Цели и задачи современной финансовой политики России и механизм её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
1.Сущность и задачи финансовой политики………………………………5
2.Содержание финансовой политики……………………………………....8
3.Типы финансовой политики……………………………………………..12

Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года

2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год…………….15

2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………...21

2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года……………..30

Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе

(2007-2009 гг.)…………………………………………………………………....35

Заключение……………………………………………………………………….46

Список использованной литературы…………………………………………...49

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансовой политике.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

     1) разработку общей концепции финансовой  политики, определение ее основных  направлений, целей, главных задач;

     2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

     Финансовый  механизм — наиболее динамичная часть  финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решением различных тактических задач, и  поэтому финансовый механизм чутко  реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

     В составе финансовой политики, как  правило, выделяют как относительно самостоятельные бюджетную   и кредитно-денежную политики.

     Бюджетная политика Российской Федерации основывается  на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика  выражается в определении источников формирования  доходов государственного бюджета,  в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов  между бюджетами разных уровней, в определении источников и способов   покрытия бюджетного дефицита,  форм и методов управления  государственным долгом. От характера решения этих вопросов  зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения  модели  бюджетного федерализма в государствах  с федеративным устройством.

     В свою очередь, в составе бюджетной  политики приобретают относительную  самостоятельность налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика  управления государственным кредитом.

     Налоговая политика  направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи:  фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны);  контролирующие (организация контроля при помощи систем и  методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

     Таможенная  политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей  при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок  импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.

     Инвестиционная  политика  связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего,  в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы приходил приток иностранного капитала.

     Политика  управления государственным кредитом связана с обеспечением  деятельности  государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита.  В России регулируют и осуществляют эту деятельность  Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования.

     Кредитно-денежная политика  представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

     В свою очередь, в составе кредитно-денежной политики приобретают относительную самостоятельность денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг.

     Денежная  политика направлена на обеспечение  устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование  инфляции, стабилизацию национальной валюты.

     Кредитная политика направлена на обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы).

     Ценовая политика  -  регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги)  предпринимательских структур – монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов  страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

     Финансовая  политика на рынке  ценных бумаг  – управление деятельностью  финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ,  и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов).

     Все большее значение приобретает  международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.

     1.3 Типы финансовой политики

     1. Классическая.

     Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

     2. Регулирующая.

     В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в  развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое  внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется  система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных  специализированных органов. 

     3.Неокласическая.

     Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства  в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства  государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось  теперь  не  только  непосредственно  через доходы  или   расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

           4.Планово-директивная.

           Планово-директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе  и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким  образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

 

      Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года

     2.1 Задачи и направления  финансовой политики  на 2005 год

     Финансовая  политика состоит  из  таких  этапов, как:

    • определение целей и задач финансовой политики;
    • разработка  направлений и ориентиров финансовой политики;
    • реализация  конкретных действий   для  достижения намеченных целей и задач.

         В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях  Федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу.

     Основные  направления бюджетной и налоговой  политики на 2005 год были сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2005 году» и Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

       Согласно  Бюджетному посланию Президента Российской Федерации основными задачами бюджетной политики на 2005 год и среднесрочную перспективу  стали:

     1. Создание условий для обеспечения общей макроэкономической сбалансированности. Основные параметры бюджета должны обеспечивать:

    • гарантированное исполнение заложенных в бюджет обязательств;
    • связывание избыточной денежной ликвидности;
    • последовательное сокращение расходов на обслуживание государственного долга с учетом приходящегося на 2005 год значительного объема платежей по внешнему долгу.

     2. Использование средств Стабилизационного фонда, накопленные  в 2005 году сверх установленного минимума (сверх 500 млрд. руб.), исключительно на замещение источников погашения внешнего долга и финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии иных способов решения соответствующих задач.

     3. Реформирование бюджетной классификации (группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней) и бюджетного учета.  На федеральном уровне должны определяться лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной системы позиции экономической и функциональной классификации с целью обеспечения большей свободы маневра для органов государственной власти в ходе бюджетного процесса.

Информация о работе Цели и задачи современной финансовой политики России и механизм её реализации