Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность доходов бюджета России
Понятие и классификация доходов бюджета………………….....5
Анализ доходов федерального бюджета РФ на 2011-20013 гг….10

Глава 2. Налоговые доходы и их структура

2.1. Состав и структура доходов федерального бюджета…………..21

2.2. Роль налоговых доходов бюджета…………………………………28

Глава 3. Проблемы формирования доходов бюджета…………………….36

Выводы………………………………………………………………………….41

Список использованной литературы…………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

финансы.docx

— 177.33 Кб (Скачать документ)

     Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части  бюджета средств на социальные нужды  населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся  в социальной защите. Наконец, последняя  функция налогов - фискальная изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.[15, c.90]

     Указанное разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно. Налогам  присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система  налогообложения, тем увереннее  чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно  рассчитать, каков будет эффект осуществления  того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п.

     Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние  экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения  к правительству - и все это  на момент ее введения в действие.

     По  мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает  отвечать предъявляемым к ней  требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи  с этим в налоговую систему  в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые  изменения. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой  системы достигается тем, что  в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных  ошибок) не вносятся; состав налоговой  системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. 

     Стабильность  налогов означает относительную  неизменность в течение ряда лет  основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов  и ставок, определяющих взаимоотношения  предпринимателей и предприятий  с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную  стоимость, акцизах, налоге на прибыль  и доходы. Многие же другие налоги и  сам состав системы налогообложения  могут и должны меняться вместе с  изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве [9, c. 234 ].

     Сейчас  в России действует почти три  десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них  выдержат испытание временем, но в  целом нынешняя система налогообложения  наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются  существенные различия по странам. Однако, для стран - членов ЕС унифицирование налоговых систем - один из важнейших  шагов для создания действительного  реального союза. Но стабильность системы  налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др.

     Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классу экономических  нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам.

[13, c.49]

     Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать  как норматив отчислений от прибыли  в бюджет, но установленный на общегосударственном  уровне. Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения  прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний  ускорил эту замену и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская  деятельность не может развиваться  эффективно в условиях неопределенности экономических взаимоотношений  с государством, с бюджетом.

     Нормально функционирующая система налогов  является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие  дохода, укрываемого от налогообложения  ввиду его незаконности преследуется государством. Повышение роли налогов  в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части  доходов физических и юридических  лиц в государственный и местные  бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества.

     При достижении определенного уровня грамотности  населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия  своими средствами в решении общегосударственных  задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства. Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов.

     Их  состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми  парламентами Законами. И это далеко не формальность.[14, c. 146]

       Переход от нормативов отчислений  от прибыли в бюджет к налогам  означает также демократизацию  экономической жизни страны. Перед  налогом все равны. Это не  означает, что нельзя дифференцировать  ставки, наоборот, можно и нужно,  но дифференциация проводится  по экономическим, социальным, региональным  категориям плательщиков, но никак  не по отдельным физическим  лицам или предприятиям. Ставка  налога может зависеть от категории,  к которой относится плательщик, от того, к какой социальной  группе относится гражданин или  к какой по размерам группе  относится предприятие, но она  не зависит и в принципе  не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

     А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование  ее результатов. Налоги органически  вписываются в формируемую в  нашей стране систему экономических  отношений, основанную на действии прежде всего закона стоимости. При разумных ставках налоги являются средством  сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом [17, c. 78]. 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. Проблемы формирования доходов бюджета. 

     Конституция РФ относит уплату налогов в бюджет к обязанностям всех лиц, осуществляющих деятельность на территории страны. Это  во многом обусловлено тем, что от своевременности и полноты сбора  налогов зависит в целом экономическое  состояние государства, формирование бюджетов различных уровней, а значит, и стабильность выплаты заработной платы, пенсий, дотаций, различных социальных пособий для малоимущих.

     В процессе реализации налогового законодательства возникают правоотношения между  субъектами налогового права – организациями  и физическими лицами. В таких  правоотношениях участвуют налогоплательщики, налоговые органы, а также правоохранительные органы. Они являются носителями юридических  прав и обязанностей в налоговых  правоотношениях.

     Слабый  контроль за сбором налогов создает  возможности для уклонения от уплаты налогов, что не только уменьшает  налоговые поступления, но и стимулирует  прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминального предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения  в РФ уводится до 40% всех поступлений  фирм. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда.

     Масштабы  фактической мобилизации доходов  в бюджетную систему, достигаемые  ценой огромных потерь, для социально-экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено на текущее увеличение налоговых  поступлений, что приводит к образованию  фактически завышенного совокупного  бремени начисленных налогов, которые  не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.

        Существующая налоговая система  страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального  выполнения своих функций, т.к.  с одной стороны должна обеспечивать  уровень сбора налогов, достаточный  для покрытия основных расходов  бюджетов, а с другой стороны  налоговая система страны должна  способствовать нормальному функционированию  экономики государства, экономическому  росту и развитию территорий. 

         В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать:

  1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (20%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.
  2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.
  3. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.
  4. Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.
  5. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.
  6. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.
  7. Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов.
  8. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).
  9. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижи-мостью и т.д.
  10. Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов. В первую очередь необходимо постепенное прекращение в регионах любых форм зачетов по федеральным регулирующим налогам, а затем и по всем остальным.
 
 
 

 

    Выводы.

     Целью проведенного исследования является анализ сущности государственного бюджета, его  структуры и функционирования, а  также понятий налоговые доходы и налоги в целом.

     Итак, по результатам исследований курсового  проекта можно сделать следующие  выводы: Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства  на текущий год. Это смета доходов  и расходов государства, согласованных  друг с другом как по объему, так  и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит  центральное место в системе  государственных финансов.

     Государственный бюджет представляет систему бюджетов, которая включает в себя федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации  и местные бюджеты. Отношения  между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого  уровня закрепляются свои доходы и  расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в  бюджет являются налоги, однако, наряду с ними доходы могут формироваться  за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета  подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное  воспроизводство и прирост запасов.

     Сегодня главная цель – макроэкономическая стабилизация. Но наступит она только тогда, когда все начнут играть по твердым и ясным правилам, жить и работать, получать прибыль и  платить налоги по законам, регулирующим баланс интересов.

     Мировой опыт свидетельствует, что налоговое  законодательство – не застывшая  схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным  процессам, рынку. Налоговая система  России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных  актов. В первую очередь изменения  далее будут направлены на активизацию  предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесение их в собственное дело. Налоги будут более взаимосвязаны и будут представлять собой систему с механизмом защиты доходов.

Подведя итог выше сказанному, можно сказать, что налоги играют одну из важнейших  функций в финансовой системе  перераспределения доходов в  государственной системе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета