Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность доходов бюджета России
Понятие и классификация доходов бюджета………………….....5
Анализ доходов федерального бюджета РФ на 2011-20013 гг….10

Глава 2. Налоговые доходы и их структура

2.1. Состав и структура доходов федерального бюджета…………..21

2.2. Роль налоговых доходов бюджета…………………………………28

Глава 3. Проблемы формирования доходов бюджета…………………….36

Выводы………………………………………………………………………….41

Список использованной литературы…………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

финансы.docx

— 177.33 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Ульяновская Государственная Сельскохозяйственная Академия 
 
 
 

Кафедра Финансы и кредит 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: Финансы.

на тему:

«Характеристика налоговых доходов бюджета» 
 

                                         Выполнила: студентка 3 курса 7 группы

                  экономического  факультета 

                  Пугачева  А.А. 

                  Шифр: 08116                                                                                               

                     Руководитель: Яшина М.Л. 
 
 

Ульяновск – 2011г. 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность доходов бюджета России

    1. Понятие и классификация доходов бюджета………………….....5
    2. Анализ доходов федерального бюджета РФ на 2011-20013 гг….10

Глава 2. Налоговые доходы и их структура

        2.1.    Состав и структура  доходов федерального бюджета…………..21

        2.2.    Роль налоговых  доходов бюджета…………………………………28

Глава 3.  Проблемы формирования доходов  бюджета…………………….36

Выводы………………………………………………………………………….41

Список  использованной литературы…………………………………………43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

      В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Налоги  важнейшая форма аккумуляции  бюджетом денежных средств. Без налогов  нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы - непременное  условие сбалансированности государственной  казны.

       Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

      Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

      Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

- налоговых  поступлений в общей сумме  доходов бюджета;

- отдельной  группы налогов (например, прямых  или косвенных) в общей сумме  доходов бюджета;

- конкретного  налога (например, налога на прибыль  организаций) в общей сумме  доходов бюджета;

- отдельной  группы налогов в общей сумме  налоговых поступлений;

-конкретного  налога в общей сумме налоговых  поступлений.

       Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

      К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

        Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

      Объектом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.

       Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

       В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

1. изучение  налоговых доходов федерального  бюджета и их содержания;

2. анализ  структуры и динамики налоговых  доходов федерального бюджета;

3. определение  основных проблем и направлений  совершенствования налоговых доходов  федерального бюджета.

          
 
 

     ГЛАВА 1.Сущность доходов бюджета России.

    1. Понятие и классификация доходов бюджета

     Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

     Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями  и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются, с одной стороны, результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

       Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. 
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов [4,c.135]. 
        Экономическая классификация доходов является группировкой операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

              В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи БК РФ систематизированная группировка доходов производится по единственному критерию - принадлежности к доходной части бюджета какого-либо уровня. Законодатель в рамках БК РФ не указывает конкретных оснований классификации доходов бюджета, как это делается применительно к расходной части бюджета либо к источникам финансирования дефицита бюджета. Вместе с этим ч. 1 комментируемой статьи БК РФ содержит бланкетную норму, т.е. указывает на необходимость применения законодательных актов РФ, регулирующих источники формирования и пополнения доходной части бюджетов всех уровней, а также устанавливающих конкретные виды доходов [2]. 
      К числу законодательных актов РФ, регулирующих объекты классификации доходной части бюджетов различных уровней, относятся: Закон о бюджетной классификации, Закон о федеральном бюджете, аналогичные законы субъектов РФ либо нормативные акты органов местного самоуправления о региональном или муниципальном бюджете на предстоящий год, а также некоторые ведомственные нормативные акты. Кроме того, и НК РФ в некоторой части устанавливает виды источников формирования и пополнения доходной части бюджетов всех уровней. 
Если в ч. 1 комментируемой статьи проводится разделение всех доходов на группы, то в ч. 2 комментируемой статьи БК РФ указывается, что каждая группа доходов, в свою очередь, состоит из конкретных статей доходов. При этом разделение доходов по статьям основывается на следующем критерии - источник формирования либо способ получения. Вместе с тем важно отметить, что каждый из приведенных выше законодательных актов РФ приводит свою особенную классификацию доходов на группы и статьи[2]. 
      Так, например, исходя из содержания БК РФ, все предусмотренные законодателем доходы разделяются на четыре основные группы[2]: 
1) доходы, поступающие в качестве обязательных отчислений от прибыли предприятий и учреждений различных форм собственности; 
2) доходы, поступающие в качестве обязательных отчислений отличных доходов граждан; 
3) доходы, поступающие от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 
4) доходы, получаемые в процессе и в результате осуществления государством, органами местного самоуправления государственной либо муниципальной деятельности, в том числе внешнеэкономической. 
        Приведенная классификация доходов бюджетов всех уровней раскрывает прежде всего материальную сторону доходной части бюджета, перспективы ее использования, связь с направлениями экономического развития страны. При этом первые два вида доходов составляют большую часть доходной части бюджета. Эти доходы являются разновидностью налоговых платежей, взимаемых с юридических и физических лиц. 
          В Законе о бюджетной классификации приведена другая классификация доходов, основанная на источниках и способах их получения. В указанном законодательном акте выделены две основные группы доходов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени), неналоговые, а также доходы целевых бюджетных фондов. Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций и различные акцизы. К неналоговым доходам относятся доходы [1]:

  • от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба).

       Кроме того, проводится разделение доходов по организационно-правовым признакам, т.е. в соответствии с принадлежностью к конкретному бюджетному уровню - доходы федерального бюджета, доходы регионального бюджета и доходы муниципального бюджета. По способу зачисления в бюджет все доходы разделяются на три вида: 
   1. Закрепленные налоги предписаны к тому или иному уровню бюджета, т.е. непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд.

    2.Регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов.

    Например, налог на вмененный  доход распределяется по следующим  нормативам:

  • в федеральный бюджет - 30%
  • в бюджет субьектов РФ – 15%
  • в местные бюджеты – 45%
  • в бюджет Федерального фонда обязательного медецинского страхования – 0,5%
  • в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования – 4,5%
  • в бюджет Фонда социального страхования РФ – 5%

    Нормативы отчислений определяются  законом о бюджете того уровня  бюджетной системы РФ, который  передает регулирующие доходы, либо  законом о бюджете того уровня  бюджетной системы РФ, который  распределяет переданные ему  регулирующие доходы из бюджета  другого уровня.

   3.Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих[6, c.78]

         Государственные финансовые ресурсы подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизация    значительной

части государственных доходов позволяет  проводить единую финансовую политику, поддерживать развитие прогрессивных  отраслей, выполнять социальные функции.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета