Экономические, организационные и правовые основы функционирования фондов обязательного медицинского страхования, их назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:18, курсовая работа

Описание

Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Работа состоит из  1 файл

Ведение.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

      Управление  Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным органом - директором. Состав Правления Федерального фонда ОМС утверждается Правительством Российской Федерации.

      К компетенции правления Федерального фонда относится решение следующих  вопросов:

      1) утверждение перспективных планов работы Федерального фонда;

      2) рассмотрение проектов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчетов о его исполнении, утверждение годовых отчетов о результатах деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

      6) рассмотрение разрабатываемых Федеральным  фондом проектов нормативных  актов по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования (Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 введена государственная регистрация актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования);

      7) принятие решений о внесении  в установленном порядке предложений  по определению норматива средств  на содержание Федерального фонда,  о рекомендациях по определению  норматива средств на содержание  территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций;

      8) формирование ревизионной комиссии.

      Контроль  за финансовой деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная  комиссия.

      Контроль  за исполнением бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

      Порядок организации проверок деятельности Федерального фонда устанавливается  Министерством здравоохранения  и социального развития Российской Федерации. Состав правления Федерального фонда в количестве 13 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления 3 года.

      Правление возглавляет председатель правления. В состав правления могут входить представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений.

      Решение правления принимается простым  большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. Заседания  правления проводятся не реже 1 раза в 3 месяца.

 

Глава 2. Анализ бюджета ФОМС

2.1 Источники формирования  бюджета ФОМС

      Финансовые  средства ФОМС являются федеральной  собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат.

      Финансовые  средства Федерального фонда образуются за счет:

      1) страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

      2) недоимок по взносам, налоговым  платежам;

      3) начисленных пени и штрафов;

      4) средств федерального бюджета,  передаваемых в бюджет Федерального  фонда в случаях, установленных  федеральными законами;

      5) доходов от размещения временно свободных средств;

      6) иных источников, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

      Временно  свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах  и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

      Финансовые  средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при  утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.

      Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, причем полученные доходы в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

      .Расходы  бюджета Федерального фонда осуществляются  в целях финансового обеспечения:

      1) предоставления субвенций из  бюджета Федерального фонда бюджетам  территориальных фондов для финансового  обеспечения расходных обязательств  субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона полномочий;

      2) исполнения расходных обязательств  Российской Федерации, возникающих  в результате принятия федеральных  законов и (или) нормативных  правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;

      3) выполнения функций органа управления  Федерального фонда.

      Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.

      Федеральный закон от 08 декабря 2010 №333-ФЗ "О  бюджете Федерального фонда обязательного  медицинского страхования на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусматривает утверждение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 г. по доходам в сумме 335 968 300,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 21 140 700,0 тыс. рублей; по расходам - 335 968 300,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 18 000 000,0 тыс. рублей.

      В 2010 г. в структуре поступлений средств основную долю составляют страховые платежи – 477,2 млрд. рублей или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. рублей, или 1,5 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 476,5 млрд. рублей (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

      Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2009 году.

      При росте расходов средств на ведение  дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов по сравнению с уровнем 2009 года снизилась и составила 1,68%.

        Основными источниками доходов бюджетов ФОМС являются взносы, заменившие единый социальный налог. На сегодняшний день размер обязательных взносов на ОМС равен 5,1% от фонда оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в ред. от 16.10.2010 №272-ФЗ) средства распределяются следующим образом. Средства в размере 2% от фонда оплаты труда остаются на территории для оплаты медицинской помощи ее населению; 3,1% от фонда оплаты труда перечисляются в Федеральный фонд ОМС, который использует их для обеспечения равных условий получения медицинской помощи всеми гражданами России.

      За  неработающих граждан взносы в фонды  ОМС осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      От  уплаты взносов на ОМС освобождаются  общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности  этих организаций предприятия, объединения  и учреждения, созданные для осуществления  их уставных целей.

      В 2009 году поступление налоговых платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля; страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля.

      Далее перейдем к рассмотрению экономической  основы Территориальных фондов ОМС. Финансовые средства ТФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Бюджет территориальных фондов в 2009 г. по доходам составил 551 337 млн. руб., а по расходам – 550 616 млн. руб. Рассмотрим что входит в состав бюджета территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

      К доходам бюджетов территориальных  фондов относятся:

      1) субвенции из бюджета Федерального  фонда бюджетам территориальных  фондов (с 1 января 2012 года);

      2) межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Федерального фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением субвенций, предусмотренных пунктом 1 настоящей части);

      3) платежи субъектов Российской  Федерации на дополнительное  финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом;

      4) платежи субъектов Российской  Федерации на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

      5) доходы от размещения временно  свободных средств;

      6) межбюджетные трансферты, передаваемые  из бюджета субъекта Российской  Федерации, в случаях, установленных  законами субъекта Российской  Федерации;

      7) начисленные пени и штрафы, подлежащие  зачислению в бюджеты территориальных  фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      8) иные источники, предусмотренные  законодательством Российской Федерации.

      Расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:

      1) выполнения территориальных программ  обязательного медицинского страхования;

      2) исполнения расходных обязательств  субъектов Российской Федерации,  возникающих при осуществлении  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  переданных полномочий Российской  Федерации в результате принятия  федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;

      3) исполнения расходных обязательств  субъектов Российской Федерации,  возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

      4) ведения дела по обязательному  медицинскому страхованию страховыми  медицинскими организациями;

      5) выполнения функций органа управления  территориального фонда.

      В 2009 году в бюджеты территориальных  фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем  в 2008 году. Поступления налоговых  платежей составили 162,3 млрд. рублей (в  том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.

2.2 Анализ структуры  и динамики расходов  бюджетов ФОМС за 2008 – 2009 гг.

      Рассмотрим  основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 – 2009 гг.:

      На 2008 год общий объем расходов бюджета  Фонда в сумме 123 241,2 млн. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 16 600 млн. рублей.

      На 2009 год общий объем расходов бюджета  Фонда в сумме 119 313,2 млн. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 17 000 млн. рублей.

      Уменьшение  расходов в 2009 году по сравнению с 2008 годом составляет 3 528 млн. рублей, или 2,52%

      В структуре расходов ФОМС на 2009 год  отсутствуют следующие виды расходов, ранее осуществляемые за счет средств федерального бюджета:

Информация о работе Экономические, организационные и правовые основы функционирования фондов обязательного медицинского страхования, их назначение