Цели и задачи современной финансовой политики России и механизм её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
1.Сущность и задачи финансовой политики………………………………5
2.Содержание финансовой политики……………………………………....8
3.Типы финансовой политики……………………………………………..12

Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года

2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год…………….15

2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………...21

2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года……………..30

Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе

(2007-2009 гг.)…………………………………………………………………....35

Заключение……………………………………………………………………….46

Список использованной литературы…………………………………………...49

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансовой политике.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

     В целом же за 2005 год исполнение указанных показателей, по предварительной оценке Минфина, составило:

     - по объему поступивших доходов – 5121 млрд. руб., или 102.8% к уточненной росписи поступлений доходов на 2005 год и почти 154% к первоначально принятому объему;

     - по финансированию – 3584.2 млрд. руб., или 100.3% к уточненной годовой  бюджетной росписи расходов (указанная  сумма дана без учета выбытия финансовых активов);

     - по кассовому исполнению расходов  – 3504.5 млрд. руб., или 98% к уточненной  годовой бюджетной росписи расходов;

      - профициту  (кассовому профициту)  – 1536.8 (1616.5) млрд. рублей. 

     Доходы  федерального бюджета  за 2005 год, включая безвозмездные перечисления,  составили 5121 млрд. руб., что составили 23.6% к оценке объема ВВП за прошедший год.

     Таблица 1. Структура доходов  федерального бюджета  в январе-ноябре 2003-2005 гг.

                                                                                               (в % к общей сумме доходов)

  2003 2004 2005
Налог на прибыль  6.6 6.0 7.5
НДС 34.3 31.4 29.4
НДПИ 9.6 12.5 16.8
Акцизы  9.9 3.6 2.2
Таможенные  пошлины 17.6 24.7 30.7
Неналоговые доходы  6.9 6.5 3.4
ЕСН 13.7 12.6 5.1
Прочие  доходы 1.5 2.4 4.7

ИТОГО

100 100 100

     За  январь-ноябрь 2005 года объем платежей за пользование природными ресурсами  по сравнению с тем же периодом прошлого года возрос на 1.48 п.п. ВВП  до 4.08% ВВП (связано с увеличением  ставки налога на добычу нефти с 347 до 419 руб. за 1 тонну и ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный со 107 рублей до 135 рублей за тысячу кубических метров).

     Объем таможенных пошлин увеличился на 2.3 п.п. ВВП по отношению к январю-ноябрю 2004 года и составил 7.3% ВВП.

     Поступления налога на прибыль в январе-ноябре 2005 года составили 1.8% ВВП, что на 0.6 п.п. ВВП выше, чем в январе-ноябре 2004 года (связано с увеличением ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 5% до 6,5%).

     Поступления НДС увеличились на 0.6 п.п. ВВП  и составили 7% ВВП.

     Снижение  эффективной ставки единого социального  налога с сохранением регрессивной шкалы налогообложения сократило  доходы федерального бюджета на 280,8 млрд. руб. или на 1,5% к ВВП;

     В структуре расходов федерального бюджета  в январе-ноябре 2005 года доля расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность возросла на 0.3 п.п., и составила 28% к общей сумме расходов. Межбюджетные трансферты возросли на 4.4 п.п. и составили 39.1% к общей сумме расходов.

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в январе-ноябре 2003-2005 гг.

                                                                       (в % к общей сумме расходов)

    2003 2004 2005
1

Общегосударственные вопросы, без процентных расходов

7.0 6.7 6.7
2 Национальная  оборона, безопасность

и правоохранительная деятельность

25.7 27.7 28.0
3 Образование 5.1 5.6 4.4
4 Национальная  экономика 6.9 6.8 6.2
5
Социальная политика, здравоохранение и спорт
8.5 8.5 7.6
6 Межбюджетные  трансферты 34.9    34.7    39.1
7 Обслуживание  государственного долга 10.1   8.2   6.4
8 Прочие 1.7 1.7 1.6
 

     Финансирование  расходов на обслуживание государственного и муниципального долга Российской Федерации (процентные расходы) в целом за 2005 год составило 228.3 млрд. руб. (6.4% от общего объема финансирования расходов данного периода).

     Благодаря превышению мировых цен на нефть отметки в 20 долларов за баррель – средней цены на нефть марки «Urals» за последние 10 лет – в   2005 году средства Стабилизационного Фонда  РФ превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

     ·     93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;

     ·     430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;

     ·     123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

     ·     30 млрд. рублей (эквивалент  1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Итоги кредитно-денежной политики 2005 года

     За 2005 год инфляция на потребительском рынке составила 10.9% против  11.7% в прошлом году.

     Почти до середины года цены повышались темпами, опережающими прошлогодние показатели. В итоге за январь-май 2005 г. прирост  цен (7.3%) был  почти в 1.4 раза выше аналогичного показателя за 2004 год (5.3 процента).

     Прирост потребительских цен без учета товаров и услуг необязательного пользования за этот период (8.5%) был еще выше, чем годом ранее (5.7%). Это свидетельствует о более высоком росте спроса на товары (услуги) первой необходимости вследствие роста платежеспособного спроса наименее обеспеченных слоев населения в связи со значительным повышением их денежных доходов (из-за монетизации ряда льгот, повышения пенсий, увеличения выплат бюджетникам и др.).

     На  опережающих темпах инфляции также  сказался повышенный  рост административных тарифов в начале года, вдвое превышавший аналогичные прошлогодние показатели, связанный с принятием решения о переходе населения на 100% оплату услуг ЖКХ; сокращением дотаций из федерального бюджета; более значительным, чем в 2004 году, повышением регулируемых цен на отпускаемые для населения энергоносители естественными монополиями (оптовые цены газ с 1 января были увеличены на 25.1%, предельный размер повышения тарифов на электроэнергию был повышен также до 25%) с целью сокращения перекрестного субсидирования последних.

     Правительство и Банк России принимали меры по снижению темпов инфляции. В I полугодии 2005 г. денежная политика была достаточно жесткой, поддерживался стабильным номинальный курс рубля. В целях увеличения предложения продовольственных товаров в мае был смягчен режим импорта говядины. Пристальное внимание уделялось росту регулируемых тарифов (намеченное вторичное повышение цен на газ для населения в апреле практически не было введено, тарифы в электроэнергетике для населения росли более медленными темпами, чем установленный предел их повышения). 

     В итоге с июня 2005 г. темпы инфляции замедлились. Во II полугодии 2005 г. темпы роста цен были почти вдвое ниже по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (2.7% против 5.3 процента).

     На  замедлении темпов инфляции во второй половине 2005 года сказались также такие факторы, как значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период и осенью благодаря хорошему урожаю 2005 года; значительный рост импорта мясных (на 23-33%) и других продовольственных товаров; приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов.

     В августе 2005 г. была зафиксирована дефляция на 0.1% (последний раз дефляция была в августе 2003 г.), в том числе  за счет более значительного сезонного  снижения цен на плодоовощную продукцию, чем в прошлом году.

     В условиях высокой внешнеэкономической конъюнктуры цены на товары российского экспорта в 2005 году в среднем более чем на 40% превысили уровень 2004 года. Это касается не только газа, нефти, нефтепродуктов, но и черных, цветных металлов и др. Уровень торгового и платежного балансов, уровень накапливания золотовалютных резервов также был гораздо больше, чем предполагалось. Так, уровень золотовалютных резервов достиг 182,2 млрд. долларов, что примерно на 61,5 млрд. долларов превышает величину на конец 2004 года. А с учетом того, что 18,5 млрд. долларов были направлены на досрочное погашение долгов перед Парижским клубом кредиторов, перед Международным валютным фондом, то это совместно дает величину около 80 млрд. долларов прироста. В результате были эмитированы значительные объемы денег, увеличены денежная база и денежная масса. Увеличение  денежной массы относительно 2004 года  составило 38%. В отдельные месяцы, особенно в середине года, в третьем квартале, было и 42, и 43% относительно предшествующих периодов 2004 года. То есть высокий объем предложения оказывал влияние на инфляцию, и наличие Стабилизационного фонда, с одной стороны, и достаточно аккуратная курсовая и процентная политика Центрального банка РФ, с другой стороны, привели к тому, что все-таки в этих условиях удалось инфляцию снизить. Однако, несмотря на это, уровень инфляции в 2005 году превысил целевой уровень в 8.5%, установленный Федеральным законом о бюджете.   

     Итоги инвестиционной политики 2005 года

     По  итогам 2005 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования  составил 3431.0 млрд. руб., или увеличился относительно 2004 года  на 10.5%, что несколько меньше чем в 2004 году – 10.9 процента.

     Баланс  собственных и привлеченных средств  в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в январе-сентябре 2005 г. практически не изменился по сравнению с январем-сентябрем 2004 г. В то же время произошли значительные изменения в составе как привлеченных, так и собственных средств. Значительно (на 3.1%) возросла доля прибыли, остающейся в распоряжении организаций, направляемой на инвестиции при одновременном снижении доли используемой в инвестиционных целях амортизации (на 3 процента).

     В привлеченных средствах отмечается рост бюджетных средств (на 1.8%), в  том числе средств федерального бюджета (на 1.1%) и средств бюджетов субъектов Федерации (на 0.6%), при снижении доли банковского кредитования (на 1.2 процента).

     В 2005 году успешно реализовывалась  Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), являющаяся одним из основных инструментов осуществления государственной инвестиционной политики в рамках системы бюджетного планирования.

     По  данным Росстата, уровень финансирования годового лимита по стройкам и объектам для государственных нужд по итогам за 2005 год составил 153721.7  млн. рублей,  или 97% годового лимита. При этом 2747 строек и объектов из 3399 профинансированы в размере предусмотренного годового лимита бюджетных ассигнований. В то же время   уровень финансирования  57 строек  составил менее 50%, а по  351 стройке финансирование не осуществлялось.

     По  стройкам и объектам для федеральных  государственных нужд, предусмотренным  в Федеральной адресной инвестиционной программе на 2005 год, по данным Росстата, освоено государственными заказчиками 142364.1 млн. рублей государственных капитальных вложений, или 90% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство.

     Объем освоенных  бюджетных средств  за 2005 год в рамках основных комплексов составил: в  производственном комплексе  – 92764.8 млн. рублей, или 90% от годового лимита, в специальном комплексе – 5051.6 млн. рублей (73%) и в социальном комплексе – 44547.7 млн. рублей (92 процента).

     Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных  нужд, освоен годовой лимит государственных  капитальных вложений в  агропромышленном (96%) комплексе, а также по отраслям «Коммунальное строительство» (93%) и «Здравоохранение, физическая культура и соц. обеспечение» (91%). В пределах средних значений профинансированы транспортный комплекс (90%) и отрасль «Наука и научное обслуживание» (88%). В то же время существенно ниже среднего уровня освоен годовой лимит государственных капитальных вложений по стройкам и объектам по разделу «Культура и искусство» (84%) и «Жилищное хозяйство» (80%).

Информация о работе Цели и задачи современной финансовой политики России и механизм её реализации