Формирование и назначение фондов обязательного медицинского страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности фондов обязательного медицинского страхования и раскрыть их сущность и значение .
На сегодняшний день в России на правах некоммерческой кредитно-финансовой организации действует Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и подведомственные ему 85 территориальных отделений. Основная задача этих учреждений – проведение в жизнь политики государства, касающейся обязательного медицинского страхования граждан.

Содержание

Введение
Необходимость функционирования фондов обязательного медицинского страхования РФ и источники их формирования…………………………………........................................................4
Использование фондов обязательного медицинского страхования РФ……………………………………………………………………………………9
Анализ бюджета федерального фонда медицинского страхования РФ за 2009 год……………………………………………………………………………..........17
Пути развития медицинского страхования РФ………………………………….28
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

курсовая фин.doc

— 502.00 Кб (Скачать документ)

4. Пути развития  медицинского страхования  РФ.

Перспективы развития здравоохранения 

     В ближайшие пять лет здравоохранение, возможно полностью перейдёт на страховые  принципы финансирования. О дальнейшем реформировании системы рассказал руководитель Федерального фонда обязательного страхования (ФОМС) Дмитрий Рейхарт. Обязательное медицинское страхование было введено в России 15 лет тому назад как дополнительный источник финансирования здравоохранения. Однако это не повлияло на улучшение качества обслуживания в российских клиниках, и всё большую популярность приобретают частные медицинские центры. На совещании в Клину президент Дмитрий Медведев выразил недовольство действующей системой ОМС. «Пока претензии идут либо к главврачу, либо к местным властям, а люди не совсем понимают, зачем вообще нужны страховые компании», - возмутился президент. По мнению Медведева, для многих россиян медицинские страховые полисы воспринимаются просто как бумажки. Поэтому он считает, что нужно заставить страховые организации выполнять закон и работать для пациента.

     Участники Федерального фонда ОМС обозначили приоритеты развития отрасли на ближайшие годы. Первое, что предстоит сделать, это обеспечить одинаковое качество медуслуг на всей территории страны. Как пояснил Дмитрий Рейхарт, Министерство здравоохранения и социального развития уже готовит единые медико-экономические стандарты оказания помощи. Вторая задача – перевод здравоохранения исключительно на страховое финансирование. Сейчас больницы и поликлиники получают средства сразу из нескольких источников. По данным Минздравсоцразвития, в 2007 году в общем объёме финансирования федеральные средства составили 18,1%, доля консолидированного бюджета – 45,3%, ОМС – 36,6%.

     Однако  начиная с 2011 года все денежные потоки будут концентрироваться в ФОМС и затем распределяться между  лечебно-профилактическими учреждениями на основе тарифа. «Мы хотим сделать  так, чтобы деньги следовали за пациентом», - сказал г-н Рейхарт. – Оказали помощь, выставили фонду счёт». Введение «подушевых нормативов» повлечёт за собой повышение тарифов на оказание медпомощи, утверждает глава ФОМС. Они должны покрывать реальные затраты медецинских учреждений. Несомненно, затраты ФОМС существенно увеличатся, что потребует увеличения поступлений в фонд. Сейчас с Федеральный ФОМС поступает 1,1% единого социального налога и 2% - в территориальные фонды. Чтобы перейти на 100% финансирование клиник, нужно повысить нормативы отчислений как минимум в два раза.

     И наконец, будет реализовано право  пациента на выбор клиники и врача. Для этого планируется ввести единый страховой полис, с которым  гражданин сможет обратиться как  в государственную больницу, так  и частную клинику. Негосударственные  медучреждения, «встроенные» в систему ОМС, будут бесплатно оказывать минимальный набор медицинских услуг, утверждённый действующим законодательством.

 

Заключение

Итак, изучение темы позволяет сделать следующие  краткие выводы:

1) Обеспечение  бесплатной медицинской помощи  и равных возможностей поддержания уровня здоровья через внедрение системы медицинского страхования является важнейшей составной частью государственной социальной политики.

2) Медицинское  страхование представляет собой  систему механизмов общественного  здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из специальных страховых фондов. Цель ОМС - обеспечить гражданину при возникновении ситуации, требующей медицинской помощи, ее получение за счет финансовых средств, аккумулированных в системе обязательного медицинского страхования.

3) Средствами, включенными  в систему ОМС, управляют Федеральный  фонд ОМС и территориальные  фонды ОМС.

4) Обязательное  медицинское страхование предусматривает  страхование двух категорий населения:  работающих граждан - по месту работы, независимо от места регистрации; неработающих граждан РФ - по месту постоянного проживания на территории РФ.

В целом переход  к новым экономическим отношениям в здравоохранении благодаря  медицинскому страхованию создал основу для внедрения страховых принципов оплаты медицинской помощи и системы защиты прав граждан в обеспечении качественной медицинской помощи.

 Здравоохранение это не просто экономическая, но и  социальная система, которая отражает отношения граждан с государством, является предметом национальной идентификации. В развитых странах, не смотря на различия в конкретной организации здравоохранения признаются, по крайней мере, две вещи. Во-первых, услуги системы здравоохранения рассматриваются как социальный товар, так как их оказание индивидам также приносит выгоду всему обществу. Нигде в Европе услуги здравоохранения не рассматриваются как чисто рыночный товар, продажа которого имеет основной целью извлечения прибыли. Во-вторых, европейские системы здравоохранения основаны на принципе социальной солидарности, которой подразумевает, что граждане являются частью общества, к ним должно быть равное отношение, что в результате укрепит и всё общество. Социальная солидарность подразумевает перераспределение от здоровых к больным, от более состоятельных к менее состоятельным, от молодых к престарелым. Поэтому, проводя реформы здравоохранения, европейские страны стремятся не разрушить, а сохранить и усилить социальную солидарность.

     В 2008 год система ОМС РФ вошла с огромным грузом проблем, дефицитом ресурсов, необходимых в первую очередь для реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения. Сегодня мы это уже вспоминаем как страшный сон, но ведь это было совсем недавно. На тот момент, в Федеральном фонде ОМС отсутствовали прозрачные механизмы финансирования дотаций территориальным фондам ОМС, критерии распределения средств нормированного страхового запаса были также непонятны большинству руководителей территориальных фондов, да и самим сотрудникам Федерального фонда. Отсутствовало эффективное взаимодействие с субъектами РФ, не существовало единого информационного пространства. Без чего не может функционировать любая современная финансовая система. В кратчайшие сроки удалось стабилизировать деятельность системы ОМС. Удалось построить конструктивные и благожелательные взаимоотношения с субъектами РФ, наладить взаимодействие с руководителями регионов, обеспечить растущий уровень финансирования территориальных программ ОМС в субъектах РФ. Смогли убедить администрацию регионов в приоритетном значении сферы здравоохранения и обязательного медицинского страхования.  
 

Библиография:

  1. Закон РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2006 г.). Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/docs/laws/87
 
  1. Рейхарт. Д. В. Система обязательного медицинского страхования: актуальные вопросы и  перспективы развития // Экономика  здравоохранения № 10, 2008 г.
 
  1. Шихов А.К. Страхование: Учебное пособие для  вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г. 431с.
 
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
 
  1. Беляева Т.П. Внебюджетные фонды / Бюджетная система  РФ / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской  М: Юрайт, 2000
 
  1. http://www.ffoms.ru
  2. http://www.fss.ru
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

06.05.2009 00:00

Впервые за последние 3 года был отмечен профицит налоговых поступлений в ФОМС.

По итогам 2008 года впервые за последние 3 года был отмечен  профицит налоговых поступлений  в ФОМС.

В 2006-2007 годах ситуация по поступлению налоговых платежей складывалась неудовлетворительно.

