Бюджетное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы «Бюджетное устройство», так как, бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением − с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Содержание

Введение 3
1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы 4
1.1. Бюджетное устройство унитарных государств 10
1.2. Бюджетное устройство федеративных государств 13
2. Бюджетные права в РФ 17
3. Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам 46
Заключение 53
Список литературы 55

Работа состоит из  1 файл

бюджетное устройство.docx

— 74.35 Кб (Скачать документ)

     • определение перечня и порядка  формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;

     • установление оснований и порядка  привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

     Бюджетный кодекс, кроме того, регламентирует полномочия федеральных органов  власти в сфере формирования доходов  бюджетов (ст. 53 БК РФ).

     Установлено, что новые виды доходов, их отмена или изменение возможны только путем  внесения соответствующих изменений  в налоговое законодательство Российской Федерации. Федеральные органы законодательной  власти могут также устанавливать  новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный Кодекс.

     Федеральные органы исполнительной власти предоставляют  неналоговые кредиты, отсрочки и  рассрочки по уплате налогов и  иных обязательных платежей в федеральный  бюджет в соответствии с налоговым  законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых  кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год.

     По  направленности бюджетные права  субъектов Российской Федерации  можно подразделить на три группы:

     1) бюджетные права по отношению  к федеральному бюджету;

     2) бюджетные права по отношению  к собственному бюджету;

     3) бюджетные права по отношению  к бюджетам нижестоящего территориального  уровня.

     Все субъекты Российской Федерации обладают равными бюджетными правами по всем трем направлениям.

     Вторая  группа бюджетных прав субъектов  Российской Федерации имеет отношение  к собственному бюджету и принадлежит  им в силу правового статуса, предопределяющего  их самостоятельность, и бюджетную  в том числе. Согласно ст. 2 Закона «Об основах бюджетных прав»  каждый субъект РФ имеет свой бюджет.

     Наличие права на бюджет предполагает и другие права, связанные с его формированием, распределением и использованием. Субъекты РФ имеют право на получение закрепленных доходов за своими бюджетами, предусмотренных  федеральным законодательством.

     Субъекты  РФ имеют также право на получение  отчислений от регулирующих источников доходов, утверждаемых федеральными органами при принятии федерального бюджета.

     Субъекты  Российской Федерации самостоятельно определяют направление расходов своих  бюджетов и объемы бюджетных средств  по этим направлениям.

     В составе своих бюджетов субъекты РФ имеют право образовывать резервные  и иные целевые фонды.

     В пределах предоставленной компетенции  субъекты РФ в лице представительных и исполнительных органов власти самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют свои бюджеты. При этом законодательство запрещает  вмешательство в этот процесс  каких-либо иных органов и организаций, если это не предусмотрено законодательными актами. Они же утверждают и отчет  об исполнении бюджетов, а также  осуществляют контроль за исполнением  своих бюджетов.

     Если  в ходе исполнения бюджетов образуются дополнительные доходы, то субъекты РФ имеют право оставлять их в  своем распоряжении и использовать по своему усмотрению.

     Субъекты  РФ могут вводить механизм секвестра  в случаях, когда при исполнении их бюджетов происходит превышение установленного ими уровня бюджетного дефицита либо сокращаются поступления от доходных источников, а также в случае, если в ходе исполнения бюджетов дефицит  не уменьшается, в результате чего становится невозможным финансирование предусмотренных  в бюджете мероприятий.

     В рамках своих территорий субъекты РФ определяют бюджетную систему и  составляют консолидированные бюджеты.

     Субъекты  РФ имеют право принимать нормативные  акты, регулирующие их бюджетную деятельность и бюджетные права органов  местного самоуправления. Однако эти  акты не должны противоречить федеральному законодательству.

     Территория  субъектов РФ включает административно-территориальные  образования, имеющие самостоятельные  бюджеты. Это предопределило наличие  у них определенных бюджетных  прав по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня. Среди них в первую очередь следует назвать право утверждать нормативы отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня.

     Статья 8 Бюджетного кодекса РФ в области  регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относит:

     • установление порядка составления  и рассмотрения проектов бюджетов субъектов  Российской Федерации, их утверждения  и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения  отчетов об исполнении бюджетов субъектов  Российской Федерации;

     • составление и рассмотрение проектов бюджетов Российской Федерации и  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации, утверждение  и исполнение бюджетов субъектов  Российской Федерации, осуществление  контроля за полнением и утверждение  отчетов об исполнении бюджетов субъектов  Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

     • распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов  субъектов Российской Федерации  между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

     • определение порядка направления  в бюджет субъекта Российской Федерации  доходов от использования собственности  субъекта Российской Федерации, доходов  от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных доходов бюджета  субъекта Российской Федерации;

     • разграничение полномочий по осуществлению  расходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

     • установление совместно с органами государственной власти РФ порядка  и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;

     • определение порядка и условий  предоставления финансовой помощи и  бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

     • предоставление финансовой помощи и  бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

     • установление порядка и условий  предоставления бюджетных кредитов;

     • определение перечня и порядка  осуществления государственных  внутренних заимствований субъектов  Российской Федерации;

     • осуществление государственных  внутренних и внешних заимствований  субъекта Российской Федерации и  управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.

     Законодательные представительные органы субъектов  Российской Федерации вправе вводить  региональные налоги и сборы, устанавливать  размеры ставок по ним и предоставлять  налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством  Российской Федерации (ст. 59 п.1 БК РФ).

     На  современном этапе в Российской Федерации неуклонно повышается роль региональных органов власти в  хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в  области руководства хозяйственным  и социально-культурным строительством на подведомственной территории, осуществляют руководство жилищным строительством, образованием и здравоохранением, проводят мероприятия по благоустройству  сел и городов, организуют работу в области дорожного строительства.

     Бюджетные права органов местного самоуправления закреплены в законодательных актах  Российской Федерации 1991— 1997 гг.

     Статья 132 Конституции РФ гласит, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы.

     При формировании своих бюджетов органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления расходов бюджетов и объемы ассигнований по всем статьям  использования бюджетных средств. В рамках своего бюджета органы местного самоуправления имеют право образовывать оборотную кассовую наличность и  использовать ее на покрытие временных  кассовых разрывов с обязательным восстановлением  в полном объеме в конце финансового  года. Им предоставлено также право  образовывать резервные и целевые  фонды в системе своего бюджета.

     При получении дополнительных доходов  в процессе исполнения местных бюджетов органы местного самоуправления имеют  право оставлять их в собственное  распоряжение и использовать по своему усмотрению.

     Если  в процессе исполнения местных бюджетов произошло уменьшение их доходов  или увеличение расходов в результате принятия решения представительными  органами власти Российской Федерации  или ее субъектов, то недостающие  средства местных бюджетов должны быть компенсированы за счет средств соответственно федерального бюджета или бюджета  соответствующего субъекта РФ. Аналогичным  образом должен возмещаться ущерб, причиненный местным бюджетам неправомерными решениями представительных органов  власти Российской Федерации и ее субъектов.

     Представительные  органы местной власти осуществляют контроль за исполнением соответствующего местного бюджета и утверждают отчет  об исполнении своего бюджета.

     Местным органам власти в распределении  и использовании своих финансовых ресурсов предоставлены следующие  права:

     • самостоятельно определять направления  использования средств местных  бюджетов;

     • в пределах имеющихся средств  увеличивать сверх централизованно  устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального  хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов;

     • устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды.

     В Законе «Об основах бюджетных  прав и прав по формированию и использованию  внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной  власти республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, города Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»  права местных органов власти в области финансово-бюджетных  отношений нашли свое дальнейшее развитие. В общих положениях Закона сформулированы понятия минимальных  социальных и финансовых норм, средней  финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности бюджетов, регулирования  финансовых отношений.

     В разделе «Расходная часть бюджетов»  определены права региональных органов  власти по формированию расходов бюджетов, при этом зафиксировано не только положение о бюджете текущих  расходов и бюджете развития, но и содержание этих бюджетов. Региональные бюджеты — главная финансовая база региональных органов власти.

     В Законе регламентируется бюджетный  процесс; в отдельном разделе  даны общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов и утверждения  бюджетов, исполнения бюджета, контроля за использованием внебюджетных и валютных фондов и т.д. Закон определяет права  местных органов власти при рассмотрении разногласий по формированию их бюджетов, закреплено положение об образовании  при рассмотрении разногласий согласительных комиссий из представителей вышестоящих  и нижестоящих органов власти.

     Вопросы, касающиеся местных финансов отражены также в Законе «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации»; в Законе «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», определяющем права территорий на получение финансовой помощи в виде целевых субвенций из вышестоящих бюджетов и внебюджетных фондов; в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ, где сказано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованиям (городам, районам, поселкам, селам) минимальные местные бюджеты и что минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; в Федеральном Законе «О финансовых основах местного самоуправления» №126-ФЗ от 25 сентября 1997 г, где регламентируется порядок формирования и использования финансовых ресурсов местного самоуправления; финансовых взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и финансово-кредитными институтами; разграничения доходов и расходов между бюджетами. В данном Законе закреплен принцип формирования местных бюджетов на основе государственных минимальных социальных стандартов и социальных норм.

Информация о работе Бюджетное устройство