Формирование стратегического курса и оптимизация ассортиментной политики магазина «Гурман» ЧТУП «Лотос 2005» за счет применения метода АВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка стратегического курса в процессе управления ассортиментом торгового предприятия. Предметом работы является ассортимент торгового предприятия.
В качестве объекта практики выступает ЧТУП «Лотос 2005» магазин «Гурман» в г. Могилеве.
Основные задачи работы:
1) изучение теоретических основ управления ассортиментным портфелем предприятия;
2) анализ управления ассортиментом в магазине «Гурман»;

Содержание

Введение 3
1. Стратегический подход в розничной торговле 5
1.1 Важность разработки и применения стратегий розничной торговли 5
1.2 Сущность ассортиментной политики и ее взаимодействие со стратегией предприятия 9
1.3 Основные функции управления ассортиментом 11
1.4 Методы и методика формирования товарного ассортимента 19
2 Объекты и методы исследования 30
2.1 Объекты и предмет исследования 30
2.2 Методы исследования 30
3 Формирование стратегического курса ЧТУП «Лотос 2005» магазина ризничной торговли «Гурман» 31
3.1 Характеристика объекта торговли магазина «Гурман» ЧТУП «Лотос 2005» и оценка его конкурентоспособности 31
3.2 Выбор выгодных сегментов рынка магазина «Гурман» 35
3.3 Ассортиментная политика магазина «Гурман» с применением метода АВС - анализа 37
3.4 Оптимизация ассортимента магазина «Гурман» 43
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложение А Выбор и разработка плана курсовой работы 49
Приложение Б Ассортиментный перечень магазина «Гурман» 52
Приложение В Предложения по увеличению прибыли магазина «Гурман» 55

Работа состоит из  1 файл

Формирование стратегического курса магазина.doc

— 614.00 Кб (Скачать документ)

3

 



Таблица 15 - Итоговый совмещенный анализ

 

Наименование

Общий товарооборот за 2009 год тыс. руб.

Совмещение

ИТОГО

842423

 

Бытовая химия

103618,03

AY

Средства ухода за собой

80872,61

AY

Мясная гастрономия

76660,49

AY

Молочная продукция

70763,53

AY

Слабоалкогольные напитки

54252,04

AY

Замороженные продукты

20639,36

BX

Хлебобулочные изделия

18870,28

BX

Винно-водочные изделия

45406,60

BY

Сопутствующие товары

41699,94

BY

Рыба

37740,55

BY

Кондитерские изделия

36561,16

BY

Мясопродукты

35381,77

BY

Консервы

34202,37

BY

Бакалея

31843,59

BY

Овощи-фрукты

28305,41

BY

Табак

26536,32

BY

Безалкогольные напитки

20639,36

BY

Чай, кофе

14742,40

CX

Растительное масло

12973,31

CX

Сыры

11793,92

CX

Салаты

5896,96

CX

Чипсы, снеки

14742,40

CY

Детское питание и детские товары

7666,05

CY

Товары для животных

6486,66

CY

Соусы, специи

4127,87

CZ


 

Таким образом, товары, которые могли бы войти в группу АХ в магазине «Гурман» нет. Товары группы ВХ отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.

Товары группы AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

Товары группы С составляют до 32% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сильно сократить время, которое менеджер тратит на управление и контроль над товарами данной группы

По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.


В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары спонтанного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть этих товаров можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет потери. Выводить из ассортимента необходимо остатки товаров, взятых под заказ или уже не выпускающихся, то есть товаров, обычно относящихся к категории стоков.

 

Таблица 16 - Процент прибыли приходящейся на каждую товарную группу

 

Наименование товарной группы

Прибыль от продажи, за 2009 год млн. руб.

