Современная финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание

Государство формирует финансово-кредитную политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня.
Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг, бюджетное финансирование, состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Финансово-кредитное регулирование…………………………………….4
2. Современная финансовая политика………………………………………5
3. Бюджетная политика……………………………………………………….8
4. Мировые концепции финансовой политики……………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...13

Работа состоит из  1 файл

Fin_menedzhm.docx

— 32.08 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Финансово-кредитное регулирование…………………………………….4
  2. Современная финансовая политика………………………………………5
  3. Бюджетная политика……………………………………………………….8
  4. Мировые концепции финансовой политики……………………………..9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения средств у разных участников общественного производства. На поверхности явлений это движение представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому  в виде безналичных или наличных расчетов.

Особые экономические  отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды  у участников воспроизводства для  удовлетворения их разнообразных потребностей – это финансовые отношения.

Финансы являются материальной основой существования государства. Главное назначение финансов - это  денежное обеспечение функционирования государства.

В любом обществе государство  использует финансы для осуществления  своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика, целью которой является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

  Государство формирует  финансово-кредитную политику на  макроуровне и осуществляет законодательное  регулирование финансов микроуровня. 

Основными направлениями  государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы  платежей и расчетов, организация  обращения ценных бумаг, бюджетное  финансирование, состав и компетенция  органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные  гарантии, лицензирование отдельных  видов деятельности.

  1. Финансово-кредитное регулирование

 

Оценка роли государства  в регулировании макроэкономических процессов и выполнение им функций  в данной сфере весьма неоднозначны. В научной литературе по макроэкономическим проблемам выделялись и продолжают существовать два диаметрально различных  подхода. Первый предполагает, что чем  больше экономика носит рыночный характер, тем меньше государственным  инструментам нужно вмешиваться  в экономическую жизнь и тем  слабее должен быть государственный  сектор экономики. Другой подход базируется на концепции признания значительной роли государственного регулирования, которая должна быть преобладающей  всегда: и на этапах становления  рыночных взаимодействий, и там, где  уже сложились самые высокоразвитые механизмы рынка [2].

Период разгосударствления в России свидетельствовал о следовании первому подходу. Господствующей в  политической элите стала точка  зрения, что саморегулирующие начала рынка приведут хозяйствующую систему  страны в желаемое состояние, адекватное мировым тенденциям. Однако и тогда  уже звучали предупреждения, что  эффективного рынка без мощных регулирующих начал государства не бывает и  что наиболее ответственной роль государства должна быть именно в  переходное время.

В последующем функцию  государственного регулирования экономики  перестали отвергать и осуждать. Стало утверждаться понимание, что  развитая рыночная экономика предполагает и развитое, квалифицированное государственное  регулирование. В последние годы это становится все более признаваемым[4].

В этой связи актуализируется  проблема соотношения рыночных и  институциональных регуляторов  экономических отношений.

Переосмысление роли государства  в экономике - явление, характерное  не только для России. Оно касается и экономических систем, находящихся  на разных ступенях рыночных трансформаций, а также и устойчивых, благополучных стран.

Идея единства «экономической свободы» и «экономического порядка» в рамках национальной системы России представляется весьма продуктивной, в связи с чем целесообразно  изучение различных аспектов государственного регулирования экономики, начиная  с общих проблем осуществления  регулирующих функций, эволюции экономических  форм государства и отражения  их в разных теориях, и заканчивая конкретными направлениями государственного регулирования таких сфер, как  социальная, инновационная, охрана окружающей среды, внешнеэкономическая деятельность и др.

 

  1. Современная финансовая политика

 

Финансово-кредитная политика является одной из составляющих государственного регулирования экономики.

Под финансово-кредитной  политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого  экономического роста путем воздействия  на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие микроэкономические процессы[6].

К инструментам финансово-кредитной  политики можно отнести: лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки (ставка рефинансирования), операции на открытом рынке.

Основные конечные цели денежно-кредитной  политики: устойчивые темпы роста  национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости  населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики - стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с конечными  выделяют промежуточные цели. Ими  являются приемлемый объём денежной массы и уровень процентных ставок.

Осуществляет денежно-кредитную  политику Центральный банк страны.

Мероприятия Центрального банка  по денежно-кредитному регулированию  экономики призваны обеспечить её стабилизацию при низком уровне инфляции и безработицы. Денежно-кредитная политика может  быть направлена на стимулирование денежно-кредитной  эмиссии, т.е. расширение совокупного  объема денежной массы в обращении (кредитная экспансия), что даёт эффект некоторого оживления конъюнктуры  рынка в условиях спада производства – эффект денежного мультипликатора. Она может быть направлена и на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение объёма денежной массы  в обращении (кредитная рестрикция). Этот вариант денежно-кредитной  политики обычно используется Центральным  банком в периоды экономического бума и в случаях появления  признаков "биржевой горячки". Кредитная  рестрикция в условиях повышения  темпов роста производства призвана обеспечить сдерживание "перегрева" конъюнктуры рынка. Политика кредитной  экспансии наоборот используется для "взбадривания" конъюнктуры рынка  и применяется обычно в периоды  кризисов и спада производства. Она  часто сочетается с дефицитным финансированием  экономики страны и приводит к  обострению инфляционных процессов[7].

При осуществлении мероприятий  по денежно-кредитному регулированию  экономики страны неизбежно возникает  объективное противоречие между  задачей борьбы с инфляцией и  проблемой стимулирования экономического роста. Поэтому денежно-кредитная  политика Центрального банка должна быть самым тесным образом увязана  с инвестиционно-финансовой политикой государства и дополнена гибкой системой налогового регулирования экономики.

Государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  осуществляться успешно лишь в том  случае, если государство через Центральный  банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных  институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над  банковской системой имеет целью  укрепление ликвидности финансово-кредитных  институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков (прежде всего за счёт учётной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов). Эти же меры применяются государством для сжатия (расширения) денежной массы[6].

Регулирование объема кредитных  операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние  на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение  ссудных капиталов между частным  и государственным секторами, уровень  процентных ставок, структуру банковских балансов, банковскую ликвидность.

Таким образом, финансово-кредитная  политика охватывает значительную часть  экономических областей и оказывает  на каждую из них большое влияние.

 

 

 

 

 

  1. Бюджетная политика

 

Бюджетная политика государства  это совокупность мероприятий в  сфере организации бюджетных  отношений с целью обеспечения  его денежными средствами для  выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач  в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации  денежных средств в бюджет, выбор  направлений использования бюджетных  средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной  системой, организацию с помощью  фискальных инструментов регулирования  экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая  сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными  целями, формируются задачи, которые  определяют стратегические направления  и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

- концентрация финансовых  ресурсов на решении приоритетных  вопросов;

- снижение налоговой нагрузки  на экономику;

- упорядочивание государственных  обязательств;

- создание эффективной  системы межбюджетных отношений  и управления государственными  финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами.

Сущность бюджетной политики, как и любой другой экономической  категории, проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в  руках государства и их использование  с целью удовлетворения общегосударственных  потребностей. Это происходит путем  перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, так как в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса[6].

Вторая - контрольная функция  позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении  бюджетных средств, эффективно ли они  используются, сигнализирует об отклонениях  в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия  бюджетной политики.

Таким образом, функционирование государственного бюджетной политики происходит посредством особых экономических  форм, отражающих отдельные этапы  перераспределения - доходов и расходов бюджета.

 

  1. Мировые концепции финансовой политики

 

В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две  наиболее противоположные по формам реализации мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.

Политика монетаризма  основывается на сокращении государственных  расходов и повышении налогов. Цель такой политики — сокращение покупательной  способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта  и падению темпов прироста выпускаемой  продукции. Сдерживание спроса предприятий  путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и “съеденных” инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста[6].

Информация о работе Современная финансовая политика