Функции маркетинга в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является проведение анализа маркетинговой стратегии РУПП «Гранит».
Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
Определена сущность маркетинговых стратегий и рассмотрена их классификация
Рассмотрена методика формирования маркетинговой стратегии предприятия
Проведена организационно-экономическая характеристика РУПП «Гранит»
Проанализирована маркетинговая стратегия предприятия
Предложены пути совершенствование формирования маркетинговой стратегии РУПП «Гранит»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретические основы использования маркетинговых инструментов в управлении предприятием…………………………………………………………..7
1.1.Сущность маркетинговых стратегий и их классификация……………………7
1.2.Формирование маркетинговой стратегии предприятия……………………..13
Глава 2. Анализ хозяйственной и маркетинговой деятельности РУПП «Гранит»
2.1.Организационно-экономическая характеристика РУПП «Гранит»………...22
2.2.Анализ маркетинговой стратегии РУПП «Гранит»………………………….26
Глава 3. Совершенствование формирования маркетинговой стратегии РУПП «Гранит»…………………………………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованных источников……………………………………………...45
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 369.00 Кб (Скачать документ)

     На  сегодняшний день генеральной целью стратегического развития РУПП «Гранит» является создание условий для наращивания объемов производства щебня улучшенного качества, отвечающего  Европейскому стандарту.

     Для осуществления данной цели руководство  предприятия планирует:

  • обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка в этом виде продукции;
  • увеличить экспортную составляющую;
  • повысить эффективность деятельности предприятия и финансовой стабильности.

     Прежде, чем приступать к проведению SWOT – анализа, целесообразно оценить состояние внешней и внутренней среды функционирования предприятия.

  1. Анализ внешней среды.

     На  результаты  экономической деятельности  предприятия влияют следующие факторы:

     Факторы спроса. Рынок щебня является растущим; по оценкам экспертов рост спроса на щебень составляет от 4 до 6 % в год. Общий спрос на щебень в Республике Беларусь определяется планируемыми объемами строительства и, в первую очередь, жилищного, которое является преобладающим в структуре строительной продукции. Согласно данным Минэкономики на сегодняшний день потребность в щебне организаций республики составляет 12185 тыс. тонн.

     Факторы конкуренции. Основными конкурентами РУПП «Гранит» являются компании в России (ОАО «Павловскгранит», ОАО «Гранит-Кузнечное»,) и Украине (ОАО «Полтавский горно-обогатительный комбинат», ОАО «Малинский камнедробильный завод», ОАО «Коростенский щебеночный завод» ). В среднем цены на щебень различных фракций составляют 10-15 $ США за 1 тонну в Украине и 20-25 $ США в России.

     Факторы сбыта. Основными потребителями нерудных строительных материалов являются рынки России (потребление в 2008г. составило 45 млн. тонн.)  и стран Балтии (250-300 тыс. тонн.). В 2008г. в Россию и  Литву было отгружено 405 тыс. тонн щебня (на сумму 2842,8 тыс. $ США). На 2010 г. заключены договора на поставку в Калининградскую, Московскую, Брянскую и Смоленскую области с различными фирмами на объем 1548 тыс. тонн в сумме 444097 тыс. росс. рублей.  Кроме того заключены договоры комиссии с Главным управляющим материально-технического снабжения  Управления делами Президента Республики Беларусь на поставку продукции в ближнее и дальнее зарубежье в количестве 204 тыс. тонн на  общую сумму 1142,4 тыс. $ США.

     Экономические факторы. Особенностью в формировании цены на продукцию РУПП «Гранит» является ее жесткое регулирование со стороны государства. Предприятие занимает монопольное положение на рынке Беларуси по производству щебня (включено в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках), в связи с этим ценообразование строится в соответствии с руководящими документами Минэкономики.

     Научно-технические  факторы. Для решения стратегической задачи по организации  выпуска щебня по Европейскому стандарту на предприятии разработан Инвестиционный проект «Реконструкция производства РУПП  «Гранит». Реализация данного проекта позволит обновить основной капитал и приведет к наращиванию действующих мощностей предприятия по производству щебня до 10000 тыс. тонн в год (7300 тыс. м3), в том числе отвечающего требованиям Европейского стандарта – 7280 тыс. тонн.

     Социальные  факторы. РУПП «Гранит» работает на рынке  оптовых покупателей товаров промышленного назначения, который характеризуется небольшим количеством участников, а значит, для доведения до них информационных сообщений нет необходимости прибегать к услугам средств массовой информации и целесообразнее использовать «direct-mail» – прямую почтовую рассылку, а также личные встречи с руководителями, ответственными за принятие решений о закупке. В целях информирования более широкого круга потребителей будут использоваться специализированные периодические издания, хорошо известные и в странах СНГ: «Автомобильные дороги», «Строительные материалы», «Жилищное строительство» и другие.

     Природные и экологические факторы. Основным загрязняющим веществом при производстве щебня является минеральная пыль, содержащая до 70% свободной двуокиси кремния (SiO2). Источниками интенсивного пылевыделения на производстве являются дробилки, грохота и узлы перегрузок материала.  На территории промышленной площадки предприятия не имеется природно-заповедных зон. Концентрация вредных веществ при выбросе в атмосферу не превышает предельно допустимые нормы. Продукты сгорания котельной рассеиваются в дымовой трубе.

     Международные факторы. В настоящее время перед всеми предприятиями промышленности строительных материалов в странах СНГ стоят одинаковые проблемы – недостаток финансовых средств, инвестиционных ресурсов, физическое и моральное устаревание оборудования, неполное соответствие производственной программы запросам потребителей.

     2. Анализ внутренней среды.

     Проводя анализ внутренней среды функционирования предприятия, рассмотрим следующие параметры:

     Организация. Кадровый состав предприятия характеризуется большой численностью  промышленно-производственной категории работников (около 90%). Уровень образования персонала напрямую зависит от специфики производства, поэтому 65,7% рабочих имеют среднее специальное образование. Соотношение рабочих и служащих равно 1:4,4, что незначительно превышает средний уровень, сложившийся на других промышленных предприятиях и является положительным показателем. Значительных численных изменений в кадровом составе предприятия, в уровне образованности персонала и в составе кадров по возрасту за рассматриваемый период не происходило.

     Производство. В связи с отсутствием у предприятия финансовых средств в объемах, необходимых на проведение крупномасштабного технического переоснащения, мощности предприятия по выпуску щебня снизились за 2008г. на 12%.  При неудовлетворительном физическом состоянии технологического оборудования РУПП «Гранит» не способно обеспечить потребность рынка в щебне, которая, в последнее время, характеризуется положительной динамикой, тем более наладить производство щебня мелких фракций, в соответствии с требованиями Европейского стандарта. В настоящее время износ активной части основных производственных фондов достиг 73,3%, а по отдельным производственным подразделениям - от 82,7% до 90,0% (по международным стандартам при уровне износа основных фондов свыше 60,0% предприятию грозит физический распад). Моральное и физическое состояние технологического оборудования РУПП «Гранит» не позволяет ему удовлетворить растущие потребности в продукции и, в частности, в щебне еврофракций.

     Финансы. В общем виде  показатели финансовой устойчивости предприятия (коэффициенты ликвидности, прибыль и рентабельность отчетного периода)  свидетельствует о том, что предприятие работает стабильно, на протяжении достаточно длительного периода времени выпускает и реализует конкурентоспособную продукцию, получает чистую прибыль, достаточную для производственного и социального развития, является ликвидным и кредитоспособным.

     Инновации. Для решения стратегической задачи по организации  выпуска щебня по Европейскому стандарту на предприятии разработан Инвестиционный проект «Реконструкция производства РУПП  «Гранит. Реализация данного проекта позволит обновить основной капитал и приведет к наращиванию действующих мощностей предприятия по производству щебня до 10000 тыс. тонн в год (7300 тыс. м3), в том числе отвечающего требованиям Европейского стандарта – 7280 тыс. тонн.

     Маркетинг. Характеризуя маркетинговую составляющую внутренней среды предприятия, следует отметить, что РУПП «Гранит» выпускает продукцию высокого качества. Продукция предприятия сертифицирована в добровольном порядке в Национальной системе сертификации Республики Беларусь – БелСТ. На РУПП «Гранит» разработана, внедрена и сертифицирована система управления качества на соответствие международному стандарту ИСО 9000 – 2001г. Анализ составляющих «спрос-предложение» по РУПП «Гранит» свидетельствует о том, что проблема формирования портфеля заказов на щебень отсутствует как на внешних, так и на внутренних рынках, хотя и целесообразно более активно работать на перспективу на рынках  Российской Федерации и Прибалтики. Рассматривая ценовой фактор, следует отметить, что предприятие не может самовольно устанавливать цены на свою продукцию, а только в соответствии с прогнозными индексами изменения стоимости строительных материалов, ежегодно доводимыми Минстройархитектуры. Вместе с тем, на рынках других стран, где этот вид продукции уже представлен, цены будут устанавливаться исходя из интересов государства и состояния окружающей рыночной среды в каждом конкретном случае. Успешная продажа товара зависит от сложившегося представления об этой продукции на рынке. Щебень из твердых горных пород имеет стабильный, сравнительно небольшой круг потребителей, и в их информировании об общих свойствах товара необходимости не возникает.

     Таким образом, проведя анализ факторов внешней  и внутренней среды РУПП «Гранит» и учитывая их влияние на результаты экономической деятельности предприятия, можно выделить следующие сильные и слабые стороны фирмы, её возможности и угрозы. 

Таблица 2.3 - Матрица SWOT-анализа

Сильные стороны Возможности
1. Отсутствие  конкурентов в Республике Беларусь планируемого  выпуска предприятием щебня по Евростандарту (монопольное положение)

2.  Доминирующее  положение на республиканском рынке нерудных строительных материалов

3. Тенденция наращивания объемов производства

4. Организация выпуска щебня еврофракций

5. Возможность проведения работ по реконструкции производства без остановки действующего производства

6. Расширение рынка потребителей

7. Высокая квалификация и компетентность персонала

8.Наличие близко расположенных сырьевых источников, гарантирующих обеспеченность работы предприятия

9. Надежная сеть  распределения

1. Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки

2. Снижение уровня  конкурентного давления

3. Расширение рынков сбыта за рубежом

4. Налаживание работы с поставщиками других регионов

5. Благоприятный  сдвиг в курсах валют

6. Внедрение  технологических инноваций в  производство

7. Привлечение  иностранных инвестиций

8. Изменение  рекламных технологий

9. Улучшение благосостояния населения

10. Разработка  эффективной стратегии развития предприятия

Слабые  стороны Угрозы
1.Высокий износ активной части основных производственных фондов

2.Недостаток  финансовых средств для крупномасштабного технического переоснащения

3. Зависимость от поставщиков товарно-материальных ценностей, сырья, в частности взрывчатых веществ, узлов, агрегатов

4. Сезонный спрос на продукцию

5. Отсутствие маркетинговых исследований  по проникновению на зарубежные рынки щебня еврофракций

6. Частая смена руководства

7. Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации

1. Ослабление  роста рынка нерудных строительных материалов

2. Сбои в поставках  сырья

3. Изменение  потребительских предпочтений

4. Появление иностранных конкурентов с продукцией низкой стоимости

5.  Растущее конкурентное давление

6. Законодательное регулирование цен

7. Неблагоприятный  сдвиг в курсах валют

8.  Рост налогов

9. Снижение репутации  предприятия


     На  следующем этапе SWOT-анализа проведем комплексную оценку  сильных и слабых сторон предприятия, его рыночных возможностей и угроз путем их сопоставления.

     Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит  ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития предприятия:

  1. Как  воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия? (комбинация СиВ)
  2. Какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать? (комбинация СлВ)
  3. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы? (СиУ)
  4. Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться? (комбинация СлУ). [13.с.22-24]

     В результате мы определим основные стратегические направления развития РУПП «Гранит» (комбинация СиВ, показывающая, как предприятие может воспользоваться открывающимися возможностями), а также сформулируем основные стратегические проблемы  предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного  бизнеса (комбинация СлВ, СиУ, СлУ). 

Таблица 2.4 – Перечень основных стратегических проблем  РУПП «Гранит»

Поле  матрицы SWOT Стратегические  проблемы
1 2
СлВ 1. Недостаток финансовых средств для крупномасштабного технического переоснащения не позволяет внедрить технологические инновации в производство

2. Отсутствие налаживания работы с поставщиками других регионов из-за зависимости от действующих поставщиков товарно-материальных ценностей, сырья, в частности взрывчатых веществ, узлов, агрегатов

 3.Невозможность расширения рынков сбыта за рубежом из-за отсутствия маркетинговых исследований  по проникновению на зарубежные рынки щебня еврофракций

4. Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации не позволяют изменить рекламные технологии

СиУ 1.Выпуск  щебня по Евростандарту для усиления  конкурентной позиции на слабо растущем рынке нерудных строительных материалов

2. Использование близко расположенных сырьевых источников для налаживания бесперебойных поставок сырья

3. Расширение рынка потребителей в случае изменения потребительских предпочтений

4. Повышение квалификации персонала для недопущения снижения репутации предприятия 

Окончание таблицы 2.4
1 2
СлУ 1.Невозможность  крупномасштабного технического  переоснащения для выпуска продукции, удовлетворяющей меняющимся предпочтениям потребителей

2.Отсутствие маркетинговых исследований  по проникновению на зарубежные рынки щебня еврофракций не позволяет предотвратить появление иностранных конкурентов

3. Возрастающая  зависимость от поставщиков товарно-материальных  ценностей, сырья вследствие законодательного регулирования цен и скачков в курсах валют

4. Частая смена  руководства способствует снижению  репутации предприятия

Информация о работе Функции маркетинга в управлении предприятием