Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 16:30, реферат

Описание

Структура и принципы построения бюджетной системы государства
Звенья бюджетной системы РФ и распределение доходов и расходов между ними.
Бюджетные системы зарубежных стран.

Работа состоит из  1 файл

бюджетная система.doc

— 339.50 Кб (Скачать документ)

Объем финансирования экономической сферы к 2011г. по сравнению  с 2008г. увеличивается почти в 1,8 раза. Основную долю в структуру расходов составляют средства, направляемые на развитие транспорта и дорожного хозяйства, причем планируется увеличение этой доли с 36,№% в 2008г. до 57,7% в 2011г. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия получит в 2009г. 120 млрд. руб.

Свыше 2 трлн. руб. в 2009г. будет израсходовано на нужды  национальной обороны и безопасности страны.

Одна из основных социальных статей бюджета- расходы на пенсионное обеспечение. В 2009г. отчисления в пенсионную систему возрастут на 360 млрд. руб. поскольку на 40% будет увеличена базовая часть трудовой пенсии, а ее средний размер составит 5859 руб. Будет увеличен среднегодовой прожиточный минимум (с 4135 до 4989 руб.) - показатель, который служит ориентиром для расчета социальной помощи населению. В следующем году будет проиндексирован размер материнского капитала. Он возрастет с 276 тыс. руб. до 299,7 тыс. руб. Объем Федеральной целевой программы «Жилище» составит 75,5 млрд. руб.

По инициативе Председателя Правительства РФ В.В. Путина пособия  по безработице с 1 января 2009г. будут увеличены на 1,5 тыс. руб. и составят 4,9 тыс. руб., что обойдется бюджету примерно в 30 млрд. руб.

Рост доходов заложен  практически по всем статьям бюджета. В 2009г. существенно, более чем на 59% увеличатся ассигнования на здравоохранение, на 20% - на культуру, на 26% - образование. Дополнительные средства получат наука и спорт. Полностью будут профинансированы олимпийские стройки.

В рамках федерального бюджета на 2009г. и плановый период 2010-2011гг. предусмотрены дотации бюджетам субъектов Федерации в размере 432 млрд. руб. в 2009г. и в объеме 455 и 48 млрд. руб. в 2010 и 2011 гг. соответственно. Субсидии бюджетам субъектов Федерации увеличены в 2009г. на 10,3 млрд. руб. Большая часть этой суммы - 6 млрд. руб. - выделяется на строительство медицинских центров по оказанию помощи в области акушерства и гинекологии.

Конечно, некоторым  регионам потребуется дополнительная поддержка. Такие дополнительные меры на 2009г. в связи с новым уточнением и прогнозом бюджета уже вырабатываются и в январе следующего года будут обсуждаться в Правительстве РФ.

Потребуется поддержка  и государственным внебюджетным фондам - ПФР, ФФОМС и ФСС, в которых  ожидается некоторое снижение темпов роста доходов по сравнению с  запланированными.

Особое внимание в современных условиях требует долговая политика. При формировании бюджета пришлось учитывать не только накопленный дол бюджетной системы, но и внешнюю корпоративную долговую нагрузку на экономику ,что повлекло за собой увеличение процентных расходов после наблюдавшейся в 2006- 2207гг. тенденции их сокращения. Расходы на обслуживание государственного долга в 2011г. по сравнению с 2009г. возрастут на 1,6 раза.

Согласно поправке в Бюджетный кодекс РФ предусматривается, что правительство может увеличить в следующем году государственные расходы в ходе исполнения бюджета на величину дополнительного трансферта из федерального бюджета государственным внебюджетным фондам без обращения в Государственную Думу. Источником такого дополнительного увеличения может быть Резервный фонд. Таким образом, и они будут исполнены в полном объеме.

В связи с уточненным из-за последствий глобального финансового  кризиса макроэкономическим прогнозом, который подготовил Минэкономразвития  России, в январе 2009г. предстоит провести корректировку бюджета, а об их увеличении в связи с дополнительными мерами по поддержке населения и экономики страны, которые предпринимает государство.

Наряду с тем, что  уже второй раз в России принимается  трехлетний федеральный бюджет, сегодня  осуществляется переход к еще одному инструменту экономического и финансового планирования - бюджетной стратегии на 15- летний период, в данном случае до 2023г.

Следует отметить, что  два самостоятельных документа -Концепция  долгосрочного социально- экономического развития РФ до 2020г. и бюджетная стратегия на период до 2023г. определяются магистральный путь нашего движения вперед. При этом бюджетная стратегия, нацеленная на увязку долгосрочных целей экономической политики и реальных возможностей и ресурсов, будет обновляться примерно каждые два года, иначе не возможно принимать долгосрочные федеральные целевые программы, такие как программа перевооружения армии до 2020г., строительство дорог до 2020г. или 2030г. Документ будет дорабатываться в сторону большей детализации отраслевых подходов, прописывания мер на ближайшие 15 лет. Естественно, он будет отличаться от КДР, закрепляющей цели развития отдельных секторов российской экономики, связанные с диверсификацией, повышением ее инновационности. Бюджетная стратегия будет показывать, как государство, как бюджет будут решать эти задачи. Но эти два документа должны стыковаться, и именно в этом направлении доработка бюджетной стратегии будет продолжаться.

Основной задачей  долгосрочного бюджетного планирования является увязка проводимой бюджетной политики с задачами по обеспечению долгосрочного устойчивого роста экономики и повышения уровня и качества жизни населения. Такие долгосрочные планы сейчас разрабатывают все ведущие страны мира. Например, в США и Великобритании такие долгосрочные бюджетные планы охватывают период от 50 до 75 лет.

Необходимость перехода к такому бюджетному планированию определяется угрозой бюджетной устойчивости в условиях долгосрочных неблагоприятных  тенденций. Большинство стран перешло  к долгосрочному бюджетному планированию в ответ на вызовы сложной демографической ситуации.

В России проблемы бюджетной  устойчивости обусловлены не только демографической ситуацией, то есть не старением населения, но и высокой  степенью зависимости экономики  и бюджета от сырьевого сектора и внешней конъюнктуры на сырьевых рынках. Как уже говорилось, на поступление доходов существенно влияют и цены на углеводородное сырье. Естественно, что по мере снижения доли этого сектора в ВВП России будут и уменьшаться доходы в бюджетной системе в целом. И такая ситуация должна пристально изучаться, чтобы мы были готовы к новым вызовам.

Но все - таки главный  упор в прогнозе сделан на демографические  тенденции. Предполагается, что, благодаря  мерам демографической и социальной политики, совершенствованию здравоохранения и пропаганде здорового образа жизни, темпы сокращения численности населения снизиться. Тем не менее, процесс старения населения трудоспособного возраста снизиться с 63% в 2007г. до 53% в 2023г. Соответственно, численность экономически активного населения сократиться на 11%. В течение ближайших четырех лет ожидается снижение доли активного населения на 1 млн. чел., что, естественно, отразиться на количестве занятых рабочих мест. Такое серьезное изменение численности активного населения будет оказывать влияние на все факторы нашей жизни: необходимо будет повышать производительность труда, иначе будет взиматься подоходный налог.

Результатом политики модернизации российской экономики  и усилий по ее диверсификации в  долгосрочном периоде должны стать устойчивые темпы экономического роста. В качестве его средней величины за этот период взят показатель в 6,3%. Это означает, что в некоторые периоды будет наблюдаться спад темпов роста, а в некоторые - увеличение свыше 6,3%. Что, кстати, наблюдалось в последние годы, когда темпы роста колебались от 4 до 8%

Ожидаемые условия  развития нефтегазового сектора  определяют сохранение сравнительно низких темпов роста добычи углеводородов. Ежегодный прирост добычи нефти  составляет 0,5% в среднем за этот период, газа чуть выше - 1,9%. Это соответствует оценкам профильных министерств, планируемым инвестициям и новым разработкам месторождений. Известно, что от начала новой разработки нефтегазового месторождения до получения первых результатов проходит около 7-8 лет. Поэтому с большой вероятностью можно говорить о точности этого прогноза на 8 - 10 лет. Эти цифры могут существенно измениться только после 2018г. при условии более активной разработки нефтегазовых месторождений и проведения дополнительной геологоразведки. В связи с этим следует концентрироваться и накапливать больше инвестиций.

При названных сценарных  условиях, естественно, изменяются параметры  расширенного бюджета. Доходы бюджетной  системы будут снижаться с 35,7% ВВП до 31,7% в 2023г., а федерального бюджета, соответственно - с 18,2% ВВП до 12,9%. Это связано с более быстрыми темпами снижения нефтегазовых доходов бюджета - с 8,8% до 3,1%, то есть на 5,6% ВВП. Необходимо предвидеть эти вызовы и не набирать обязательств, которые потом невозможно будет реализовать[18].

А.Кудрин высказал мнение о снижении доходов федерального бюджета в следующем году и  составит 30%. Это приблизительно соответствует  падению поступлений в сферу  федерального центра в 2009г.- около 28%. При  этом финансисты не намерены наращивать расходную часть бюджета, как в этом году. Она согласно плану Минфина России должна сократиться (по сравнению с ранее предполагавшимися показателями) более чем на 1трлн. руб. с 10,3 до 9 трлн.руб.).

И вывод А. Кудрина: в результате дефицита федерального бюджета в 2010г. составит 5% ВВП. Мрачные прогнозы А.Кудрин обосновывает долговременным ухудшением ситуации на рынке углеводородов. По его мнению таких высоких цен на нефть, как в прошлом году, может не быть еще лет 50[21].

В силу объективных  обстоятельств (снижение численности активного населения, рост себестоимости работ и себестоимости рабочей силы, что повлечет за собой снижение прибыли; снижение импорта, а, соответственно, и импортного НДС), а также других факторов. Даже, несмотря на темпы роста ВВП, будут сокращаться и ненефтегазовые доходы. Таким образом, расходы бюджетной системы тоже будут сокращаться с 34,3% до 31,9% ВВП по расширенному бюджету.

В рассматриваемый  долгосрочный период дальнейшее развитие получит налоговая политика. Повыситься эффективность налогового администрирования, будет реформирован единый социальный налог, будет понижаться налогообложение добычи нефти, осуществиться переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, введен налог на недвижимость и решен целый ряд других проблем.

Будут продолжены реформы  здравоохранения, образования. Соответственно, расходы на здравоохранение предполагается увеличить с 4,2% ВВП в 2010г до 5,4% в 2023г., т.е. за этот период расходы расширенного бюджета увеличиться на 1,2% ВВП. Возрастут и расходы на образование - с 4,1% ВВП до 4,8% ВВП в 2023г.

В бюджетной стратегии  на 15-летний период определены и другие структурные меры бюджетной политики, которые будут осуществляться, в  том числе, в части повышения  эффективности государственных расходов. Соответственно, это будет влиять на отдачу бюджетных средств или средств налогоплательщиков.

На протяжении 15 лет  планируется, что в рамках региональной политики Правительства РФ, направленной на укрепление экономического пространства РФ, развитие регионов будет более равномерным. Необходимо преодолевать тенденцию наращивания дифференциации. На это направлены ключевые программы, как по региональному принципу, так и по принципу поддержки транспортной инфраструктуры страны, что связь регионов, возможность производить продукцию и продавать ее в другом регионе была более рентабельной.

Известно, какие серьезные  средства планируются на развитие Дальнего Востока. В разы будут увеличены  расходы на создание транспортной инфраструктуры, включая автодорожную сеть, морскую, речную, авиационную составляющие. Сотни миллиардов долларов будут вложены в транспортную инфраструктуру, в том числе частным сектором. Это будет влиять на снижение дифференциации в развитии регионов, приближение их к главным источникам потребления товаров, реализации их возможностей в производстве и поставке продукции.

Считаем, что в меньшей  степени потребуется поддержка  тех регионов, которые сегодня  относятся к среднедоходным. В  большей мере потребуется концентрация финансовых усилий на низкодоходных регионах, на вывод их из состояния депрессии или оторванности от основного экономического пространства. По прогнозу Минфина России, количество регионов -«доноров» (сегодня их около 20), увеличиться за 15 лет в два - три раза, а количество регионов, получающих помощь от федерального бюджета, будет меньше 50%. Мы сконцентрируемся только на тех субъектах РФ, которые по объективным: природным, географическим и другим причинам не могут наращивать свой экономический потенциал такими же темпами, как регионы, которые находятся на границе с ЕС, рядом с морскими и другими воротами страны, где проходят главные коридоры бизнеса.

Планируется, что за 15 лет сложиться здоровая система  межбюджетных отношений, базирующаяся на высокой эффективности, самодостаточности большинства регионов. А поддержка потребуется меньшему количеству субъектов РФ, и помощь федерального бюджета сконцентрируется на этих регионах.

Еще раз следует  отметить, что показатели бюджетной  стратегии до 2023г. соответствуют  ключевым допущениям, которые содержаться в Концепции долгосрочного социально- экономического развития РФ до 2020г., и их предстоит еще привести в соответствие с уточненным макро- экономическим прогнозом.

3.3 Бюджетная политика  на 2010-2012 годы

Бюджетное послание президента «Основные тезисы бюджетной политики на 2010-2012 годы». Документ в основном выходил в свет после оглашения Послания Федеральному Собранию и являлся во многом детализацией его экономической части. Заодно Бюджетное послание задавало ориентиры в работе над бюджетом, которая, как правило, начиналась после оглашения Бюджетного послания. Документ при этом просто передавался в парламент и правительство.

Информация о работе Бюджетная система