Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 16:30, реферат

Описание

Структура и принципы построения бюджетной системы государства
Звенья бюджетной системы РФ и распределение доходов и расходов между ними.
Бюджетные системы зарубежных стран.

Работа состоит из  1 файл

бюджетная система.doc

— 339.50 Кб (Скачать документ)

Кризисный 2009 год сместил  ориентиры. В условиях, когда из-за кризиса экономические процессы внутри страны едва ли стали поддаваться более или менее точному прогнозу, Бюджетное послание стало основой бюджетного процесса на ближайшие несколько лет. О значимости документа говорит еще и тот факт, что впервые глава государства специально собрал в Кремле совещание с членами кабинета министров, чтобы лично обозначить основные тезисы бюджетной политики на 2010-2012 годы. Всего их оказалось десять.

Общая ситуация в экономике  страны оценивается как крайне тяжелая. "Глобальный экономический кризис далек от завершения, - констатировал Дмитрий Медведев. - В 2009 году мы ожидаем, к сожалению, более глубокий по сравнению с теми первоначальными прогнозами спад ВВП". Впервые за последние 10 лет доходы бюджета стали ниже расходов. Дефицит казны на этот год, как известно, рассчитан на уровне 7,4 процента. "Это еще оптимистичная цифра", - подчеркнул глава государства.

"Макроэкономическая  стабильность является фундаментальным  условием развития экономики, - заявил  президент. - Исходя из этого, бюджетное  планирование должно базироваться  на консервативных оценках будущей динамики цен на сырьевые ресурсы. Конечно, цены могут оказаться и выше, и для нас это было бы, безусловно, лучше, но рисковать исполнением обязательств мы не имеем права".

Еще один главный принцип  бюджетной политики - поиск золотой середины между двумя крайностями. С одной стороны, необходимо сдерживать рост государственных расходов, а с другой - бюджет не должен стать одним из источников дополнительного снижения экономического роста и деловой активности. "Бюджет должен наконец превратиться в один из ключевых факторов достижения наших долгосрочных целей", - указал Медведев, предостерегая от приоритетов в виде решения сиюминутных задач.

Во главе государственных  приоритетов по-прежнему остается исполнение социальных обязательств. Именно этот тезис бюджетной политики на 2010-2012 годы прозвучал первым. Одновременно Медведев призвал придать соцобязательствам более адресный характер, а с этим, зная специфику на местах, лучше могли справиться региональные органы власти. Следовательно, необходимо расширять их полномочия в этой сфере.

Второе. Это последовательное снижение бюджетного дефицита, - заявил глава государства. - Темпы этого  снижения подлежат отдельному обсуждению". При этом бюджет должен предусматривать  повышенный уровень нераспределенных резервов, что даст возможность оперативно реагировать на меняющуюся экономическую ситуацию. "В частности, нам необходимо будет определиться с параметрами индексации фондов оплаты труда, денежного довольствия военнослужащих и минимального размера оплаты труда", - считает президент.

Об отдельном обсуждении бюджетного дефицита Дмитрий Медведев заговорил не просто так. Прогноз  правительства предполагает, что  в 2009 году дефицит составит 7,4 процента, в 2010-м - 5 процентов, а в 2011-м - 3. Определенная часть бюджетного дефицита в этом году была вызвана еще и тем, что, осуществляя значительный комплекс антикризисных мер, государство пошло на крупные дополнительные расходы. Однако в перспективе от них придется постепенно отходить. "Применение любых антикризисных мер является временным", - пояснил помощник президента Аркадий Дворкович. Вопрос в том, как скоро и от каких мер поддержки государство сможет отказаться, учитывая, что уже сегодня в Белом доме ожидают продолжения кризисных явлений.

Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин твердо убежден, что расходы бюджета все равно снизятся. Но это потребует от правительства решать серьезную задачу - переходить к режиму жесткой экономии бюджетных средств и эффективно расходовать каждый рубль. Это был третий президентский тезис. "Экономить - это не всегда обязательно сокращать расходы, хотя по многим направлениям, которые в нынешних условиях не являются первоочередными, делать придется и это, - заявил Дмитрий Медведев. - Важно четко определить приоритеты и цели использования средств налогоплательщиков".

В этих условиях, считает  Алексей Кудрин, все министерства и ведомства должны будут пройти через защиту своих бюджетов с  учетом эффективности каждой отдельной  программы. "Каждую строку бюджета  необходимо анализировать с точки зрения результата", - в свою очередь заметил Аркадий Дворкович. В то же время министерствам, ведомствам и губернаторам постепенно будут предоставлять большую самостоятельность для эффективного использования денег. Но и спрос будет совершенно другой. В частности, в восьмом тезисе бюджетной политики глава государства указал на важность установления ответственности за эффективность, отдельно подчеркнув, что бюджетные субсидии не должны финансировать любые расходные обязательства. "Их применение следует ограничить случаями, когда необходимо устранить избыточную неравномерность уровня предоставления публичных услуг или когда нужно простимулировать внедрение лучшей практики оказания таких услуг, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов", - указал Медведев.

Четвертый тезис касается поиска оптимальных форм поддержки  как реального сектора экономики, так и финансовой системы. "Повышение  эффективности, прежде всего энергоэффективности  и производительности труда, технологическая  модернизация должны стать обязательными условиями государственной поддержки", - сказал глава государства.

Пятый принцип - кардинальное повышение качества публичных услуг, предоставляемых гражданам, что  требует внедрения современных  форм предоставления медицинских, образовательных и иных соцуслуг.

Шестой тезис акцентировал внимание на необходимости принципиального  усовершенствования системы госзакупок. "Этот механизм должен стимулировать  технологическую модернизацию и  конкурентоспособность эффективных  производителей, - сказал президент. - Случаи завышения цен, по сути - прямой коррупции, должны последовательно и оперативно пресекаться".

Важной составляющей бюджетной политики станет налоговое  законодательство. "Необходимо определить экономически оправданный уровень  налоговой нагрузки, который будет стимулировать развитие предпринимательства и применение передовых технологий", - обозначил седьмой тезис Медведев. К тому же оценить налоговую нагрузку придется еще и для смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения взносов на пенсионное и медицинское страхование.

Никаких революций  в налоговой сфере в ближайшее  время не планируется, предупредил  помощник президента Аркадий Дворкович. Однако единый социальный налог, как  и было решено ранее, будет ликвидирован. Заменят его - правда, не с 1 января 2010 года, а 2011 года - повышением максимальной ставки страховых взносов, которая увеличится с 26 до 34 процентов. Также принято решение о повышении порога упрощенного налогообложения бизнеса с 30 до 60 миллионов рублей. "Такие налогоплательщики не будут платить НДС", - сообщил Дворкович.

Девятый тезис очередного Бюджетного послания Дмитрия Медведева  во многом повторил один из прошлогодних. Он касается завершения формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы. "В 2010 году средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8 тысяч рублей в месяц, должна быть ликвидирована бедность среди пенсионеров, в том числе за счет социальных доплат к пенсиям, размер которых меньше прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации", - подчеркнул глава государства. Наконец, десятый принцип - тоже исключительно социальный - бюджетной политики должен быть направлен на создание безбарьерной среды для инвалидов.

В завершение Дмитрий  Медведев подчеркнул, что сейчас важно консолидироваться вокруг решения задач по борьбе с кризисом, чтобы не упустить возможности для формирования будущего экономического роста.

Выход из кризиса правительство  определяет на тот момент времени, когда  экономика снова начнет расти. Однако до сих пор никто не может точно сказать, когда же это случится. Вице-премьер Алексей Кудрин оптимистом вчера не выглядел, хотя иногда вспоминал и об оптимистичных правительственных сценариях, например, когда пытался спрогнозировать размеры инфляции, что ему не удается сделать уже почти десятилетие. На сей раз, по Кудрину, у правительства есть возможность в следующем году снизить ее до 10%. В остальном же Кудрин внял призывам президента быть консерватором в прогнозах. "Мы ожидаем дополнительные проблемы, связанные со снижением мировой экономики", - удрученно сообщил он. В следующем году ведущие мировые экономики, предупредил он, снова могут получить снижение.

Российское правительство  в этой ситуации уже в следующем  году может оказаться перед лицом  полного истощения Резервного фонда, который создавался для сглаживания колебаний в расходах при негативной конъюнктуре. Растягивать средства фонда, подчеркнул Аркадий Дворкович, государство не собирается, но при бюджетном дефиците в 5 процентов, пояснил Кудрин, фонд будет полностью опустошен. А именно такой дефицит планирует правительство на будущий год.

"Но если нам  удастся сокращать дефицит до 3 процентов в последующем, то  при цене на нефть свыше  50 долл. есть перспективы, что  Резервный фонд снова начнет  восстанавливаться уже с 2011 года", - заявил Кудрин. Что касается прогноза правительства на нефтяные цены, то он более чем сдержан: скромный рост с 50 долл. за баррель в 2010-м до 53 долл. в 2012 году.

Учитывая, что одним  из принципов Бюджетного послания является разумное расходование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, чтобы оставался запас для исполнения социальных обязательств государства, правительству придется как-то закрывать финансовые бреши. Для этого, заявил Кудрин, кабинет министров готов вернуться к внешним заимствованиям, которые уже в следующем году могут составить около 7 миллиардов долл, а дальше вырасти и до 10 миллиардов [22].

Анализ  состояния бюджета  на трёхлетний период.

Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не планируется.

Анализ  доходов

Проведем сравнительный  анализ доходной части федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу  №1.

Таблица №1 -

Доходы  федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов

 
Доходы федерального бюджета 2008г 2009г Отклонение 2010г  
  Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% По сумме, млрд. руб. По удельному весу,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%  
НЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ 2 383,11 35,87% 2 351,91 31,50% -31,20 -4,36% 2 348,32 29,03%  
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ, в том числе: 4 261,34   5 113,54   767,34   5 741,35    
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ  ОРГАНИЗАЦИЙ 533,38 8,03% 583,76 7,82% 50,38 -0,21% 636,28 7,87%  
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 435,79 6,56% 496,36 6,65% 60,57 0,09% 562,8 6,96%  
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА ТЕРРИТОРИИ РФ 1 404,05 21,13% 1 914,47 25,64% 510,42 4,51% 2 206,46 27,28%  
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ 888,97 13,38% 1 029,76 13,79% 140,79 0,41% 1 182,54 14,62%  
НАЛОГИ, СБОРЫ  И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 36,57 0,55% 39,50 0,53% 2,93 -0,02% 37,31 0,46%  
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА 32,24 0,49% 34,49 0,46% 2,25 -0,02% 36,56 0,45%  
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 291,61 4,39% 297,00 3,98% 5,39 -0,41% 301,73 3,73%  
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ 638,73 9,61% 718,20 9,62% 79,47 0,01% 777,67 9,61%  
ВСЕГО ДОХОДОВ 6 644,45 100,00% 7 465,45 100,00% 821,00 0,00% 8 089,67 100,00%  
                   

В связи с произошедшими  изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.

Нефтегазовые  доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году прогнозируется уменьшение на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.

Необходимость регулирования  этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.

Ненефтегазовые  доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

1. Налог на прибыль  организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли .

Информация о работе Бюджетная система