Хеджирование и биржевые спекуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение хеджирования и биржевых спекуляций на фьючерсном рынке России.

Содержание

Введение
1. Сущность и взаимосвязь хеджирования и биржевых спекуляций
2. Понятие и виды хеджирования
3. Модели хеджирования
4. Понятие и виды биржевых спекуляций
5. Стратегии спекулятивной торговли
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая РЦБ.doc

— 224.50 Кб (Скачать документ)

Тольяттинский государственный университет

Институт  финансов, экономики и управления

Кафедра «Экономики, финансов и бухгалтерского учета»      
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Рынок ценных бумаг»

    на  тему: «Хеджирование и биржевые спекуляции»        
 
 
 
 
 

                     Выполнил:  

                  Проверил        
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Тольятти 2009 

    Содержание 

Введение       3

1. Сущность  и взаимосвязь хеджирования и  биржевых спекуляций 5

2. Понятие  и виды хеджирования       7

3. Модели  хеджирования              18

4. Понятие  и виды биржевых спекуляций             23

5. Стратегии  спекулятивной торговли              26

Заключение              31

Список  использованной литературы              33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Страхование или хеджирование состоит в нейтрализации  неблагоприятных изменений цены того или иного актива для инвестора, производителя или потребителя. Хеджирование способно оградить хеджера от потерь, но, в то же время, лишает его возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры, в отличие от биржевых спекуляций.

    Роль хеджирования заключается в изучении будущего, формулировании ожиданий и использовании позиций для компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования. При этом под объектами хеджирования признаются активы и обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с указанными активами и обязательствами или с ожидаемыми сделками.

    Роль  спекуляции многогранна, она заключается  в том, что собирая и анализируя информацию, открывая на её основе позиции, спекулянты информируют рынок и помогают рынку правильно оценить информацию. Также спекулянты перераспределяют ресурсы во времени и обеспечивают ликвидность рынку.

    Деятельность  спекулянтов способствует относительной  стабильности рынка и в целом устраняет перепады цен, поскольку операции спекулянтов часто направлены «против рынка», т. е. против основной на данный момент ценовой тенденции. Покупками активов по низким ценам спекулянты содействуют увеличению спроса, что ведет к увеличению цены. Продажа спекулянтами активов по высоким ценам снижает спрос и, следовательно, цены. Поэтому резкие колебания цен, возможные в других условиях, смягчаются спекулятивной деятельностью.

    Хеджирование  в связи с одновременным учетом цены реального товара и цены фьючерсного контракта на этот же товар, также имеет важное практическое значение. Оно обеспечивает косвенную связь биржевого рынка фьючерсных контрактов с рынком реального товара.

    Целью данной курсовой работы является изучение хеджирования и биржевых спекуляций на фьючерсном рынке России.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть сущность и взаимосвязь  хеджирования и биржевых спекуляций;

    2. Изучить виды, стратегию и технологию  хеджирования, рассмотреть модели  хеджирования ценовых рисков;

    3. Рассмотреть роль, виды биржевых  спекуляций, изучить стратегии спекулятивной  торговли.

    Теоретической основой исследования послужили: периодические  издания, учебные и научные работы различных исследователей современности  в области теории и практики рынка ценных бумаг, а также работы классических ученых по данным вопросам, работы отечественных авторов, таких, как Галанов В.А., Дегтярева О.И., Коршунов Н.М., Лялин В.А., Буренин А.И.  и других. В работе использовались материалы публикаций в периодических изданиях.             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность и взаимосвязь хеджирования  и биржевых спекуляций  

    В практике биржевой торговли разделяют  хеджирование и спекуляцию. Под хеджированием  понимается способ защиты от риска, связанного с неопределенностью изменения будущей цены какого-либо актива на основе использования срочных контрактов.

    Биржевая  спекуляция - это способ получения  прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, базирующийся на различиях  в динамике цен фьючерсных контрактов во времени, пространстве и на разные виды товаров.

    Целью хеджирования является уменьшение рыночного  риска неблагоприятного изменения  цены какого-либо актива. Спекуляция имеет  своей целью получение прибыли  от игры на разнице в ценах биржевых активов в размере, прямо пропорциональном уровню риска. В определенных ситуациях возможны спекулятивные сделки с небольшим уровнем риска.

    Соответственно  участники биржевой торговли, осуществляющие хеджирование, называются хеджерами; те, кто занимается биржевой спекуляцией, - спекулянтами.

    В политико-экономическом смысле хеджирование (хедж) и биржевая спекуляция представляют собой просто спекуляцию, т.е. способ получения прибыли, основывающийся не на производстве, а на разнице  в ценах. Хеджирование невозможно без  биржевой спекуляции и наоборот, так как на практике каждый спекулянт в той или иной мере подстраховывается путем хеджирования, а хеджер, естественно, никогда не против получить дополнительную прибыль при благоприятной для него динамике цен.

    Хеджирование  на бирже осуществляют, как правило, предприятия, организации, частные лица, которые одновременно являются участниками рынка реальных товаров: производители, переработчики, торговцы.

    Суть  хеджирования состоит в том, что  продавец (покупатель) товара заключает  договор на его продажу (покупку) и одновременно осуществляет фьючерсную сделку противоположного характера, то есть продавец заключает сделку на покупку, а покупатель - на продажу товара. Любое изменение цены приносит продавцам и покупателям проигрыш по одному контракту и выигрыш по другому. Благодаря этому в целом они не терпят убытка от повышения или понижения цен на товары, которые надлежит продать или купить по будущим ценам.

    Таким образом, операция хеджирования состоит в открытии, а затем через какой-то период времени в будущем - в закрытии фьючерсной позиции. Эти действия, в отличие от спекуляции, обязательно сопровождаются совершением реальной сделки с хеджируемым активом на первичном или фьючерсном рынках.

    Биржевой  спекуляцией обычно занимаются члены  биржи и те, кто желает (обычно частные лица) сыграть на разнице  в динамике цен фьючерсных контрактов.

    В целом биржевая торговля для всех организаций и лиц, участвующих  в этой торговле, представляет собой особую форму коммерческой деятельности с целью получения наибольшей прибыли наряду с другими существующими формами коммерции. Хеджирование в связи с двойственным характером, т.е. одновременной опоры на цену реального товара и на цену фьючерсного контракта на этот же товар, имеет важное практическое значение. Оно обеспечивает косвенную связь биржевого рынка фьючерсных контрактов с рынком реального товара.       
 
 
 
 
 
 
 

    2. Понятие и виды хеджирования 

    Под хеджированием понимается биржевое страхование ценового риска на физическом (наличном, реальном) рынке по отношению к фьючерсному или опционному рынку. При этом для рынка биржевых опционов физическим может являться как реальный рынок (например, фондовый), так и фьючерсный рынок.

    Ценовой риск – это риск отклонения рыночной цены актива в будущем от ее предполагаемого значения. Следует рассмотреть также понятие базиса хеджирования – это разница между текущими фьючерсной и спотовой ценой (или наоборот) на хеджируемый актив.

    Хеджер  – это лицо или компания, которые устраняют риск путем открытия на время позиции на одном рынке и противоположной позиции на другом, но экономически связанном рынке, таком как фьючерсный рынок или рынок забалансовых инструментов. Комиссия по фьючерсной торговле CFTC (Commodity Futures Trading Commission) США дала официальное определение хеджирования, в котором подчеркнуто, что настоящий хедж с использованием фьючерсных контрактов должен включать позиции по фьючерсным контрактам, которые экономически связаны с кассовой позицией и предназначены для снижения рисков, возникающих в ходе обычных коммерческих операций данной компании. [8, 191]

    Основными хеджерами на рынке являются:

  • производители товаров или владельцы какого-либо актива, который они должны или желают продать через какой-то период времени в будущем; они должны хеджироваться от возможного снижения цены их товаров или других активов;
  • потребители товаров или покупатели какого-либо актива, который они должны или желают купить в будущем; их интерес состоит в том, чтобы захеждироваться от вероятного повышения цены в дальнейшем;
  • оптовые торговцы или просто торговые посредники, которые в зависимости от того, имеют они в наличии товар (актив) или только собираются его приобрести, хеджируются либо от падения цены, либо от его роста.

    Объектами хеджирования являются активы и обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с указанными активами и обязательствами или с ожидаемыми сделками.

    Стратегия хеджирования - это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков. Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении текущей цены на реальном рынке ("спот") и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара.

    Технология  хеджирования заключается в следующем. Продавец наличного товара, стремясь застраховать себя от предполагаемого  снижения цены, продает на бирже  фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование продажей). В случае снижения цен  он выкупает фьючерсный контракт, цена на который тоже упала, и получает прибыль на фьючерсном рынке, которая должна компенсировать недополученную им выручку на рынке реального товара (например, в табл. 1).

                                   Таблица 1

  Цена на 01.09.08 Цена на 01.11.08 Выручка от операций
Рынок реального товара 150 120 120
Фьючерсный  рынок 180 150 30
  продает покупает  
Итого - - 150

    Продавец  в конечном итоге получил от продажи  товара 120 единиц и от фьючерсного рынка 30 единиц, т.е. ту сумму выручки, которую он рассчитывал получить по состоянию на 1 сентября (150 единиц).

    Покупатель  наличного товара заинтересован  в том, чтобы не потерпеть убытков  от повышения цен на товар. Поэтому, полагая, что цены будут расти, он покупает фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование покупкой). В случае если тенденция угадана, покупатель продает свой фьючерсный контракт, цена которого тоже возросла в связи с ростом цен на рынке реального товара, и тем самым компенсирует свои дополнительные расходы по покупке наличного товара (например, в табл. 2).

                                   Таблица 2

  Цена на 01.09 Цена на 01.11 Затраты Доход
Рынок реального товара 150 170 170 -
Фьючерсный  рынок 180 200 - 20 (200-180)
         
Всего - - 150 (170-20)  

Информация о работе Хеджирование и биржевые спекуляции