.

Перечень показателей, характеризующих  кредитоспособность организации, зависит  от состояния кредитных отношений  банка с заемщиком. Определение  кредитоспособности клиента представляет собой комплексную оценку его  финансового состояния, позволяющую  принять обоснованные решения о  выдаче кредита или нецелесообразности кредитных отношений с заемщиком.

Анализ кредитоспособности предполагает изучение:

  1. «Солидности» клиента, то есть своевременности расчетов по ранее полученным им кредитам;
  2. способности заемщика производить конкурентносноспособную продукцию;
  3. прибыльности организации-заемщика;
  4. финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса;
  5. эффективности использования активов;
  6. цели запрашиваемого кредита;
  7. величины кредита с учетом ликвидности баланса клиента;
  8. возможности погашения кредита за счет залога, предоставленных гарантий и поручительства;
  9. обеспечения кредита активами заемщика, включая высоколиквидные ценные бумаги.

 Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). В отличие от его платежеспособности она не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Уровень кредитоспособности клиента определяет степень риска банка, связанного с выдачей ссуды конкретному заемщику.

Критерии  кредитоспособности клиента

Мировая и отечественная  банковская практика позволила выделить критерии оценки кредитного риска и  кредитоспособности клиента:

  • характер клиента;
  • способность заимствовать средства;
  • способность зарабатывать средства для погашения долга (финансовые возможности);
  • капитал;
  • обеспечение кредита;
  • условия, в которых совершается кредитная операция;
  • контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита стандартам банка и органов надзора).

Под характером клиента  понимается его репутация как  юридического лица, степень ответственности  за погашение долга, четкость его  представления о цели кредита, соответствие этой цели кредитной политике банка.

Способность заимствовать средства означает наличие у клиента  права подать заявку на кредит, подписать  кредитный договор или вести  переговоры, дееспособность заемщика — физического лица.

Способность зарабатывать средства для погашения долга  в ходе текущей деятельности определяется ликвидностью баланса, прибыльностью  деятельности заемщика, его денежными  потоками.

Для такого критерия кредитоспособности клиента, как капитал, наиболее важны два аспекта оценки: достаточность капитала (анализируется  на основе требований к минимальному уровню капитала и коэффициентов  финансового левериджа); степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию (свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком).

Под обеспечением кредита  понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в  кредитном договоре. Если соотношение  стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для  погашения ссуды в банке в  случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение заемщиком его обязательств в  срок при финансовых затруднениях.

Условия, в которых  совершается кредитная операция (текущая или прогнозная экономическая  ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы), определяют степень  внешнего риска банка.

Последний критерий — контроль, т.е. законодательная  основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита стандартам банка  и органов надзора.

Способами оценки кредитоспособности клиента банка являются:

  • оценка менеджмента;
  • оценка финансовой устойчивости клиента;
  • анализ денежного потока;
  • сбор информации о клиенте;
  • наблюдение за работой клиента путем выхода на место.

Специфика оценки кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов определяет комбинацию применяемых способов оценки.

Оценка кредитоспособности крупных и средних предприятий  базируется на данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной  заявке, информации об истории клиента  и его менеджерах. В качестве методов  оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"