Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:11, контрольная работа

Описание

Самостоятельная работа №2
По дисциплине «Бюджетная система РФ»

Работа состоит из  1 файл

бсс2.docx

— 51.63 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Удмуртский  государственный университет»

Институт экономики и  управления

Кафедра финансов и учета

 

 

 

 

Самостоятельная работа №2

По дисциплине «Бюджетная система РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2012

 

  1. Схема бюджетной системы Российской Федерации.

 

 

 

 

 

  1. Схема консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, виды бюджетов, входящих в его состав.

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы развития бюджетной системы РФ.

Для раскрытия этого вопроса  было изучено Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 годах, а так же комментарии  экспертов и аналитиков.

Президент России, Владимир Путин, в послании-2012 сформулировал основные направления бюджетной политики - со следующего года она будет осуществляться по жестким правилам и направлена на снижение зависимости от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, которая может значительно ухудшиться.

Неизменными остались тезисы о макроэкономической стабильности, программном подходе  к планированию бюджета, социальных гарантиях населению и налогах, улучшении инвестклимата.

В целом, первое послание Путина в  должности вновь избранного президента сохранило от последнего послания его  предшественника Дмитрия Медведева  положения о правилах использования  нефтегазовых доходов, необходимости  пенсионной реформы, прозрачности государственного управления и новом этапе межбюджетных отношений.

Не нашел отражения в послании и тезис об ускоренной приватизации, за которую так ратовал предыдущий президент, ныне возглавляющий правительство.

Однако главным отличием, по мнению экспертов, стало упоминание антикризисных  мер и необходимости быть готовыми к любым возможным кризисным  проявлениям. Послание-2011 строилось  на том, что кризис преодолен, пришло время строить новую посткризисную экономику и повышенными темпами стимулировать инновационное развитие страны.

Как отмечено Леонидом Поляковым, заместителем декана факультета политологии  ВШЭ, в целом этот бюджет рассчитан на то, чтобы начать выполнять намеченные цели и задачи, которые были поставлены в одном из первых указов Владимира Путина «О долгосрочной экономической государственной политике в России». Смысл этой политики состоит в том, чтобы перейти на внутренние источники роста, резко снизить зависимость от конъюнктуры мировых цен на энергоносители, которые до сих под продолжают очень серьезно вгонять нашу экономику в зону риска. При этом целью остается сохранение того уровня социальных обязательств, на который мы вышли в последние годы. Ключевым является и вопрос о пенсионной реформе. Нельзя не видеть главной опасной тенденции: сокращается количество работающих. Даже при том, что мы ставим задачу в течении 10 лет создания новых рабочих мест в районе 25 миллионов, все равно в ближайшие годы переломить объективную тенденцию не удастся. Пенсионная реформа превращается в один из ключевых моментов всей экономической политики. Очень важно то, что бюджет в идеале должен быть бездефицитным или, по крайней мере, не превышать полтора процента ВВП - критическая цифра, которую обозначил Путин в своем выступлении. Это нужно обязательно поддерживать.

«Важный акцент послания Президента России - серьезное улучшение предпринимательской и экономической деятельности, особенно для высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью. Этому посвящены и основные инициативы положения Бюджетного послания, этому будет посвящена и налоговая политика российского государства в ближайшие несколько лет. Важнейшей позицией документа является так называемый «налоговый маневр», который был объявлен еще в начале года. Суть его заключается в повышении нагрузки на сырьевой сектор, пропорциональном снижении налогового бремени для отраслей с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, государство пытается стимулировать предпринимателей к производству высокотехнологичного продукта, а не поставке сырья и полуфабрикатов, как мы делаем сейчас. Без этого решения российская экономика останется очень серьезно зависимой от внешней конъюнктуры, и цены на нефть вкупе со стоимостью валюты Европейского союза и США будут диктовать российской экономике фактически основные, базовые экономические процессы. Как показывает практика, именно у сырьевых стран самые серьезные падения и самые высокие взлеты. Стимулирование к развитию отраслей с высокой добавленной стоимостью должно стабилизировать российский рост (сделать его поступательным, более понятным) и минимизировать риски, связанные с падением в российской экономике. Смягчение позволит долгосрочно спланировать рост для российских предпринимателей, сделает экономику нашей страны более понятной, в том числе и иностранным инвесторам...» прокомментировал Бюджетное послание Президента России Дмитрий Абзалов,  ведущий эксперт Центра политической конъюктуры.

