Хеджирование и биржевые спекуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение хеджирования и биржевых спекуляций на фьючерсном рынке России.

Содержание

Введение
1. Сущность и взаимосвязь хеджирования и биржевых спекуляций
2. Понятие и виды хеджирования
3. Модели хеджирования
4. Понятие и виды биржевых спекуляций
5. Стратегии спекулятивной торговли
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая РЦБ.doc

— 224.50 Кб (Скачать документ)

    Затраты покупателя на рынке реального товара (170 единиц) благодаря полученному  доходу от фьючерсной торговли (20 единиц) не превысили суммы затрат, планируемых  им по состоянию на 1 сентября (150 единиц).

    Хеджирование, поскольку оно сопряжено с  определенными действиями, операциями на рынках, обязательно связано с определенными затратами. Это, прежде всего, комиссионные брокерам, оплата услуг бирж, расчетных палат и других привлекаемых в связи с хеджированием участников рынка.

    В приведенных примерах были рассмотрены случаи полного хеджирования, когда потери (выигрыши) на спотовом рынке полностью компенсировались выигрышами (потерями) по фьючерсному контракту. На практике полное хеджирование случается редко, так как сроки истечения  фьючерсного контракта и осуществления спотовой сделки могут не совпадать. В результате не будет полного совпадения фьючерсной и спотовой цен, и хеджер может получить как некоторый выигрыш, так и понести убытки, хотя по величине они будут меньше, чем в случае отказа от страхования.  Поэтому хеджер должен стремиться свести к минимуму время между окончанием хеджа и истечением срока фьючерсного контракта. Для хеджирования следует выбирать фьючерсный контракт, который истекает после осуществления спотовой сделки. Хеджирование с помощью ближайшего фьючерсного контракта называют спот-хеджированием. [3, 190]

    В зависимости от требований или запросов, предъявляемых участником рынка, различают  хеджирование (хедж): [4, 201]

    1. По виду используемого для  него инструмента:

    - фьючерсами;

    - форвардными контрактами;

    - опционными контрактами и т.д.;

    2. По количеству актива:

    - общее – хеджирование всей  партии товара или иного актива, который должен быть продан  или куплен на его первичном  рынке, целиком исключает риск  потерь;

    - частичное – хеджирование части от всей партии товара, актива, осуществляет страхование только в определенных пределах;

    3. По времени проведения операции:

    -одновременное  – совершение операций на фьючерсном  рынке параллельно с операциями  на первичном рынке хеджируемого  актива;

    - предвосхищающее (последующее) –  совершение операций по хеджированию  на фьючерсном рынке до (после)  проведения операций на первичном  рынке хеджируемого актива;

    4. По виду хеджевого актива:

    - валютного курса;

    - цены актива;

    - процентных ставок;

    - индексов цен;

    5. По степени соответствия хеджируемого  актива активу инструмента хеджирования:

    - прямое – хеджирование, при котором  актив первичного и вторичного  рынков совпадает (или почти  совпадает);

    - перекрестное (кросс) – хеджирование, при котором актив первичного рынка отличается от актива вторичного рынка, но при этом они связаны между собой технологически или экономически;

    6. По периодичности:

    - однократное (разовое) – хеджирование  одной сделки на первичном  рынке актива;

    - многократное (систематическое, повторяющееся) – повторяющееся хеджирование сделок, совершаемых на первичном рынке;

    7. По цели:

    - короткий хедж – вид хеджирования, целью которого является устранение  риска падения цены актива;

    - длинный хедж – хеджирование, направленное на устранение  риска повышения цены актива;

    8. По виду хеджируемой цены:

    - фьючерсно-спотовое – хеджирование  фьючерсными контрактами текущей  спотовой цены актива;

    - срочное – хеджирование срочными  контрактами будущей цены спот  актива.

    Существует  два вида риска хеджирования: маржевой и базисный.

    Маржевой  риск сводится к тому, что колебания  фьючерсной цены в течение операции хеджирования могут быть достаточно велики, и хеджеру может в какой-то момент времени не хватать свободных  средств для уплаты переменной маржи, в силу чего его позиция на фьючерсном рынке может быть им самим или принудительно закрыта с убытком для него.

    Базисный  риск состоит в том, что на практике невозможно заранее рассчитать операцию хеджирования таким образом, чтобы  изменение цены актива на первичном  рынке в точности совпадало бы по величине с изменением цены на фьючерсном рынке данного актива.

    В зависимости от формы организации  торговли рынки финансовых инструментов хеджирования можно разделить на: биржевые и внебиржевые.

    Биржевой  рынок - это высоколиквидный и надежный рынок стандартных биржевых контрактов (фьючерсов, опционов), контролируемый соответствующими органами биржи.

    Внебиржевой рынок, наоборот, предлагает для управления рисками широкий выбор средств (свопы, своп-опционы и т. д.), значительно  более гибких, чем традиционные биржевые производные инструменты. В табл. 3 приведены основные достоинства и недостатки биржевых и внебиржевых инструментов хеджирования.

                                        Таблица 3

    Достоинства и недостатки инструментов хеджирования

Биржевые  инструменты Внебиржевые инструменты
Достоинства
1. Высокая  ликвидность рынка (позиция может  быть открыта и ликвидирована  в любой момент).

2. Высокая  надежность - контрагентом по каждой  сделке выступает Расчетная палата  биржи.

3. Сравнительно  низкие накладные расходы на  совершение сделки.

4. Доступность  - с помощью средств телекоммуникации  торговля на большинстве бирж  может вестись из любой точки  планеты.

1. В максимальной  степени учитывают требования  конкретного клиента на тип  товара, размер партии и условия  поставки.

