Функции маркетинга в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является проведение анализа маркетинговой стратегии РУПП «Гранит».
Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
Определена сущность маркетинговых стратегий и рассмотрена их классификация
Рассмотрена методика формирования маркетинговой стратегии предприятия
Проведена организационно-экономическая характеристика РУПП «Гранит»
Проанализирована маркетинговая стратегия предприятия
Предложены пути совершенствование формирования маркетинговой стратегии РУПП «Гранит»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретические основы использования маркетинговых инструментов в управлении предприятием…………………………………………………………..7
1.1.Сущность маркетинговых стратегий и их классификация……………………7
1.2.Формирование маркетинговой стратегии предприятия……………………..13
Глава 2. Анализ хозяйственной и маркетинговой деятельности РУПП «Гранит»
2.1.Организационно-экономическая характеристика РУПП «Гранит»………...22
2.2.Анализ маркетинговой стратегии РУПП «Гранит»………………………….26
Глава 3. Совершенствование формирования маркетинговой стратегии РУПП «Гранит»…………………………………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованных источников……………………………………………...45
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 369.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

Анализ  хозяйственной и  маркетинговой деятельности РУПП «Гранит» 

     2.1 Организационно-экономическая  характеристика РУПП  «Гранит»  

     Крупнейшее  в Европе предприятие по добыче и переработке гранита на щебень и песок для строительных работ расположено в городе Микаше-вичи. Предприятие базируется на мощном Микашевичском месторождении гранита с запасами его в объеме 350 млн. куб.м., что обеспечит работу пред-приятия более, чем на 60 лет. Датой образования предприятия, тогда еще Комбината нерудных строительных материалов «Микашевичи» считается 29 декабря 1975 года, когда состоялся пуск первой очереди комбината (первой технологической линии).

     В настоящее время (на 01.01.2009 ) на РУПП «Гранит» находится в эксплуатации четыре технологические линии по производству щебня с общей мощностью 6700 тыс.м3 щебня в год (9150 тыс.тонн).

     РУПП  «Гранит» - многофункциональный технологический  комплекс. Основное производство представляют:

  • карьер добычи гранитного камня  «Микашевичи»
  • автотранспортное предприятие
  • дробильно-сортировочный завод
  • камнеобрабатывающий завод

     Помимо  основных цехов, в состав предприятия  входит ряд вспомогательных производств, а именно: литейный цех, ремонтно-механический цех, электроцех, котельная, внутризаводская железнодорожная сеть, механизированный причал, а также административно-бытовые объекты.

     Общая среднесписочная численность предприятия  по состоянию на 01.01.2009г составляет 2406 чел. (списочная численность -  2753 чел.).

     Основными видами деятельности РУПП «Гранит» являются добыча строительного песка, щебня, производство тепловой энергии, литье  стали, мехообработка, производство деревянной тары и т.д.

     Административно-управленческий персонал преимущественно имеет высшее техническое и экономическое образование. Практика многолетней работы РУПП «Гранит» показала, что уровень квалификации специалистов высокий.

     Изобразим схематически организационную структуру  РУПП «Гранит» (Приложение А).

     Организационная структура управления организацией сформирована исходя из стоящих перед коллективом задач, и направлена на рост объёма производства,  продвижение продукции на новые рынки сбыта.  Руководство каждой группой в соответствии с распределением обязанностей осуществляет один из руководителей завода: директор, заместитель директора по произ-водству, главный бухгалтер, главный инженер, заместитель директора по идео-логической и кадровой работе, заместитель директора по коммерческим во-просам, помощник директора по общим и социальным вопросам. Исключение дублирования в работе структурных подразделений обеспечивается разрабо-танными в организации положениями об отделах и службах и должностными инструкциями.

     Анализ  финансовых результатов деятельности организации начнем с  рассмотрения основных экономических показателей, для этого составим таблицу 2.1. 

Таблица 2.1 - Основные результаты деятельности РУПП «Гранит» за 2006-2008 гг.

Показатели 2006г. 2007г. 2008г. Темп  роста, %
2008г./2007г. 2008г./2006г.
1. Выручка от реализации 138134 160947 213931 132,92 154,87
2. Себестоимость продукции 95092 109741 146718 133,69 154,29
3. Прибыль, в том числе: 16017 19815 24176 122,01 150,94
3.1 Прибыль (убыток) от реализации 17479 21458 29694 138,38 169,88
3.2 Прибыль (убыток)  от операционных расходов 146 -221 20 - 13,70
3.3 Прибыль (убыток)  от внереализационых  расходов -1608 -1422 -5538 389,45 344,40
3.4 Прибыль (убыток) к распределению 10258 12550 12969 103,34 126,43
4. Рентабельность, % 18,38 19,55 20,24 103,53 110,12

     Примечание – Источник: Отчет о прибылях и убытках  РУПП «Гранит» за 2006-2008 гг.

     Данные  таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом себестоимость товаров в  РУПП «Гранит»  выросла на 32,92 %, за весь анализируемый период рост составил 54,29%, т.е. наблюдается более быстрый темп роста, что является отрицательным в деятельности организации.

     Выручка от реализации товаров, продукции и  услуг  выросла на 54,87% в 2008 году по сравнению с 2006 годом. Положительным  моментом в Дея-тельности организации является рост прибыли от реализации, так за три анали-зируемых года прибыль выросла больше чем на 50 %, в том числе поло-жительные тенденции наблюдаются в изменении прибыли от реализации и прибыли к распределению. К негативным факторам можно отнести умень-шение прибыли от операционных расходов на 86,3%. Убыток от внереализа-ционных расходов возрос почти в 4 раза.

     Рентабельность  деятельности организации в 2008 году  по сравнению с 2007 годом выросла  и прирост составил 3,53%, а в 2008 году по сравнению с 2006 годом прирост уже равен 10,12%, что характеризует работу РУПП «Гранит» в целом как стабильную.

     На  следующем этапе анализа финансовых результатов деятельности  РУПП «Гранит» проанализируем показатели, характеризующие ликвидность и финансовую устойчивость предприятия. Для этого составим таблицу 2.2. 

Таблица 2.2 - Показатели ликвидности и финансовой устойчивости РУПП «Гранит» за 2006-2008 гг.

Показатели На 
1.01.2006 г.
На 
1.01.2007 г.
На 
1.01.2008г.
Нормативное значение
1. Коэффициент ликвидности:        
абсолютной 0,015 0,067 0,124 >0,2
промежуточной 0,250 0,247 0,372 [0,4; 0,6]
текущей 1,499 2,238 2,019 >1,7
2. Коэффициенты  финансовой устойчивости:        
автономии 0,837 0,745 0,71 >0,5
маневренности собственных средств 0,292 0,311 0,375 0,5
соотношения заемных и собственных средств (плечо финансового рычага) 0,109 0,342 0,417 <=1
обеспеченности  собственными оборотными средствами 0,511 -0,083 -0,088 >0,3
соотношения кредиторской и дебиторской задолженности 0,130 0,132 0,366 <1

     Примечание – Источник: собственная разработка на основании Бухгалтерского баланса РУПП «Гранит» за 2006-2008 гг.  

     По  приведенным данным в целом динамика коэффициентов ликвидности и  финансовой устойчивости  РУПП «Гранит» за 2006-2008 гг. оценивается положительно, за исключением коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами .

     За  период 2006-2008 гг. коэффициент абсолютной ликвидности увели-чился на 0,109п., однако не достиг своего нормативного значения 0,2. Следо-вательно, предприятие  не может в достаточной степени погасить свои обязательства за счет имеющихся остатков денежной наличности.

       Коэффициент промежуточной ликвидности  за 2006-2007 гг. возрос не значительно,  что говорит о большой доле  дебиторской задолженности в  составе ликвидных средств предприятия, однако уже в 2008г. его значение составило 0,372 при норме [0,4;0,6].

     Коэффициент текущей ликвидности характеризует  общую обеспечен-ность предприятия  собственными оборотными средствами для  ведения хозяй-ственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Нормативное значение данного коэффициента для предприятий промышленности не должно быть ниже 1,7. По результатам деятельности за 2006-2008гг. коэффициент текущей ликвидности на РУПП «Гранит»  увеличился на 0,52 п. и составил 2,019, что указывает на наличие запаса прочности в обеспечении собственными оборотными средствами.

     Что касается коэффициентов, характеризующих  финансовую устойчи-вость предприятия, можно отметить, что коэффициент автономии за анализи-руемый период имеет отрицательную динамику. От значения 0,837 в 2006г. он снизился до значения 0,71. Однако поскольку данные значения >0,5, то можно сделать вывод, что доля капитала по-прежнему остается высокой в общих источниках финансирования РУПП «Гранит».

     Коэффициент маневренности капитала показывает, какая доля капитала финансирует  оборотные активы. На анализируемом  предприятии данный показатель увеличился за 2006-2008гг. на 0,083 и составил в 2008г. 0,375(нормативное значение составляет приблизительно 0,5), следовательно лишь 37 %  капитала финансирует оборотные активы. Коэффициент соотноше-ния заемного и собственного капитала (плечо финансового рычага ) за 3 анализируемых года увеличился практически в 4 раза, однако сохранил нормативное значение <1. Это свидетельствует о том, что зависимость предприятия от внешних инвесторов не велика.

     Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Из приведенных данных следует, что если  в 2006 г. предприятие  было обеспечено в должном объеме собственными оборотными средствами, о чем свидетельствует положительное значение показателя (0,511), то по итогам работы за 2007 и 2008гг. коэф-фициент получил отрицательные значения -0,083 и -0,088 соответственно , то есть предприятие было вынуждено привлечь заемные средства для формирования активов.

     Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей при нормативе <1  составил 0,13 в 2006г. и вырос до 0,366 в 2008г, что, несомненно, является положительным моментом в деятельности предприятия.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  РУПП «Гранит» является прибыльной и рентабельной организацией. С каждым годом ее эффективность растет. Предприятие имеет высокую долю капитала в общих источниках финансирования, зависимость от внешних инвесторов невелика. Однако в деятельности предприятия существуют отрицательные моменты. К ним можно отнести снижение коэффициента абсолютной ликвидности и коэффициента обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами. Следовательно на предприятии необходимо предпринимать меры, направленные на увеличение средств для погашения обязательств, а также стремиться снизить долю заемных средств, участвующих в формировании активов. 
 

     2.2 Анализ маркетинговой  стратегии РУПП  «Гранит» 

     Анализ  маркетинговой стратегии любого предприятия начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает организация, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ -  один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Он является одним из основных этапов формирования маркетинговой стратегии предприятия. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. [16,с.22-24]

     В этой главе будут рассмотрены  сильные и слабые стороны, возможности и угрозы по отношению к изучаемым сегментам или рынкам.

Информация о работе Функции маркетинга в управлении предприятием