В целом бюджетная смстема РФ имеет много путей развития, и особенно важной задачей, при составлении Бюджетного послания, является четкое и своевременное расставление приоритетов, так как именно этого пути будет придерживваться бюджетная политика всей страны. При этом, не менее важно, что бы все поставленный цели были достигнуты.

 

 

 

4. Принципы бюджетного  устройства федеративных и унитарных  государств.

 

Федеративное государство

Унитарное государство

Приемущаства

  1. Федерализм предусматривает на национальном уровне сочетание внешнего единства и внутреннего разнообразия. Нижестоящие государственные образования могут различаться по неким факторам, которые будут способствовать свободным внутренним перемещениям населения в те регионы, условия существования в которых больше отвечают их внутренним потребностям.
  2. Федеральная форма устройства государства позволяет населению активно участвовать в политической жизни.
  3. Благодаря значительному количеству суверенных единиц, входящих в состав федерации, правительство каждой из них проводит свою политику, направленную на достижение удовлетворённости общества.
  4. Для контроля населением за осуществлением государственных функций возникает необходимость существования прямой и прозрачной отчетности.
  1. Характерно наличие одного правительства и единого правительственного процесса по всей стране. В этой системе действуют одни и те же правила, которые применяются повсеместно, нет различий в оказываемых государственных услугах между областью или провинцией, в которой живёт человек или ведёт свой бизнес.
  2. Одни и те же услуги  обеспечиваются государством по всей стране вне зависимости от региональных различий, особенностей региональных законов.
  3. Деньги и торговые потоки перемещаются без ограничений, региональных и таможенных или иных внутренних барьеров по всей стране. Нет различий ставок налогов на продажи, единая система налогов на доходы.

Недостатки 

  1. Возможно возникновение нерационального повторения функций и полномочий, в то же время часть функций может остаться неохваченной ни одним из уровней управления.
  2. Нижестоящие федеративные уровни (особенно представляющие национальные меньшинства) могут вступать в конфликт с идеей национального единства страны и желанием идти в русле национальной политики. Наличие разных мнений способствует оздоровлению демократии, но предполагает и другое. Как только большинством принято окончательное решение, меньшинство должно починиться. К сожалению, такое происходит не всегда, и двойной суверенитет может явиться причиной межнациональных конфликтов.

Благодаря имеющимся правам и полномочиям субнациональные образования могут стремиться обеспечить защиту местной промышленности, ограждая экономику региона от «внешнего» вмешательства со стороны других образований федерации. Это может выражаться в установлении дополнительных пошлин, платежей, в ужесточении санитарного контроля на границе региона и прочее. Подобные действия будут подрывать принципы свободной торговли, существующей на территории федерации.

  1. Единого правительства не обеспечивает быстрого реагирования на проблемы отдельных областей, не учитываются региональные различия.
  2. В связи с единством центрального правительства административная структура становится громоздкой. Это делает администрацию сложным и негибким инструментом, не учитывающим интересы областей и жителей.

 

Согласно главе 5 Бюджетного кодекса Российской федерации бюджетная  система Российской Федерации основана на принципах:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной  власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

3. Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

– право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность  использования бюджетных средств;

– право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс, за исключением случаев, предусмотренных  настоящим Кодексом;

– право органов государственной  власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах налоги и  сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной  системы Российской Федерации;

– право органов государственной  власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и  направления расходования средств  бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых  осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

– недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных  бюджетов или без определения  бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих  расходных обязательств;

– право органов государственной  власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета  на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно  в форме межбюджетных трансфертов;

– недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной  власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации без  внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих  компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

– недопустимость изъятия  дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

5. Принцип полноты  отражения доходов, расходов и  источников финансирования дефицитов  бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

– субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;

– средств целевых иностранных  кредитов (заимствований);

– добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

– расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

– расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

– отдельных видов неналоговых  доходов, предлагаемых к введению (отражению  в бюджете) начиная с очередного финансового года.

9. Принцип прозрачности (открытости) означает:

– обязательное опубликование  в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной  власти, представительных органов муниципальных  образований;

– обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных  в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов, в том числе  по вопросам, вызывающим разногласия  либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного  органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

Информация о работе Бюджетная система