Анализ затрат на производство и реализацию продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 08:01, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.
Объект рассмотрения – предприятие, предмет управления – затраты предприятия. Логика работы обусловлена задачами, которые стоят перед предприятием и решение которых является основной целью управления затратами.

Работа состоит из  1 файл

Затраты на производство и реализацию продукции.doc

— 552.50 Кб (Скачать документ)

     Процесс управления производством включает в себя:

  • управление разработкой и проектированием продукта;
  • выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники;
  • управление закупкой сырья, материалов, полуфабрикатов;
  • управление запасами на складах, включающее хранение закупленных товаров собственного производства для внутреннего пользования и конечной продукции;
  • контроль качества сырья, материалов, топлива, товаров.

     В результате реализации всех этапов производственного  процесса определяется выпуск продукции исходя из объема продаж в натуральном выражении, что и находит отражение в производственном бюджете.

     В целях обеспечения материальными ресурсами плана производства разрабатывается бюджет закупки/использования материалов:

     плановые  потребности закупки материалов и их использование могут отражаться вместе в одном документе и определяться отдельно. Поскольку производственный бюджет определяет потребное количество необходимых материальных ресурсов для обеспечения запланированного объема производства продукции, то все вопросы, связанные с определением этой величины затрат, будут рассмотрены в последующих разделах.

     Управление  персоналом обеспечивает производственный бюджет потребным количеством работающих, подбор, расстановку кадров, т.е. оптимальное использование трудовых ресурсов и формирование на этой основе денежного выражения затрат труда - фонда оплаты груда. Весь этот объем информации находит отражение в бюджете трудовых затрат, который также в дальнейшем будет рассмотрен.

     1.4 Бюджет общепроизводственных расходов

  Представляет собой детализированный план предполагаемых остальных производственных затрат, не нашедших отражения в перечисленных бюджетах, которые необходимо осуществить для выполнения производственного плана.

      1.5 Бюджет общих и административных расходов -

     Предполагает аккумуляцию всех других затрат текущего характера, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции, но необходимы для поддержания деятельности предприятия в целом.

     Бюджеты общепроизводственных расходов, а также  общих и административных расходов, их состав и структура, методы распределения рассматриваются в последующих разделах.

     На  основе разработанных бюджетов использования  материальных ресурсов, трудовых затрат, общепроизводственных расходов определяется смета (бюджет) себестоимости выпуска продукции, а с учетом бюджетов коммерческих расходов, общих и административных расходов и общая себестоимость реализованной продукции, используя данные которой разрабатывают прогнозный отчет о прибылях и убытках.

     Управление  инвестиционной деятельностью, направленное на совершенствование организации производства, труда и управления, предполагает реализацию как капитальных (долгосрочных), так и текущих затрат. Если текущие затраты находят отражение при формировании соответствующих бюджетов, составляющих оперативный бюджет, то затраты капитального характера находят отражение в соответствующем бюджете — бюджете капитальных затрат. Он включается во второй раздел общего бюджета — финансовый бюджет.

     Финансовый  бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Поэтому финансовый бюджет включает в себя кроме бюджета капитальных затрат бюджет (смету) денежных средств, а также бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении.

     Таким образом, все бюджеты, в том числе и расходования отдельных видов ресурсов, тесно взаимосвязаны. Прогноз продаж — первый шаг в процессе составления бюджетов, на основе которого разрабатываются бюджет коммерческих расходов и производственный бюджет, который, в свою очередь, является исходным для определения бюджетов материальных затрат, трудовых и общепроизводственных расходов. На основе вышеперечисленных бюджетов формируется бюджет себестоимости продукции, который используется при разработке прогнозного отчета о прибылях и убытках.

     Сравнение фактических и  запланированных  результатов и  принятие мер в случае их расхождения - это последние этапы процесса управления, представленные на рис. 1.1. В них выражается действие функции управления, контроля и регулирования. Реализация функции контроля предполагает сопоставление фактических данных, представленных в отчетах, с бюджетными. Данные отчетов обеспечивают обратную связь для сравнения запланированных и фактических результатов. Особое внимание уделяется показателям, которые расходятся с запланированными, чтобы менеджеры соответствующих служб сосредоточили на них свое внимание. Этот процесс анализа — применение способа управления по отклонениям - подробно изложен далее при анализе затрат на производство единицы продукции.

     Эффективность контроля и регулирования зависит  от корректирующих действий, направленных на приведение фактических результатов в соответствие с запланированными показателями. В свою очередь планы также могут уточняться, если сравнительный анализ показывает, что какие-то запланированные показатели не могут быть достигнуты. Эти корректирующие действия обозначены на рис. 1.1 линиями со стрелками, соединяющими этапы 7 и 5, 7 и 2. Эти линии формируют контуры обратной связи. Они показывают, что процесс планирования — динамичный процесс, и подчеркивают взаимосвязь между его различными этапами. Обратная связь между этапами 7 и 2 свидетельствует о том, что ход выполнения планов должен постоянно анализироваться и если окажется, что они не выполняемы, то необходимо рассмотреть альтернативные курсы действий, которые обеспечат достижение целей предприятия. Контур обратной связи между этапами 7 и 5 показывает корректирующие действия, предпринимаемые с целью приведения фактических результатов в соответствие с запланированными. Процесс планирования, контроля и регулирования применительно к управлению затратами будет рассмотрен в последующих главах. 

     1.6 Стимулирование (мотивация)

     Стимулирование (мотивация) — это такая функция управления, воздействующая на сознание людей, которая помогает всем участникам производственно-хозяйственной деятельности предприятия уяснить цели и задачи предприятия и принять решение, соответствующее этим целям и задачам. При этом акцент делается на создание в сознании людей мотива, побуждающего к реализации этих целей и задач. Важным моментом в деятельности руководителей (менеджеров) является их умение побудить подчиненных действовать, прилагая усилия к достижению целей и задач, поставленных высшим руководством предприятия.

     Из  сказанного следует, что управление - это важнейший вид деятельности по координации работы групп людей, подразделений, предприятия в целом, направленный на выполнение поставленных Целей и задач. Все функции системы управления взаимодействуют, Формируя единый процесс, т.е. непрерывную цепь взаимосвязанных Действий. Управление затратами, являясь частью общей системы управления предприятием, реализуется также исходя из этих функций.

     Управленческая  функция, «организационная работа», применительно к затратам предприятия реализуется путем разработки соответствующих норм и нормативов потребления различных видов ресурсов (материальных, трудовых, потребления основных фондов)] определения круга лиц, подразделений, которые осуществляют деятельность и принимают на себя определенную ответственность]

     Функция «планирование» предполагает постановку целей  предприятия, а также конкретных задач, обеспечивающих ее выполнение. Применительно к затратам это разработка плана (бюджета) по себестоимости и отдельных его составляющих (бюджетов материальных, трудовых, общепроизводственных и других расходов)]

     Реализация  контрольной и регулирующей функций  предполагает осуществление анализа затрат и контроля за соблюдением плановых (бюджетных) нормативов и показателей в части расходования ресурсов, выявление отклонений от запланированных параметр ров и разработку мер по предотвращению увеличения фактически] затрат по сравнению с плановыми.

     Что касается мотивационной функции, то через нее осуществляется стимулирование кого-либо (человека или подразделения) к деятельности, направленной на достижение целей предприятия, а данной ситуации - деятельности по снижению затрат предприятия,

     1.7 Понятия «расходы» и «затраты» предприятия

     Расходы, затраты, себестоимость всегда находились под при стальным вниманием отечественной теории и практики. В период построения рыночной экономики важность перечисленных показателей возросла. С переходом к определению финансового результата деятельности предприятия как разницы между доходам!* и расходами, а также в связи с необходимостью гармонизации российских и международных стандартов бухгалтерского учета усилилась потребность в новых подходах к этим понятиям, что нашлс отражение в законодательных документах по бухгалтерскому учету, включая Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. и Положениях по ведению бухгалтерского учета и отчетности. С 1 января 2000 г. введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, которое существенно меняет толкование понятий «расходы», «затраты», «себестоимость». С введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ эти понятия определяются для целей налогообложения, что обусловливает новый подход к порядку их расчета.

  1. Поскольку определение расходов в НК РФ отсутствует, то предприятиям следует руководствоваться определением, данным в ПБУ Ю/99, которое будет использоваться и в дальнейшем изложении проблемы управления затратами.
  2. НК РФ отождествляет понятие «расходы» и «затраты». А поскольку в нормативных актах по бухгалтерскому учету отсутствует определение термина «затраты», то можно предположить идентичность этих определений и в практике бухгалтерского учета. Косвенно такое предположение подтверждается использованием этого термина наряду с термином «расходы» в ст. 8 ПБУ 10/99 в части «материальные затраты», «прочие затраты».

     В Плане счетов бухгалтерского учета  раздел III называется «Затраты на производство», т.е. также применяется термин «затраты». Он используется и для характеристики содержания счета 20 «Основное производство», где говорится, что «счет используется для учета затрат по выпуску промышленной и сельскохозяйственной продукции...». Можно еще приводить примеры однозначного употребления этих терминов в нормативных актах по бухгалтерскому учету. Ограничимся последним. В инструкции по применению плана счетов, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94/11 раздел III «Затраты на производство» начинается следующей фразой: «Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о расходах по основным видам деятельности...».

     Таким образом, в дальнейшем мы будем исходить из тождества понятий «расходы»  и «затраты». Расход материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении и есть затраты предприятия. 
 
 
 
 

     2 Анализ затрат на производство и реализацию продукции

     2.1 Виды анализа и их роль в управлении затратами предприятия

     Как в целом экономический анализ, так и анализ затрат на производство и реализацию продукции представляют собой объективно необходимый элемент управления производством, в том числе и затратами. Они являются этапом управленческой деятельности. С помощью экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных ситуаций, выявляются резервы производства и, таким образом, обосновываются решения для планирования и управления, что наглядно было представлено на рис. 1.1 (см. с. 8). Последний этап процесса управления - управленческая функция контроля и регулирования, реализуется с помощью экономического анализа предприятия в целом, в том числе и анализа затрат, так как она предполагает сравнение фактических и планируемых результатов (показателей) и принятие необходимых мер в случае их расхождения. Это может выразиться в действиях, направленных на то, чтобы привести фактические результаты в соответствие с запланированными, или, наоборот, в пересмотре планов, если становится ясно, что они в дальнейшем не могут быть выполнены. Таким образом, анализ отчетных данных (фактических затрат и доходов) и запланированных результатов (сметных затрат и доходов) обеспечивает обратную связь процесса контроля и регулирования. Обобщая и аналитически обрабатывая учетную информацию о достигнутых результатах, экономический анализ научно обосновывает управленческие решения, выступая связующим звеном между учетом и принятием решения.

Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции