Бюджетное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы «Бюджетное устройство», так как, бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением − с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Содержание

Введение 3
1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы 4
1.1. Бюджетное устройство унитарных государств 10
1.2. Бюджетное устройство федеративных государств 13
2. Бюджетные права в РФ 17
3. Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам 46
Заключение 53
Список литературы 55

Работа состоит из  1 файл

бюджетное устройство.docx

— 74.35 Кб (Скачать документ)

   Программа разделения доходов определила принцип  разделения полномочий между центральным  правительством и властями штатов в  сфере финансов, основанный на главенстве федерации. В ФРГ федеральный  бюджет непосредственно связан с  бюджетами земель, которым средства перечисляются в форме дотаций. Последние передают соответствующие  суммы общинам. Особенность формирования ресурсов бюджетной системы ФРГ состоит в том, что поступления от подоходного налога делятся между федеральным бюджетом (42,5%), бюджетом соответствующей земли (42,5%) и местным бюджетом (15%), а от налогов на прибыль корпораций — между федеральным бюджетом (50%) и бюджетами земель (50%).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Бюджетные права в РФ

   Бюджетные права это полномочия различных субъектов бюджетного права. Бюджетные права РФ и бюджетные права ее субъектов между собою тесно связаны и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством Российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения. 
Важной стороной в характеристике бюджетно-правового статуса субъектов РФ выступает их равноправиеПри всем своем разнообразии субъекты федерации согласно Конституции являются равноправными. 
Правовой основой компетенции субъектов РФ помимо конституционных норм является текущее бюджетное законодательство РФ, а также законодательство субъектов РФ: конституции республик в составе РФ, в которых содержатся основополагающие нормы о бюджетной компетенции названных субъектов, и их законодательство.

   Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные1. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы  Российской Федерации, перечень доходов  и расходов бюджетов, распределение  их между различными бюджетами и  т. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления  и утверждения отчета об исполнении бюджета, Общественные отношения, урегулированные  нормами бюджетного права, приобретают  форму бюджетных правоотношений. Бюджетные правоотношения, являясь  одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому  правоотношению. Но одновременно они  имеют свои особенности, свойственные только этому виду финансовых отношений. Так, субъектами бюджетного правоотношения являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, местные (муниципальные) самообразования, органы государственной власти всех трех ветвей, государственные юридические лица.

   Субъект бюджетного правоотношения либо принимает  участие в распределении доходов  и расходов между различными видами бюджетов, либо является участником бюджетного процесса, либо получает из бюджета  денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования (бюджетной ссуды). Субъекты бюджетного правоотношения обладают одним из перечисленных  выше признаков или несколькими  признаками одновременно. Характерной  особенностью бюджетного правоотношения является то, что оно не может, как  правило, длиться свыше одного года и прекращается в конце соответствующего года, что не исключает возникновения  нового бюджетного правоотношения между  теми же субъектами.

   Содержание  бюджетных прав РФ обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся на всю территорию России. Принадлежность бюджетных прав суверенному государству придает им особый характер, отличает их от прав других субъектов. Роль бюджетных прав РФ заключается в следующем. Бюджетные права РФ обеспечивают создание финансовой базы, без которой невозможно действительное осуществление государственного суверенитета и компетенции РФ. С помощью этих прав в распоряжении федеральных органов власти образуется государственный бюджет, необходимый для функционирования России в качестве суверенного государства, для выполнения им своих внутренних и внешних задач. 
Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге - единая социально-экономическая политика.Эти права создают финансовые возможности для координации и объединенных действий России в рамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного масштаба. 
Бюджетные права РФ закреплены в ряде статей Конституции РФ, а также в текущем законодательстве.

   В области регулирования бюджетных  правоотношений к ведению Российской Федерации относятся:

    • установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
    • разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы РФ, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
    • разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
    • определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
    • определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
    • определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;
    • установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
    • осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;
    • установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
    • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
    • установление общих принципов и условий предоставления бюджетных .кредитов;
    • установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
    • утверждение бюджетной классификации РФ;
    • установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
    • формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга;
    • определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;
    • определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;
    • установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ (ст.БК РФ).
 

  Взаимоотношения звеньев  бюджетной системы по доходам  и расходам

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

     Межбюджетные  отношения — это отношения  между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные  с формированием и исполнением  соответствующих бюджетов.

     Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

• распределения  и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной  системы Российской Федерации;

• разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным  нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• равенства  бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных  прав муниципальных образований;

• выравнивания уровней минимальной бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

• равенства  всех бюджетов Российской Федерации  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами  субъектов Российской Федерации.

     В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов  РФ и из бюджетов субъектов РФ –  в местные бюджеты.

     В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной  системы заложен принцип равенства  бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных  бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование  единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных  услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а  также единый порядок уплаты федеральных  и региональных налогов.

     Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что  при распределении налоговых  доходов по уровням бюджетной  системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

     Для обеспечения расходов территориальных  бюджетов (республиканских, республик  в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие  доходы.

     Доходы  территориальных бюджетов состоят  из собственных и регулирующих.

     Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или  частично за соответствующими бюджетами  законодательством Российской Федерации.

Это налоговые  доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных  внебюджетных фондов законодательством  Российской Федерации, и неналоговые  доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

     Собственные доходы составляют меньшую часть  доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

     Регулирующие  доходы бюджетов — это федеральные  и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчислений (в процентах) в бюджеты  субъектов Российской Федерации  иди местные бюджеты на очередной  финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

     В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса  РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты —  средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки  регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

     Субвенция — это средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной  основах для осуществления целевых  расходов.

     В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса  в случае нецелевого использования  субвенций и субсидий и нарушения  сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.

Субсидия  — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     Нужно отметить, что дотация, субвенция  и субсидия как методы наделения  финансовыми ресурсами территориальных  бюджетов несовершенны. Эти источники  бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций  иждивенческое настроение. Такая  практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

     Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и  субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных  бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению  проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости  многократного обращения за ссудами  из вышестоящих бюджетов. В целом  это осложнит финансирование плановых мероприятий.

     Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и  субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где  в силу сложившихся условий и  проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический  потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование до ходов. Местные же источники не в состоянии  обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и  поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные  центры и др. Субвенции же следует  выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление  которых на местах не хватает средств.

     Помимо  отчислений от государственных доходов  и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных  бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В по рядке взаимных расчетов часть средств передается из выше стоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах. Так, если в 1997 г. в территориальные бюджеты поступило из федерального бюджета 22263 млрд. руб., то передано федеральному бюджету 214 млрд. руб. Следовательно, 22049 млрд. руб. осело в до ходах территориальных бюджетов.

Информация о работе Бюджетное устройство