Анализ затрат на производство и реализацию продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 08:01, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.
Объект рассмотрения – предприятие, предмет управления – затраты предприятия. Логика работы обусловлена задачами, которые стоят перед предприятием и решение которых является основной целью управления затратами.

Работа состоит из  1 файл

Затраты на производство и реализацию продукции.doc

— 552.50 Кб (Скачать документ)
 

     Примечание: Н - неблагоприятное отклонение; Б - благоприятное отклонение.

     Результаты анализа отклонений от сметных затрат дают возможность оценить степень выполнения плана, внести соответствующие корректировки и исключить повторение ошибок в будущем. Процесс сметного контроля можно представить схематично в предыдущей таблице.

     Чтобы контроль затрат был эффективным, корректирующую деятельность направляют таким образом, чтобы фактические выходы соответствовали в будущем планируемым затратам.

     Если  при разработке сметы затрат осуществляется управление с прямой связью, то через  сметный контроль реализуется управление с обратной связью.

     Таким образом, отчеты об исполнении сметы  затрат и их анализ играют роль сигнальной системы, которая выдает информацию о ходе производственного процесса и динамике затрат для принятия управленческих решений на соответствующем уровне управления.

     2.4 Анализ себестоимости единицы продукции

     Смета затрат на производство по экономическим  элементам охватывает все затраты конкретного периода вне зависимости от того, связаны они непосредственно с деятельностью по производству продукции или нет.

     Чтобы определить действительную величину затрат на производство продукции, т.е. себестоимость, итоговые величины сметы затрат на производство необходимо откорректировать на величину непроизводственных затрат, на изменение остатка средств по бухгалтерскому счету «Расходы будущих отчетных периодов», а также на изменение остатков незавершенного производства.

     В результате этих корректировок получим  себестоимость выпуска продукции, т.е. общую сумму затрат, связанных с выпуском продукции. После группировки и перегруппировки экономических элементов затрат по статьям калькуляции эта общая сумма затрат может быть распределена между отдельными видами продукции. Это, в свою очередь, позволяет исходя из данных об объемах выпуска отдельных видов продукции рассчитать себестоимость единицы продукции каждого вида.

     Анализ  фактически достигнутых результатов  проводится сравнением фактической калькуляции с нормативной (сметной).

     Данные  для анализа себестоимости единицы  продукции представлены в следующей таблице.

     Себестоимость единицы продукции в целом  по предприятию определяется делением общей себестоимости продукции по смете и факту (графы 7 и 9) на общее количество выпущенной продукции 
 
 
 
 
 

Таблица 2 - Данные для анализа себестоимости единицы продукции

Наименование  изделий Количество  изделий Себестоимость единицы продукции, руб. Общая себестоимость  продукции, руб. Отклонения от сметы
 
 
смета факт. смета факт. смета условно факт. гр. 9 -гр.7
 
 
шт. % шт. %  
 
 
 
ф. 1 х хф. 5 гр. 3 х  гр. 5 ф. Зх ф. 6  
 
 
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 130 38,2 164 46,3 24 28 3120 3936 4592 +1472
Б 210 61,8 190 53,7 31 35 6510 5890 6650 +140
| итого: 340 100 354 100 27,35 31,76 9630 9826 1124 +1612
 

     Примечание: графа 8 определяется как плановая себестоимость  единицы продукции, пересчитанная на фактическое количество (объем) при фактической структуре продукции. (графы 1 и 3). Как видно из таблицы (графы 5 и 6), себестоимость единицы продукции по предприятию выросла на 4,4 руб. (31,76— 27,35).

     На  увеличение себестоимости единицы  продукции в целом по предприятию  оказали влияние следующие факторы:

     1) структурные сдвиги в выпуске продукции. Доля продукции А 
возросла до 46,3% (графа 4) по сравнению с 38,2% (графа 2) и снизился удельный вес продукции Б до 53,8% против 61,8% по смете;

     2) себестоимость единицы продукции каждого наименования. 
Чтобы оценить влияние структурных сдвигов на себестоимость единицы продукции в целом по предприятию, необходимо пересчитать сметную себестоимость продукции по каждому наименованию на фактический выпуск этой продукции и полученную сумму разделить на общий объем фактически выпущенной продукции по формуле

              

     

       где: - усредненная себестоимость единицы продукции при фактической структуре производства;

      - суммарный  объем фактически выпущенной  продукции;

      - себестоимость  единицы продукции каждого наименования  по смете.

     В нашем примере усредненная себестоимость  с учетом фактической структуры равна

      = =27,76 руб.

     Влияние структурных сдвигов на себестоимость единицы продукции по предприятию в целом можно определить и другим способом - умножив себестоимость единицы продукции каждого выпуска по смете на удельные веса этой продукции по факту, разделить полученную сумму на 100:

      = =27,76 руб.

                               

     Таким образом, влияние структурных сдвигов  на себестоимость единицы продукции  составляет:

     АС(У) = С(УФ) - (Сс) = 27,76-27,35 = +0,41 руб. Влияние второго фактора - себестоимости единицы продукции каждого наименования - определяется вычитанием усредненной себестоимости из фактической себестоимости единицы продукции:

     АС = (Оф)-С(Уф) АС = 31,76-27,76 = +4,0 руб.

     Таким образом, структурные сдвиги выпуска  продукции привели к увеличению себестоимости единицы продукции в целом по предприятию на +0,4 руб., а изменения в себестоимости конкретных видов продукции повысили ее на +4,0 руб., т.е. в целом повышение совокупной себестоимости единицы продукции составило 4,4 руб.

     Теперь  можно определить влияние удорожания себестоимости единицы продукции на общую себестоимость выпуска. Оно определяется умножением изменения себестоимости единицы продукции (гр. 6 - гр. 5) на фактический выпуск продукции (гр. 3): 4,4 руб. х х354= 1557 руб.

     Расчет  влияния объема выпуска продукции, структуры выпуска и себестоимости единицы продукции представлен в таблице, которая составлена на основе данных таблицы.

     Таким образом, общий рост фактической  себестоимости продукции - 1612 руб. образовался за счет следующих факторов:

  • изменения объема производства - на 54,4 руб.;
  • изменения структуры выпускаемой продукции - на 141,6 руб.;
  • изменения себестоимости единицы выпускаемой продукции – на 1416 руб.

     В нашем примере предприятие выпускало  один вид продукции, изготовление которой требует одну операцию. На практике большинство предприятий выпускает несколько наименований изделий, требующих нескольких операций, осуществляемых в различных производственных подразделениях (центрах ответственности). Отчеты о согласовании, аналогичные приведенному, представляют собой итоговую сводку отклонений по многим центрам ответственности.

     В дополнение к ежемесячным отчетам  об исполнении сметы руководитель центра ответственности может получать ежедневные отчеты об отклонениях, которые контролируются ежедневно, например, использование материалов и затраты труда.

     2.5 Анализ затрат на рубль выпускаемой продукции

     Показатель  себестоимости единицы продукции  используется при планировании и  анализе в том случае, если предприятие  выпускает ограниченную номенклатуру продукции, либо в случаях, когда процессы производства (операции) повторяются.

     Но  большинство предприятий выпускают  продукцию разнообразной номенклатуры, которая постоянно меняется. В этих условиях используется показатель затрат на рубль выпускаемой продукции.

     Затраты на рубль выпускаемой  продукции исчисляются как частное отделения себестоимости выпущенной продукции на тот же объем продукции, рассчитанный в оптовых ценах предприятия. Для расчета этого показателя необходимо соблюдение условий:

  1. в плане по себестоимости выпуска продукции и в плане выпуска продукции по оптовым ценам должен быть принят один и тот же объем производства по составу, качеству и ассортименту;
  2. метод определения выпущенной продукции по себестоимости и в оптовых ценах должен быть единым.

     При анализе затрат на рубль выпущенной продукции необходимо иметь в виду, что на этот показатель влияют три основных фактора:

  • изменение структуры выпускаемой продукции (ассортимент);
  • изменение цен на выпускаемую продукцию;
  • изменение себестоимости единицы выпускаемой продукции. Пример расчета влияния важнейших факторов на изменение

     показателя  затрат на рубль выпускаемой продукции  приведен в таблице. 
 
 

Таблица 3 - Расчет влияния факторов на уровень затрат на рубль выпускаемой продукции (руб.)

Вид продукции Оптовая цена единицы продукции Себестоимость единицы продукции Выпуск  продукции предыдущего года
Преды

дущий год

Плано

вый год

Преды

дущий год

Плано

вый год

Количество  штук В оптовых ценах  предыдущего года  (гр6*гр2) По  себе

стоимости предыдущего года (гр6*гр4)

1 2 3 4 5 6 7 8
А 1200 1100 1050 1000 10 12000 10500
Б 600 600 600 500 20 12000 12000
Итого выпускае

мой  продукции

- - - - - 24000 22500

Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции