Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 16:30, реферат

Описание

Структура и принципы построения бюджетной системы государства
Звенья бюджетной системы РФ и распределение доходов и расходов между ними.
Бюджетные системы зарубежных стран.

Работа состоит из  1 файл

бюджетная система.doc

— 339.50 Кб (Скачать документ)

Принцип гласности  означает: обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедура рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности  бюджета означает: надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и  целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Федеральный бюджет на 2009год

В конце ноября 2008г. вступил в силу Федеральный закон  №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010-2011 годов.

Впервые очередной  трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической  конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009г. станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.

Установленные Законом  №204-ФЗ относительно высокие темпы роста расходов федерального бюджета в 2009-2010 гг. значительно превышают прогнозируемые темпы роста национальной экономики, темпы роста инфляции. Принятый бюджет полностью соответствует целям и задачам экономической политики. Утвержденные на 2009г. бюджетные расходы учитывают изменившуюся финансово- экономическую ситуацию в стране и в мире и не нуждаются в каких- либо принципиальных пересмотрах. Конкретные корректировки в расходной части федерального бюджета, конечно, возможны, но лишь как ответная реакция на воздействия внешней среды в процессе оперативного финансового управления.

Для обеспечения долговременной бюджетно - финансовой устойчивости и  предотвращения последствий неблагоприятных  экономических тенденций необходимо проведение государством контрциклической политики, не допуская наращивания бюджетных обязательств в период пика мировых цен на углеводороды, но поддерживая и повышая внутренний спрос во время снижения темпов экономического роста, замещая, таким образом, снижение внешнего спроса. Строительство объектов транспортной и промышленной инфраструктуры, осуществление социальных программ, оснащение Вооруженных Сил - все это должно дать в 2009г. новые рабочие места, увеличение внутреннего спроса, обеспечение заказами отечественных производителей.

Для расширения внутреннего  спроса будут использованы ресурсы  Резервного фонда, который служит надежной страховкой для экономики в моменты  кризиса. К концу 2009г. объем Резервного фонда прогнозируется в размере 5.1 трлн. руб., а в течение года из его ресурсов будет израсходовано более 1 трлн. руб. на пополнение доходной части федерального бюджета, поскольку показатели доходов оказались ниже прогнозируемого уровня. Кроме того, из этого же источника будет оказана финансовая помощь регионам, компенсирующая выпадающие доходы из бюджетов вследствие снижения ставок ряда налогов, которые по предварительной оценке Минфина России составляет 550-560 млрд. руб.

В доходах бюджетной  системы значительную долю сохраняют  налоговые поступления от экспорта нефти и газа. В 2008г. эта доля составляла 50% всех бюджетных доходов. В 2009г. доля нефтегазовых доходов федерального бюджета должна снизиться до 30%, а возможно, и еще больше. Такие ожидания обусловлены значительно большим снижением мировых цен на нефть, чем это предполагалось при проведении бюджетных расчетов.

В связи с этим может  возникнуть сомнения в реальности исполнения федерального бюджета на 2009г. и трехлетнего  бюджета в целом в условиях снижения нефтегазовых доходов, замедления роста ВВП в сравнении с запланированными показателями, усиления инфляционных ожиданий, нестабильностью в банковской системе, вызовами мировой финансовой системы, оказывающими негативное влияние на российскую экономику. Однако оснований для таких сомнений сегодня нет.

Благодаря плодотворной совместной работе правительства и депутатского корпуса в течение последних лет сейчас имеется возможность обеспечить стабильность бюджета при низких ценах на нефть. Созданная в России «подушка безопасности» будет служить защитной бюджетной стабильности более трех лет.

На начало 2008г. (т.е. до своего разделения) размер Стабилизационного  фонда был равен 3.849 трлн.руб. К  декабрю 2008г. объемы Фондов, выделившихся из него, составили соответственно: Резервного- 3,588 трлн.руб., Национального  благосостояния - 1,672 трлн.руб. Поэтому при цене нефти в 50 и в 40 дол. За баррель все социальные обязательства государства будут выполнены.

Федеральная казначейская система, обеспечивающая исполнение и  региональных, и муниципальных бюджетов, работает таким образом, что деньги дойдут до каждого потребителя. И заработная плата в бюджетных учреждений, и пенсии, и все социальные выплаты будут выплачиваться своевременно.

Конечно, накопленные  финансовые резервы не ликвидируют  всех рисков мирового финансового кризиса, который в силу своего глобального  характера затронул Россию. Но эти  резервы дают возможность правительству  обеспечить социальную поддержку в  случае высвобождения части рабочих мест - соответствующим образом профинансировать пособия, обеспечить возможность переквалификации, перераспределение рабочей силы, переход к новому этапу развития предприятий. Это - функция государства, и она будет исполняться неукоснительно.

По прогнозам, рост мировой экономики в 2009г. будет  самым низким за последние 20 лет. Международный  валютный фонд прогнозирует, что по паритету покупательной способности  он не превысит 2,2%. Это означает, что  все страны мира в разной степени  будут иметь рост, но в наиболее развитых странах, странах Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель будет иметь отрицательную величину. Например, ожидаемое падение ВВП в США в 2009г. составил 0,7%, странах Еврозоны- 0,5%. Соответственно, снижение идет и на других развивающихся рынках. Снижены прогнозные показатели и по России. Спрос на товары российского экспорта - нефть, газ, металлы и другие природные ископаемые, а также на оборудование и на технологии будет существенно снижен. Такое сокращение спроса уже ощущалось в четвертом квартале 2008г. Однако существующая сегодня модель бюджетного процесса позволяет полностью исполнять принятый федеральный бюджет, несмотря на уточнения или фактически складывающиеся показатели в следующем году по росту цен на нефть, доходам бюджета.

Вместе с тем, вызовы мировой финансовой системы, ее влияние  на российскую экономику могут быть более существенными, чем это  сегодня представляется. Исходя из подобных предположений, в Бюджетный  кодекс РФ внесена поправка, приставляющая на один год, до 1 января 2010г. действие отдельных статей, затрудняющих принятие правительством отдельных решений по управлению средствами федерального бюджета.

Это поправка позволяет  в течение 2009г. упростить порядок  принятия решений о пересмотре расходов, использовании средств Резервного фонда и остатков средств бюджета на выплаты, сокращающие долговые обязательства и заимствования, а также на обеспечение сбалансированности федерального бюджета, то есть страховаться от недополучения ненефтегазовых доходов.

Подобные решения  будут приниматься правительством страны после предварительного рассмотрения правительственных предложений  на специальной комиссии Федерального собрания Российской Федерации, состоящей  из 7 депутатов Государственной Думы и 7 членов Совета Федерации.

В принятом федеральном  бюджете была заложена цена на нефть  в 2009г. - 95 дол., в 2010г. -90 дол., 2011г. - 88 дол. За баррель. Сейчас, по нашей предварительной  оценке, эти значения будут значительно  ниже - соответственно, 50, 55 и 60 дол. Это означает, что принятый бюджет будет исполнен, но наполнения Резервного фонда национального благосостояния не будет. При 50 дол. За баррель нефтегазовый трансферт бюджета для исполнения расходов придется наполнять из Резервного фонда, как, впрочем, и для компенсации других несобранных доходов бюджета.

Федеральный бюджет на 2009г. и плановый период 2010 и 2011 гг. сформирован  исходя из необходимости финансирования всех заявленных Правительством РФ программ, в первую очередь социальных.

Объем ВВП по прогнозам составят: в 2009г. - 51 трлн. руб., 2010г. - 59 трлн. руб., в 2011- более 67 трлн. руб. Рост ВВП планируется не менее 6% в год.

Уровень инфляции будет  снижаться с 8,5% в 2009г. до 6,8% в 2011г.

Трехлетний бюджет сформирован с профицитом, который на 2009г. заложен в размере 1,9 трлн. руб., на 2010г. - 1,2 трлн. руб., 2011г. - 1,5 трлн. руб. Доходы бюджета на 2009г. определены в объеме почти 11 трлн. руб. К 2011г. они должны возрасти до 13 трлн. руб. При этом темпы их прироста должны составлять в среднем около 9% в год. Таким образом, темпы прироста доходов бюджета запланированы более низкие, чем они были в 2008г., что связано, в первую очередь, с сокращением нефтяных доходов.

Основные показатели трехлетнего бюджета (и соответствующего правительственного прогноза социально- экономического развития страны), согласно вышеназванному федеральному закону приведены в табл.3 [19].

Таблица 3

Основные показатели федерального бюджета на 2009г- 2011г.

 
  2009 2010 2011  
Доходы, млрд. руб. (% ВВП)

Расходы, млрд. руб.(% ВВП)

Профицит,млрд.руб.(%ВВП)

10927,1(12,0)

9024,0 (17,5)

1902,5 (3,7)

11733,6(19,8)

10320,3(17,4)

1413,3 (2,4)

12839,0(19,0)

11317,7 (16,7)

1521,3 (2,3)

 
Прирост ВВП,% 6,7 6,6 6,2  
Индекс инфляции, % 7,5-8,5 5,5-7,0 5,0-6,8  
         

Планирование бюджетных расходов впервые осуществлялось раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств. Расчет ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств осуществлялся с учетом решений, принятых в этом году и направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения, а также рост заработной платы работников федеральных государственных учреждений и денежного довольствия военнослужащих.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2009г. предусмотрен в размере 9 трлн. 25 млрд. руб. В 2010-2011 гг. расходы бюджета увеличиться, в первую очередь за счет увеличения ассигнований на социальную сферу. Можно сказать, что главный акцент в бюджете сделан на улучшение качества жизни людей[18].

Госдума приняла в  первом чтении скорректированный бюджет на 2009г. Впервые за последние десять лет предусмотрен дефицит 7,4% ВВП.

«Скорректированность» бюджета состоит в том, что  прежние расчеты (в утвержденном в конце 2008г. Законом о бюджете варианте главного финансового документа государства) осуществлялись исходя из предположения, что среднегодовая цена нефти Urals - 95 долл. за баррель. Теперь посчитали исходя из 41 долл. за баррель.

Доходы федерального бюджета сократились по сравнению  с предыдущим вариантом бюджета на 4,213 трлн. руб.- до 6,714 трлн. руб. Зато расходы возросли на 667,5 трлн. руб. - до 9,692 трлн. руб.

Вместо планируемого профицита бюджета на 1,902 трлн. руб., или 3,7% ВВП, в законопроекте запланирован дефицит в размере 2,978 трлн. руб. - 74% ВВП, или 30,7% к общему объему расходов. В реальности дефицит может оказаться еще выше: Минфин России оценивает дефицит по итогам года на уровне 3,032 трлн. руб., или 7,5% ВВП.А с учетом использования средств Фонда национального благосостояния на поддержку банковской системы дефицит прогнозируется на уровне 8%.

Основную часть  дефицита (2,746 трлн.руб.) Минфин России намерен покрыть за счет средств  накопленного Резервного фонда, который  на 1 апреля составил 4,118 трлн. руб. (121,06 млрд. долл.).

Общий объем финансовых ресурсов, обещанных в 2009г. под программу  антикризисных мер, оценивается  в 3 трлн. руб. (7,5% ВВП) без учета средств, полученных финансовыми институтами  на кредитование экономики в 2008г.

Дополнительная финансовая поддержка регионов составит 300 млрд. руб., трансферты государственным внебюджетным фондам - около 4000 млрд. руб., а на различные мероприятия по поддержке отдельных отраслей экономики и социальной поддержке населения зарезервировано еще 600 млрд. руб.

Сокращаются расходы на госаппарат на 38,7 млрд. руб., или на 22% всех расходов на госуправление. Расходы на центральные аппараты министерств и ведомств урезаны анна 12,9%.

Расходы на территориальные  органы власти сокращены на 11,6 млрд. руб. На федеральные законодательные органы власти в 2009г. будет потрачено на 937 млн. руб. меньше, чем планировалось ранее.

Предполагается урезать  премии чиновникам: официальные фонды  премирования в 20009г. сократятся в целом  на 21,3 млрд. руб.. ли на 27%. В целом  снижение расходов на фонды оплаты труда служащих министерств и ведомств составит примерно 22% [20].

Информация о работе Бюджетная система