2. Контракты могут составляться на более длительные периоды.

3. Отсутствуют  ежедневные требования по дополнительному  денежному обеспечению.

4. Отсутствуют  позиционные лимиты и ограничения  на долю рынка.

5. Повышенная  конфиденциальность.

Недостатки
1. Весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки.

2. Требования  по дополнительному денежному  обеспечению выставляются ежедневно  после установления котировочной  цены.

3. Большинство  биржевых инструментов ликвидны  в ограниченном временном диапазоне (до нескольких ближайших месяцев).

1. Низкая ликвидность  - расторжение ранее заключенной  сделки сопряжено, как правило,  со значительными материальными  издержками.

2. Относительно  высокие накладные расходы.

3. Существенные  ограничения на минимальный размер партии.

4. Сложности  поиска контрагента.

5. В  случае заключения прямых сделок  между продавцом и покупателем  возникает риск невыполнения  сторонами своих обязательств.


    Фьючерсы  и опционы являются наиболее распространенными  инструментами хеджирования.

    Фьючерсный  контракт - это право и обязательство  купить или продать актив в  установленный срок в будущем  на условиях, согласованных в настоящее  время и по цене, определенной сторонами  при совершении сделки.

    Фьючерсные  контракты составляются на следующие активы: товары, сырье, валюту, ценные бумаги, биржевые индексы, процентные ставки.

    Основной  признак фьючерсной торговли - фиктивный  характер сделок, при котором купля-продажа  совершается, но обмен товаров практически  полностью отсутствует.

    Правила фьючерсной торговли предполагают следующее: если фьючерсный контракт первоначально был продан (открыта позиция на продажу), то впоследствии необходимо будет выкупить идентичный фьючерсный контракт (на тот же актив и в том же количестве), т. е. закрыть позицию. Если же первоначально был куплен фьючерсный контракт (открыта позиция на покупку), то, чтобы закрыть позицию его необходимо продать. По незакрытой в установленный срок позиции участнику сделки необходимо будет поставить (принять) актив в полном объеме.

    Открыв  позицию по фьючерсному контракту, хеджер должен оплачивать отрицательную  вариационную маржу, если конъюнктура  на фьючерсном рынке будет развиваться  для него не в благоприятную сторону.  Чем больше времени остается до срока истечения контракта, тем больше возможный разброс колебания фьючерсной цены и соответственно отрицательная маржа. Чтобы уменьшить расходы финансирования позиции, целесообразно хеджировать риск путем последовательного заключения ряда краткосрочных фьючерсных контрактов. Например, период хеджирования составляет три месяца. Хеджер вначале откроет позицию по контракту, который истекает через месяц. Перед его окончанием он закроет позицию по данному контракту и откроет позицию по следующему месячному контракту и по его истечении переключится на третий контракт. [5, 72]

    На  бирже может отсутствовать контракт на требуемый актив. В таком  случае для страхования выбирается контракт на родственный актив. Данная техника называется кросс-хеджированием

    Для хеджирования своей позиции инвестор должен определить необходимое количество фьючерсных контрактов, которые требуется купить или продать. При полном хеджировании количество контрактов определяется по формуле:

       (1)

    В случае частичного хеджирования в формулу  определения количества контрактов следует добавить коэффициент хеджирования. Она принимает вид:

       (2)

где, h —  коэффициент хеджирования.

    Коэффициент хеджирования можно определить на основе статистических данных об отклонениях  фьючерсной и спотовой цен  для рассматриваемого актива за предыдущие периоды по формуле:

                (3)

где ρ - коэффициент корреляции между спотовой и фьючерсной ценами;

σS - стандартное отклонение спотовой цены (от ее среднего значения);

σF - стандартное отклонение фьючерсной цены (от ее среднего значения).

    Длину временных периодов наблюдения выбирают равной сроку хеджирования. Если срок хеджирования составляет два месяца, то берут отклонения цен за ряд  предыдущих двухмесячных периодов.

    Опцион. Суть опциона состоит в том, что он предоставляет одной из сторон сделки право выбора исполнить контракт или отказаться от его исполнения. В сделке участвуют два лица. Одно лицо покупает опцион, т. е. приобретает право выбора. Другое лицо продает или выписывает опцион, т.е. предоставляет право выбора. За полученное право выбора покупатель опциона уплачивает продавцу определенное вознаграждение, называемое премией. Продавец опциона обязан исполнить свои контрактные обязательства, если покупатель (держатель) опциона решает его исполнить. Покупатель имеет право исполнить опцион, т. е. купить или продать актив, только по той цене, которая зафиксирована в контракте. Она называется ценой исполнения. [9, 166]

    С точки зрения сроков исполнения, опционы  подразделяются на два типа: американский и европейский. Американский опцион может быть исполнен в любой день до истечения срока действия контракта. Европейский - только в день истечения срока контракта.

    В качестве актива могут выступать: фьючерсные контракты, опционы, валюта, ценные бумаги, биржевые индексы, процентные ставки, товар. Затраты на приобретение опциона составляют уплаченную премию.

    Различают опцион на покупку (call) и опцион на продажу (put). В первом случае покупатель опциона  приобретает право, но не обязательство  купить биржевой актив. Во втором случае покупатель имеет право, а не обязательство продать этот актив.

    При неблагоприятном изменении цен  покупатель опциона отказывается от своего права купить (продать) актив, лежащий в его основе. Таким  образом, максимальный убыток для покупателя опциона - размер уплаченной премии, а прибыль потенциально не ограничена.

Информация о работе Хеджирование и биржевые спекуляции