Анализ затрат на производство и реализацию продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 08:01, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.
Объект рассмотрения – предприятие, предмет управления – затраты предприятия. Логика работы обусловлена задачами, которые стоят перед предприятием и решение которых является основной целью управления затратами.

Работа состоит из  1 файл

Затраты на производство и реализацию продукции.doc

— 552.50 Кб (Скачать документ)
 

     Поскольку для предприятия производство изделий убыточно, посмотрим, как изменится прибыль, если отказаться от их производства. Выручка от продажи уменьшится до 4654 тыс. руб. (5929,0 - 1275,0), при этом сократятся и переменные издержки на 1171,3 тыс. руб. На общей величине постоянных издержек это не отразится. Они составляют 512,2 тыс. руб. (5449,0 - 4936,8). Себестоимость реализации продукции (производственные затраты) без изделий О составит 4277,7 тыс. руб. (5449,0 - 1171,3), а прибыль предприятия - 376,3 тыс. руб. (4654,0 - 4277,7) вместо 495,3 тыс. руб., т.е. уменьшится на 119 тыс. руб.

     Таким образом, ориентируясь на калькулирование  продукции по полным затратам, можно принять неоптимальное решение, отказавшись от производства убыточных изделий, и сократить размер прибыли.

     Использование маржинального дохода, т.е. калькулирование  по переменным затратам, позволяет избежать подобной ошибки. Как видно из приведенного примера, у всех групп изделий средняя величина маржинального дохода положительная. Если отказаться от изделий, то предприятие теряет 0,71 тыс. руб. на единицу изделия из покрытия постоянных издержек. Отказ от производства 170 штук изделий приведет к потерям, равным 119 тыс. руб., отсюда вывод: следует сохранить производство изделий.

      Принятие решения  о замене выпуска группы изделий на новое при ограничивающем факторе

     При полной загрузке производственной мощности изменение объема выпуска продукции или возможность включения в объем производства новых изделий ограничены. Поэтому предприятие должно решить: производству, каких изделий следует отдать предпочтение. Продолжим рассмотрение этой ситуации на примере ООО «Альфа», выпускающего сантехнические изделия.

     Предприятие ставит перед собой задачу проникновения  на рынок целевого сектора достаточно дорогой сантехники, занимаемый фирмами - потенциальными конкурентами. Поэтому была разработана новая технология покрытия поверхности смесителей.

     Новая продукция (группа Р) имеет преимущества перед продукцией конкурентов:

  • высокую твердость покрытия;
  • прочность на истирание;
  • высокую химическую устойчивость;
  • стойкость к коррозии;
  • легкость в уходе;
  • строгие элементы дизайна.

     Предприятию следует найти ответы на следующие  вопросы:

  • можно ли считать наилучшим использование ресурсов при нынешней товарной номенклатуре в данных рыночных условиях;
  • выпуск, каких товаров надо прекратить или видоизменить. Скорее всего, это будут товары, продажа которых не приносит доход;
  • если выпускаемая номенклатура не приносит желаемого результата, то возможен ли выпуск новых видов товаров, удовлетворяющих новые потребности покупателей и дающих возможность выигрыша в условиях конкуренции.

     С учетом поставленной задачи, а также  неограниченного рынка сбыта нового товара необходимо принять решение о возможности замены ранее выпускавшихся групп товаров новыми, так как имеются ограничения по производственной мощности. Группу новых изделий (Р) предполагается выпускать в количестве 190 штук, сократив при этом производство убыточных изделий  О до 30 штук. Цена изделий Р установлена на уровне 9,2 тыс. руб., себестоимость реализации - 8,1 тыс. руб., средние переменные издержки равняются 7,2 тыс. руб. В этом случае маржинальный доход будет равен 2,0 тыс. руб. (9,2 - 7,2). Рассчитаем прибыль предприятия после изменения ассортимента продукции, использовав для этого данные выше указанных таблиц.

     Как видно из данных следующей таблицы, прибыль предприятия увеличивается до 774,6 тыс. руб. против 495,3 тыс. руб. (табл. 10). 
 
 
 

Таблица 10 - Расчет прибыли предприятия после изменения ассортимента

    Показатели
      Группы изделий
 
 
А В С Э Р Всего
объём продаж, шт. 121 207 183 30 190 731
"Выручка  от продаж, тыс. руб. 1282,6 1614,6 1756,8 225,0 1748 6627,0
Переменные  издержки, тыс. руб. 971,6 1337,2 1456,7 206,7 1368,0 5340,2
ТТостоянные издержки, тыс. руб.           512,2
ТтБибыль, тыс. руб.            774,6 |

     Посмотрим, как изменяются другие показатели деятельности предприятия при изменении ассортимента: пороговая выручка, запас финансовой прочности, эффект операционного рычага.

     Пороговая выручкаэто выручка предприятия, соответствующая точке безубыточности, т.е. такому объему производства (реализации), при котором достигается равенство результатов работы (объема продаж) и затрат (себестоимости продаж).

     Запас финансовой прочности показывает, насколько фактическая (плановая) выручка превышает пороговую, определяется как разность между этими величинами, деленная на плановый (фактический) объем продаж, выраженный в процентах.

     Эффект  производственного  операционного рычага — отношение маржинального дохода к прибыли предприятия. Чем меньше это соотношение, тем лучше.

     Сравним эти показатели до изменения ассортимента и после изменения и посмотрим  на их динамику в следующей таблице 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 11- Сравнительные данные показателей предприятия до и после изменения ассортимента (тыс. руб.)

    Показатели
До изменения  ассортимента После изменения  ассортимента
Выручка от продаж 5929,0 6627,0
Переменные  издержки 4936,8 5340,2
Постоянные  издержки 512,2 512,2
Маржинальный  доход 991,2 1286,8
Коэффициент покрытия 0,17(991,2:5929,0) 0,19(1286,8:6627,0)
Пороговая выручка 3013(512,2:0,17) 2696(512,2:0,19)
Запас финансовой прочности 49,2(5929,0-3013) х  х 100:5929,0 59,3(6627 - 2696) х  х 100:6627
Прибыль 495,3 774,6
Эффект  производственного [операционного рычага 2,0(991,2 : 495,3) 1,66(1286,8:774,6)

     Как видно из таблицы, все показатели изменяются в лучшую сторону. С ростом прибыли снижается величина пороговой выручки, увеличивается соответственно запас финансовой прочности(с 49,2 до 59,3) и уменьшается эффект производственного рычаг (с 2 до 1,66). Отсюда вывод: целесообразно принятие решения о( изменении ассортимента, о замене значительной части выпускав шейся ранее убыточной группы изделий модифицированным изделиями группы Р при условии ограничения по фактору производственной мощности.

     Решение о собственном  производстве или  закупке полуфабрикатов и комплектующих

     В экономическом смысле решающим фактором в ответе на вопрос, производить самим или закупать у поставщика, является величина затрат: превышают ли производственные затраты на изготовление этих комплектующих затраты на покупку данных товаров у других производителей. Но при принятии решения должны учитываться только те затраты, которые зависят отданного решения. Такие затраты (доходы) называются релевантными. Независящие же расходы (доходы) не должны учитываться при принятии решения. Следовательно, речь идет о дополнительных, приростных доходах и расходах.

     При принятии решения о производстве или закупке комплектующих изделий могут быть два варианта. Первый вариант, когда отсутствует ограничивающий фактор, например, по производственной мощности. Принятие решения о собственном производстве комплектующих изделий не влечет за собой снятие с производства какого-либо товара, т.е. предприятие располагает производственными возможностями. Второй вариант, когда присутствует ограничивающий фактор, например, по производственным мощностям или трудовым ресурсам. В этом случае предприятие должно отказаться от производства какой-то продукции. Рассмотрим эти варианты.

     Первый  вариант. Предприятие имеет в наличии производственный потенциал. Затраты на производство данного комплектующего компонента собственными силами составляют:

  • заработная плата производственных рабочих с отчислениями -200 руб.;
  • основные материалы, топливо и энергия технологические -300 руб.;
  • переменные накладные расходы - 100 руб.;

     • постоянные накладные расходы - 150 руб. 
Итого: 750 руб.

     В то же время у поставщика этот компонент  предприятие может закупить по цене 700 руб. Сравним издержки на производство и закупку.

     В данном примере величина постоянных накладных расходов не зависит от принятого решения, следовательно, эти расходы - и будут учитываться только приростные расходы, которые зависят от данного решения. В случае изготовления собственными силами релевантные расходы составят 600 руб. (750 - 150), а при покупке у поставщика - 700 руб. (850 - 150).

     Таким образом, будущие релевантные затраты  на 50 руб. меньше, если фирма сама изготовит данный компонент.

     Второй  вариант. Предприятие имеет ограничения по производственной мощности. В этой ситуации появляется еще один фактор, который необходимо учитывать. Это вмененные затраты. Если предприятие принимает решение о производстве комплектующих изделий собственными силами, то это вызывает необходимость сокращения объема производства (реализации) какого-либо изделия. Предположим, что производство изделия А будет сокращено на 30 единиц по цене реализации 10 руб. В этом случае потери валовой прибыли для предприятия составят 300 руб., это и есть величина вмененных затрат, которые также необходимо учитывать при принятии решения. Тогда релевантные затраты при производстве комплектующего изделия собственными силами в нашем примере составят:

  • заработная плата производственных рабочих с отчислениями -200 руб.;
  • сырье и основные материалы - 300 руб.;
  • переменные накладные расходы — 100 руб.;

     • вмененные затраты по ограниченному ресурсу — 300 руб. 
Итого: 900 руб.

     Из данного примера следует, что в этой ситуации предприятию выгодно закупить комплектующее изделие по цене 700 руб., так как производство собственными силами обойдется дороже.

     Однако  в каждой конкретной ситуации могут  иметь место и другие факторы, которые следует принять во внимание:

     1) в период снижения деловой  активности, руководствуясь желанием сократить кадры, предприятие может принять решение о самостоятельном производстве;

  1. если потребность в данном комплектующем изделии носит временный характер, то предприятие, скорее всего, решит заказать его у поставщика;
  2. производство данного комплектующего изделия загружает работников управленческих и инженерно-технических служб. Если оно станет помехой в будущем для осуществления профилирующих проектов, оно может быть использовано как аргумент в пользу закупки;
  3. при производстве комплектующего изделия на своем предприятии достигается известная степень надежности снабжения, что немаловажно и следует учитывать;
  4. если производство на собственном предприятии требует дополнительных инвестиций, то предприятие может попасть в уязвимое положение, если рентабельность окажется ниже запланированной;
  5. в отношении поставщика со стороны речь чаще всего идет о * таком, который специализируется на производстве этих компонентов и обладает большим технологическим опытом. В то же время для предприятия, налаживающего собственное производство, речь идет о побочном продукте. Весьма вероятно, что ему не будет уделено должное внимание. Этот фактор является аргументом в пользу закупки.

Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции