Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность доходов бюджета России
Понятие и классификация доходов бюджета………………….....5
Анализ доходов федерального бюджета РФ на 2011-20013 гг….10

Глава 2. Налоговые доходы и их структура

2.1. Состав и структура доходов федерального бюджета…………..21

2.2. Роль налоговых доходов бюджета…………………………………28

Глава 3. Проблемы формирования доходов бюджета…………………….36

Выводы………………………………………………………………………….41

Список использованной литературы…………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

финансы.docx

— 177.33 Кб (Скачать документ)

     Приобретая  товар, в цену которого включён акциз, покупатель тем самым оплачивает его, хотя непосредственным плательщиком этого налога в бюджет является продавец.

     Пошлины и сборы – обязательные и действующие  на всей территории РФ денежные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или  должностными лицами. С товаров, провозимых через границу государства, взыскиваются таможенные пошлины [15, c. 78].

     Используются  следующие ставки таможенных пошлин:

     ·специфические - пошлины, устанавливаемые в твердой  сумме за единицу товара;

     ·комбинированные - сочетающие элементы двух перечисленных выше пошлин.

     Налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, водный и лесной налоги – налоги, связанные и использованием природных ресурсов.

     Экологический налог – аналогичен ранее действующим  платежам за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и  др. виды вредного воздействия на окружающую среду.

     Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов должен уплачиваться недропользователями при разработке новых месторождений взамен акциза на нефть. Это позволит создать для  нефтеперерабатывающих организаций  более гибкий и более справедливый режим налогообложения, учитывающий  повышенные затраты в первые годы эксплуатации нефтяных месторождений. Этот налог возникает при достижении определённого уровня окупаемости  затрат на добычу нефти, прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи и снижается по мере её уменьшения, тогда как акцизы взимаются по постоянной ставке на протяжении всего  периода разработки месторождения [13, c. 167].

     Важнейшим элементом налоговой системы  является налог на добавленную стоимость (НДС), который представляет собой  форму изъятия в бюджет части  добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и обращения  и определяемой как разница между  стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

     НДС занимает 2-е место среди источников формирования бюджета. НДС в настоящее  время – основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений  федерального бюджета.

     НДС – косвенный налог на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание  обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление  налога в бюджет.

     Показатель  добавленной стоимости объективно характеризует результат собственной  деятельности предприятия, результат  труда, затраченного работниками данного предприятия. Этот показатель отличается от показателей валовой, товарной и реализованной продукции, которые отражают результаты труда, затраченного не только на данном предприятии, но и на предприятиях – поставщиках сырья, материалов, топлива и др. используемых в процессе производства материальных ресурсов[17, c. 156].

     Плательщики НДС:

     организации;

     индивидуальные  предприниматели;

     лица, признаваемые плательщиками налога (налогоплательщиками) в связи с  перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Плательщики налога подлежат обязательной постановке на учёт в налоговом органе в качестве налогоплательщика: организации –  по месту нахождения организации  и по месту нахождения каждого  её обособленного подразделения; индивидуальные предприниматели – по месту жительства; иностранные организации – по месту нахождения своих постоянных представительств. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исчисления и уплаты НДС, если в течение предшествующих 3-х последовательных налоговых периодов налоговая база, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 – 3 Налогового Кодекса (НК), без учёта НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. В случае превышения суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиками за период, в течение которого они были освобождены от обязанностей налогоплательщика, а также в случае непредставления налогоплательщиками необходимых документов, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пени [4, c. 157]. 
 

      По другим основным источникам доходов бюджетов зафиксирован рост поступлений: по налогу на прибыль организаций (удельный вес в общей сумме составил 24%) – увеличение на 1,7 млрд.руб. или в 1,3 раза; по НДФЛ (удельный вес 17%) - увеличение на 0,4 млрд.руб. (на 9,1%); по НДС (удельный вес 17%)- рост доходов на 2,4 млрд.руб. или в 1,9 раза; по акцизам (удельный вес 6%) – рост на 0,5 млрд.руб. или в 1,4 раза.

2.2. Роль налоговых доходов бюджета.

     В рыночной экономике налоги выполняют  столь важную роль, что можно с  уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой  системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная  рыночная экономика невозможна. В  чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие  функции они выполняют в хозяйственном  механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам  принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное  для характеристики роли налогов: государственный  бюджет можно сформировать и без  них .

     Хотя  бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует  поставить функцию, без которой  в экономике, базирующейся на

товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция  налогов - регулирующая Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны[18, c. 198].

     Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы  и методы, центральное место в  самой системе регулирования  принадлежит налогам. Государственное  регулирование осуществляется в  двух основных направлениях: - регулирование  рыночных, товарно - денежных отношений. Оно состоит главным образом  в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных  актов, определяющих взаимоотношения  действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей  и наемных рабочих. К ним относятся  законы, постановления, инструкции государственных  органов, регулирующие взаимоотношение  товаропроизводителей, продавцов и  покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие  порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг  и т.п.

     Это направление государственного регулирования  рынка непосредственно с налогами не связано: - регулирование развития народного хозяйства, общественного  производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических  методах воздействия государства  на интересы людей, предпринимателей с  целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

     В условиях рынка отирают или, по крайней  мере, сводятся к минимуму методы административного  подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя.

     А как же можно? Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия  на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система  экономического принуждения в сочетании  с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически  любую сумму денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам  слово "получка", там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то пособие, как  правило, исчисляется на основе предыдущих средних заработков за определенный период. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными  ставками, выделения из бюджета капитальных  вложений и дотаций, государственных  закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п [19, c.76].

     Центральное место в этом комплексе экономических  методов занимают налоги. маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. В России к малым относятся  предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность  работающих в промышленности и строительстве  до 200 чел., в науке и научном  обслуживании - до 100 чел., в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в  отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий установлены  две очень существенные налоговые  льготы.

     Первая  из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями  на строительство, реконструкцию и  обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью  освобождается от налогов. Не менее  существенна другая льгота, предусматривающая  учет одновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и рода деятельности: освобождаются от налога на прибыль в первые два года работы предприятия по производству и переработке  сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных материалов при условии, что выручка от указанных  видов деятельности составляет более 70% в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг)[16, c. 36].

     В отличие от первой льготы, предоставляемой  малым предприятиям, последняя ограничена во времени: предприятие пользуется ею в течение двух лет со дня  его регистрации. Очевидно, она направлена на то, чтобы помочь малым предприятиям окрепнуть, стать, как говорится, на ноги. Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения [15, c. 87].

     Во  многих развитых странах освобождаются  от налогообложения затраты на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в  себестоимость продукции и тем  самым автоматически освобождаются  от налогов. В других странах эти  затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом  прибыли.

     С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие  и фондоемкие отрасли с длительными  сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных  условиях значительные средства из бюджета  должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного  производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии  экономики и жизни населения. Перераспределительная функция  налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим  образом построенная налоговая  система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета