Цели и задачи современной финансовой политики России и механизм её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
1.Сущность и задачи финансовой политики………………………………5
2.Содержание финансовой политики……………………………………....8
3.Типы финансовой политики……………………………………………..12

Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года

2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год…………….15

2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………...21

2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года……………..30

Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе

(2007-2009 гг.)…………………………………………………………………....35

Заключение……………………………………………………………………….46

Список использованной литературы…………………………………………...49

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансовой политике.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

     Освоение  государственных капитальных вложений по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу, в разрезе федеральных округов за 2005 год характеризуется следующими данными: 

Федеральный  округ Лимит государственных  инвестиций на год Фактически  освоено государственных капитальных  вложений
млн. рублей в % от лимита  на год
Центральный 55249.7 42749.5 77
Северо-Западный 38269.5 36207.7 95
Южный 20205.0 17734.6 88
Приволжский 20721.7 25801.3 124
Уральский 2483.4 2479.0 99.8
Сибирский 14478.4 10858.1 75
Дальневосточный 6950.1 6533.9 94

     По  данным Росстата за январь-сентябрь 2005 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 96.5 млрд. долларов США, что на 31.4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 53.1% (на конец сентября 2004 года – 57.5%), доля прямых инвестиций составила 44.9% (40.5%), портфельных – 2.0% (2.0 процента).

     В январе-сентябре 2005 г. в экономику России поступило 26.8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 7.9% меньше, чем в январе-сентябре 2004 года. При сохранении темпов роста прямых иностранных инвестиций в экономику России на уровне прошлого года (январь-сентябрь 2005 г. – 18.1% против 19.8% в январе-сентябре 2004 г.) отмечается значительный рост доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций (на 5.4 п.п.), что отражает улучшение инвестиционного климата России.

     2.3 Оценка эффективности  финансовой политики 2005 года

     Финансовая  политика 2005 года наряду с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся на рынках нефти и газа, в целом оказала положительное влияние на социально-экономическое развитие страны.

     Так, темп экономического роста по итогам 2005 года составил 6,4%, то есть  выше первоначального прогноза Минэкономразвития (5.9%), но ниже результата 2004 года (7.2%). По темпам экономического роста Россия продолжала опережать развитые страны мира, но уступала Китаю и большинству государств СНГ. Превышение темпов роста по сравнению с прогнозом было связано в первую очередь с более высокими ценами на нефть, которые способствовали дополнительному росту не только стоимостных объемов экспорта, но и доходов населения, торговли и инвестиций в основной капитал. Некоторое замедление роста ВВП по сравнению с предыдущим годом было обусловлено прежде всего значительным снижением темпов роста физических объемов экспорта и сдержанной динамикой роста промышленного производства, даже в условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

     Инвестиции  в основной капитал увеличились  в 2005 году к предыдущему году на 10.5% против 10.9% в 2004 году. Поддержать достаточно высокий темп роста инвестиций удалось за счет увеличения экспортных доходов, а также ускорения роста государственных инвестиций.

       Индекс промышленного производства за 2005 год составил 104% против 104.4% по первоначальному прогнозу Минэкономразвития и 108.3% в 2004 году. Замедление динамики было обусловлено: низкими темпами роста добычи топливно-энергетических ресурсов (в том числе нефти – 102.2% против 109.0% за 2004 год, из-за исчерпания возможностей роста добычи на старых месторождениях, повышения налоговой нагрузки, увеличения транспортных тарифов и снижения привлекательности экспорта нефти железнодорожным и речным транспортом); неустойчивой динамикой обрабатывающих производств, вызванной серьезным давлением со стороны импорта. Был снижен выпуск легковых автомобилей (на 3.8%, при увеличении импорта новых иномарок на 58% и подержанных – на 29%), грузовых магистральных (на 1.4%) и пассажирских магистральных вагонов (на 1.3%), электродвигателей переменного тока (на 10.2%), металлорежущих станков (на 11.4%), кузнечно-прессовых машин (на 13.4%), целого ряда позиций в текстильном, швейном и обувном производстве и другой продукции.

     В сфере оплаты труда в 2005 году была сохранена тенденция роста номинальной и реальной начисленной заработной платы, характерная для последних лет: по предварительным данным Росстата номинальная начисленная среднемесячная  заработная плата в среднем за год составила 8530 рублей и увеличилась по сравнению с 2004 годом на 23,6 процента. Реальная заработная плата в 2005 году по сравнению с 2004 годом составила 109.7 процента. В связи с некоторым замедлением в прошедшем году темпов развития экономики (ВВП, промышленного производства)  данный показатель сложился несколько ниже роста реальной заработной платы в 2004 году, который составил 110.6 процента.

     Если  рассматривать финансовую политику 2005 года  в разрезе составляющих ее элементов и в соответствии с их целями и задачами, то среди итогов 2005 года можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны ее проведения.

     Для начала отметим те результаты  реализации финансовой политики, которые свидетельствуют  о достижении ранее поставленных и обнародованных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ целей и задач.

     Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы 2005 года стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, в частности, за счет принятия законодательного решения о снижении максимальной налоговой ставки для большинства налогоплательщиков по ЕСН с 35,6% до 26%. Снижение ставки ЕСН явилось  очередным шагом, направленным на улучшение финансового положения предприятий. Благодаря этому в 2005 г.  более 280 млрд. руб. осталось в их распоряжении, которые пошли на инвестиции, пополнение оборотных средств и повышение заработной платы.

     В соответствии с целями и задачами бюджетной и налоговой политики на 2005 год Налоговый кодекс Российской Федерации был  дополнен главами о водном и земельном налогах, государственной пошлине; бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на 2005 год были сформированы с применением новой бюджетной классификации, обеспечивающей большую свободу маневра для органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе исполнения бюджетов.

     Одним из значимых положительных результатов  финансовой политики 2005 года стало существенное укрепление финансового состояния государства. Доходы федерального бюджета превысили запланированный уровень: их объем за 2005 год, по предварительным данным Минфина, составил 102.8% к уточненной росписи поступлений доходов и почти 154% к первоначально принятому объему. Высокий профицит бюджета (по федеральному бюджету на кассовой основе - 7.5% ВВП) обеспечил стерилизацию большей части избыточного денежного предложения.  В условиях исключительно высокой ценовой конъюнктуры и чистого притока капитала золотовалютные резервы выросли на 57.7 млрд. долл. (против прогнозируемых 17,9 млрд. долл.) и достигли на начало 2006 года 182.24 млрд. долл. Накопление значительных ресурсов в Стабилизационном фонде (1237 млрд. руб. на начало 2006 года) позволило произвести значительные выплаты по внешнему государственному долгу, в том числе досрочному

     Вместе  с тем, несмотря на положительные  вышеуказанные итоги финансовой политики, многие задачи на 2005 год остались нерешенными или же решенными, но не должным образом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

       Так, например, темп инфляции за 2005 год составил 10.9%, что оказалось выше первоначально установленного целевого уровня (8.5%).  Данное превышение было обусловлено как объективными причинами (опережающим ростом спроса на товары и услуги по сравнению с ростом их предложения; избыточным ростом денежного предложения (обусловленным высокими мировыми ценами на нефть), превышающим спрос на деньги, несмотря на стерилизацию значительной части сверхдоходов от экспорта в Стабилизационном фонде; резким повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в начале года), так и ограниченным набором инструментов  воздействия на инфляцию, среди которых были всего два -  инструмент курсовой политики и инструмент процентной политики.

     В 2005 году была проведена реформа системы  социальной поддержки отдельных  категорий граждан, в результате чего значительная часть натуральных льгот трансформировалась в денежную форму. При этом объемы бюджетного финансирования системы социальной поддержки населения были  резко увеличены.

     Однако  последствия принимаемых решений  по монетизации льгот и механизмы  их реализации оказались не до конца проработанными. Первоначальная оценка бюджетных затрат на проведение реформы системы социальной поддержки населения была неоправданно занижена. Из-за этого пришлось многое менять на ходу, спешно искать выходы из создавшегося положения. Возникла потребность в существенной корректировке расходной части федерального бюджета на 2005 год.

     Итак, подводя итоги, касающиеся эффективности  финансовой политики 2005 года, следует  акцентировать внимание на том, что значительную роль в социально-экономическом развитии России сыграл внешнеэкономический фактор. По оценке Минэкономразвития, он обусловил около половины роста ВВП, в том числе фактор высоких цен на нефть – примерно одну треть. И если бы ситуация на мировых рынках  нефти и газа резко ухудшилась, то, возможно, никакие финансовые рычаги не смогли бы оказать должного влияния на укрепление финансов государства и сохранение высоких темпов развития страны в целом.

 

Глава 3. Финансовая политика России  среднесрочной  перспективе (2007-2009 гг.)

     Главными  целями финансовой политики на 2007 год и среднесрочную перспективу (2007-2009 гг.) стали: повышение качества жизни населения, обеспечение безопасности и правопорядка, развитие институтов гражданского общества и повышение конкурентоспособности экономики.

     Основными целями бюджетной  политики в 2007 году и среднесрочной перспективе являются:

     1) Создание условий для обеспечения  сбалансированности бюджетной системы в долгосрочном периоде.

     2) Продолжение политики аккумулирования  конъюнктурных доходов в Стабилизационном фонде с расширением его функцией в качестве «фонда будущих поколений».

     3) Повышение результативности бюджетных расходов. Недопущение увеличения количества принимаемых обязательств, препятствующего сопоставлению и выбору наиболее эффективных направлений использования бюджетных средств.

     4) Усиление роли среднесрочного финансового планирования.

     5) Дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины.

     6) Повышение качества «человеческого капитала».

     7) Обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд. Расширение практики проведения совместных торгов государственными и муниципальными заказчиками.

     8) Совершенствование управления государственной собственностью. В соответствии с программой приватизации будет продолжать поэтапно сокращаться избыточная часть государственного имущества, не обеспечивающая выполнение государственных функций и не соответствующая управленческим возможностям государства. К 2008 году в федеральной собственности в основном останется имущество, запрещенное к приватизации, а также стратегические предприятия и акционерные общества, обеспечивающие выпуск продукции стратегического значения для обеспечения национальной безопасности и социальных нужд.

     8) Эффективное участие России в  инициативах мирового сообщества по облегчению долгового бремени беднейших стран.

     9) Реорганизация и увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.

     Проект  федерального бюджета на 2007 год и перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007–2009 годы рассчитывался на основе прогноза основных показателей социально - экономического развития Российской Федерации и параметров прогноза на период до 2009 года, предполагающих сохранение относительно благоприятных внешних условий и активизацию внутренних факторов роста экономики.

Информация о работе Цели и задачи современной финансовой политики России и механизм её реализации