В 2008 году совместными  действиями ФОМС и ФНС России, удалось  снизить дефицит доходной части  бюджета ФОМС по поступлению налоговых  платежей до 514,6 млн. рублей ( по ЕСН  – 556,9 млн. рублей) и следовательно, сократить его в 6 раз, по сравнению  с 2007 годом.

В 2008 году поступило  налоговых платежей в доход бюджета  ФОМС на сумму 71 809,0 млн. рублей, что  на 28,7% больше, чем в 2006 году.          Исполнение бюджета 2008 года в части поступления налоговых платежей составило 104,4 %.  
 
Сравнительный анализ налоговых поступлений в ФОМС в 2007-2008 г.г.  
 
                                                                                                               млн. руб.

Показатели Поступило  
  2007г
Поступило  
 
2008г
Исполнение  
2007г(%)
Исполнение  2008г(%) Темп  
роста
Единый  социальный налог 55 128,1 71 016,6 99% 104% 128,8%
Другие  налоги 600,4 772,2 111% 105,4% 128%
Недоимка, пени и штрафы по взносам 43,4 20,3 70,6% 43% 53%
Всего налогов 55 771,9 71 809,0 99,1% 104,4% 128,7%

С 1-го полугодия 2008 года отмечались колебания профицита налоговых поступлений  в доход бюджета ФОМС от 800,0 до 2 750,4 млн. рублей.  

Несмотря на увеличение с 1 декабря 2008 года доходной части бюджета  ФОМС (Федеральный закон от 29.12.2006г. №243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год (в ред. Федерального закона от 23.11.2007 № 264-ФЗ)) на 2 527,0 млн. руб., впервые за последние 3 года был отмечен профицит налоговых платежей в размере  3 025,7 млн. руб. (по ЕСН – 3012,6 млн. руб.) или 4,4% от суммы  плановых  налоговых поступлений.                                                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Оценка и анализ показателей доходной части проекта бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Доходы, зачисляемые  в бюджет Федерального фонда обязательного  медицинского страхования, определены пунктом 4 части 1 статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В проекте федерального закона «О бюджете Федерального фонда  обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» доходы определены в следующих суммах:

на 2009 год - 119313242,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, - 8650806,0 тыс. рублей;

на 2010 год - 137958769,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, - 8905074,0 тыс. рублей;

на 2011 год - 157923335,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, - 9238619,0 тыс. рублей.

Удельный вес  средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Федерального фонда обязательного  медицинского страхования, в общем объеме доходов на 2009-2011 годы составит, соответственно, 7,3 %, 6,5 %, 5,9 процента.

Доходная часть  бюджета Федерального фонда обязательного  медицинского страхования в части поступления единого социального налога и других налоговых поступлений на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов сформирована с учетом норм налогового законодательства Российской Федерации и рассчитана исходя из прогнозируемого фонда заработной платы на 2009-2011 годы, соответственно, 12888,0 млрд. рублей, 15200,0 млрд. рублей, 17708,0 млрд. рублей.

Доходы от поступления  единого социального налога составят: в 2009 году -109370900,0 тыс. рублей; в 2010 году - 127572200,0 тыс. рублей; в 2011 году -146986700,0 тыс. рублей.

Увеличение поступлений  единого социального налога в сравнении с показателями, утвержденными в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года, составит в 2009 году 3767800,0 тыс. рублей, или 3,6 % к утвержденному показателю, в 2010 году - 4339100,0 тыс. рублей, или 3,5 % к утвержденному показателю.

Поступления единого  социального налога в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2007 году составили 68004018,5 тыс. рублей, за I полугодие 2008 года, по данным представляемой в Счетную палату Российской Федерации формы 5-БФ(М), - 42423638,5 тыс. рублей. Таким образом, поступления единого социального налога в 2009 году в сравнении с 2007 годом возрастут на 60,8 %, с 2008 годом - на 29,3 % исходя из расчетного показателя поступлений единого социального налога в 2008 году в сумме 84584800,0 тыс. рублей.

Информация о работе Формирование и назначение фондов обязательного медицинского страхования в РФ