Доля прибыли, %

ИТОГО

233052

100

Бытовая химия

15148,38

6,5

Средства ухода за собой

12118,70

5,2

Мясная гастрономия

29364,55

12,6

Молочная продукция

24703,51

10,6

Слабоалкогольные напитки

35890,01

15,4

Винно-водочные изделия

30529,81

13,1

Сопутствующие товары

8855,98

3,8

Рыба

10021,24

4,3

Кондитерские изделия

8156,82

3,5

Мясопродукты

16080,59

6,9

Консервы

6059,35

2,6

Бакалея

3262,73

1,4

Овощи-фрукты

3961,88

1,7

Табак

5360,20

2,3

Безалкогольные напитки

3728,83

1,6

Замороженные продукты

2796,62

1,2

Хлебобулочные изделия

2563,57

1,1

Чай, кофе

1864,42

0,8

Чипсы, снеки

1398,31

0,6

Растительное масло

2097,47

0,9

Сыры

5127,14

2,2

Детское питание и детские товары

932,21

0,4

Товары для животных

1398,31

0,6

Салаты

932,21

0,4

Соусы, специи

699,16

0,3


 

Как видно из расчетов, проведенных в таблице, наибольшую долю в прибыли занимает товарная группа «Слабоалкогольные напитки» 15,4%, на втором месте находятся «Винно-водочные изделия» 13,1%, затем идет «Мясная гастрономия» 12,6 % и «Молочная продукция» 10,6%. Доля остальных товарных групп занимает менее 10%.

К товарным группам, доля прибыли которых составляет менее 1% относятся:

1)                 чай, кофе – 0,8%;

2)                 чипсы, снеки – 0,6%;

3)                 растительное масло – 0,9%;

4)                 детское питание и детские товары – 0,4%;


5)                 товары для животных – 0,6%;

6)                 салаты – 0,4%;

7)                 соусы, специи – 0,3%.

Проанализировав объемы продаж и прибыль по каждой товарной группе можно принять решение о сохранении, увеличении или прекращении реализации товаров.

Рассматривая динамику роста продаж товарных групп приносящих наименьшую долю в прибыли предприятия можно выделить товарную группу «Салаты». Увеличение продаж по данной группе составило 3,41%. Рост продаж остальных групп был более 100%.

Учитывая тот факт, что данная группа товаров является скоропортящейся и спрос на нее бывает периодически и в основном в выходные и праздничные дни, данную группу товаров можно исключить из продаж.

 

 

3.4 Оптимизация ассортимента магазина «Гурман»

Одним из способов повышения эффективности работы компании является оптимизация ассортимента выпускаемой продукции. Какие этапы включает этот процесс, какие методы оптимизации применяются на практике и на что следует обратить внимание при изменении ассортимента?

Каждый раз при составлении бюджета продаж у большинства компаний возникает вопрос, каким должен быть ассортимент реализуемой продукции. Ответ на него, как правило, ищут по историческому принципу: в бюджет предыдущего периода вносятся поправки в соответствии с прогнозами будущих продаж и с уже поступившими заказами. Таким образом, учитывается сложившийся на рынке спрос, а также выявленные тенденции. Однако в этом случае высока вероятность появления так называемых "исторических ошибок", которые будут переходить из одного планового периода в другой.

Причины появления "исторических ошибок" могут быть самыми разными, например:

              1) чрезмерный консерватизм управленцев, не желающих изменять сложившееся положение вещей;

              2) инерционный подход сбытовиков к продажам. Часто сбытовики делают упор на легко реализуемые товарные позиции, знакомые клиентам. При этом они могут не учитывать новые продукты с хорошим рыночным потенциалом и более прибыльные для компании. Но для активизации продаж этих продуктов требуются усилия большие, чем для поддержания сложившегося ассортимента:

1)                 неверная оценка рыночного потенциала того или иного продукта;

2)                 ошибки при ценообразовании;

3)                 неправильная реализация стратегии продвижения на рынок;

4)                 методологические просчеты плановиков (например, в расчет принимается только текущая рентабельность продукции без учета других показателей).

Во избежание подобных ошибок необходимо проводить постоянную работу по оптимизации структуры реализуемой продукции, а также увеличения прибыли магазина (Приложение В).


Процесс оптимизации структуры ассортимента следует начинать с определения целей компании. Такими целями в краткосрочном периоде могут быть необходимость введения новых позиций или, наоборот, сокращения ассортимента, корректировка объемов производства и цен.

Руководитель коммерческой службы и финансовый директор нередко имеют противоположное представление об оптимальной структуре ассортимента. Так, в целях максимизации текущих прибылей можно сделать ставку на наиболее прибыльные товарные позиции, но при этом упустить возможность закрепиться на привлекательном рынке, что негативно скажется на будущем финансовом состоянии компании. В то же время, чтобы "дожить" до будущих прибылей, необходимо зарабатывать уже сегодня. Поэтому оптимизация ассортимента представляет собой принятие компромиссного решения, которое наиболее полно учитывает финансовые ожидания, производственные и логистические возможности и ограничения, а также сложившуюся на рынке ситуацию.

Оптимальная структура ассортимента должна обеспечивать максимальную рентабельность и достаточную стабильность компании в целом. Кроме того, наименований продукции не должно быть слишком много. По нашему опыту, для большинства российских предприятий основной резерв оптимизации заложен в сокращении ассортиментного ряда. Чересчур большой ассортимент плохо сказывается на экономических показателях: появляется много позиций, которые по объемам продаж не могут выйти даже на уровень безубыточности. Помимо этого большой ассортимент заставляет распылять силы компании, затрудняет грамотное предложение товара клиенту. В результате 5-10% наименований товаров "кормят" весь ассортимент. Исключение из ассортимента нерентабельных и малорентабельных товаров позволит компаниям увеличить общую рентабельность на 30-50%.

В процессе оптимизации ассортимента магазина «Гурман» можно выделить три основных этапа.

1 этап. Анализ динамики рынка и структуры спроса. Подразделение, ответственное за управление ассортиментом (как правило, это маркетинговая служба), с установленной периодичностью инициирует процесс оптимизации.

Маркетинговое подразделение анализирует динамику продаж по товарным группам (отдельным товарам), оценивает перспективы изменения спроса и конкуренции в сегментах, на которых представлена или куда собирается выходить компания со своей продукцией (услугами). На основании полученной информации специалисты по маркетингу готовят варианты решений по изменению структуры ассортимента, направленные на повышение удовлетворенности потребителей, укрепление конкурентной позиции компании и увеличение доли рынка.

2 этап. Финансовый анализ разработанных предложений. Планово-экономическая служба анализирует финансовые показатели по товарным группам или отдельным товарам и выносит свои заключения об изменении структуры ассортимента.

3 этап. Утверждение окончательного варианта структуры ассортимента. Рабочая группа, в которую входят специалисты маркетингового, экономического и других подразделений (производство, закупки, логистика), разрабатывает и согласовывает окончательный вариант решения по оптимизации ассортимента продукции компании.


Заключение

 

 

В процессе выполнения работы, в соответствии с ее целью, была собрана и систематизирована информация по теоретическому обоснованию и методологии управления товарным ассортиментом предприятия; на основе анализа предметно-объектного материала были разработаны предложения магазина «Гурман» по повышению эффективности управления торговым ассортиментом предприятия.

Актуальность темы заключается в том, что достижение главной цели торгового предприятия зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации закупочно-сбытовой деятельности, эффективности формирования товарного ассортимента предприятия.

Объектом исследования работы являлась формирование ассортиментной стратегии магазина «Гурман».

Планирование ассортимента ведется посредством категорийного менеджмента, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица и заключаются в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в повышении эффективности взаимодействия между поставщиком и продавцом. Основная цель, которая ставится при управлении ассортиментом - это достижение плановых показателей маржинального дохода.

Проведенный анализ АВС и XYZ – анализов показал,

1) товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании и составляют 90,69% или 68% ассортимента.

2) товарные запасы групп СХ, СY и СZ занимают наименьшую долю. Точные оптимизационные расчеты по данным группам товаров не производится. По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

Информация о работе Формирование стратегического курса и оптимизация ассортиментной политики магазина «Гурман» ЧТУП «Лотос 2005» за счет применения метода АВ