Формирование стратегического курса и оптимизация ассортиментной политики магазина «Гурман» ЧТУП «Лотос 2005» за счет применения метода АВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка стратегического курса в процессе управления ассортиментом торгового предприятия. Предметом работы является ассортимент торгового предприятия.
В качестве объекта практики выступает ЧТУП «Лотос 2005» магазин «Гурман» в г. Могилеве.
Основные задачи работы:
1) изучение теоретических основ управления ассортиментным портфелем предприятия;
2) анализ управления ассортиментом в магазине «Гурман»;

Содержание

Введение 3
1. Стратегический подход в розничной торговле 5
1.1 Важность разработки и применения стратегий розничной торговли 5
1.2 Сущность ассортиментной политики и ее взаимодействие со стратегией предприятия 9
1.3 Основные функции управления ассортиментом 11
1.4 Методы и методика формирования товарного ассортимента 19
2 Объекты и методы исследования 30
2.1 Объекты и предмет исследования 30
2.2 Методы исследования 30
3 Формирование стратегического курса ЧТУП «Лотос 2005» магазина ризничной торговли «Гурман» 31
3.1 Характеристика объекта торговли магазина «Гурман» ЧТУП «Лотос 2005» и оценка его конкурентоспособности 31
3.2 Выбор выгодных сегментов рынка магазина «Гурман» 35
3.3 Ассортиментная политика магазина «Гурман» с применением метода АВС - анализа 37
3.4 Оптимизация ассортимента магазина «Гурман» 43
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложение А Выбор и разработка плана курсовой работы 49
Приложение Б Ассортиментный перечень магазина «Гурман» 52
Приложение В Предложения по увеличению прибыли магазина «Гурман» 55

Работа состоит из  1 файл

Формирование стратегического курса магазина.doc

— 614.00 Кб (Скачать документ)

Учет времени присутствия товара на рынке необходим, так как спрос у потребителей на товары-новинки и товары утвердившиеся на рынке различен. Поэтому нужно дать товару время (от 3 мес) для узнаваемости его потребителем, чтобы иметь возможность принять эффективное решение, основываясь на участии товара в товарообороте и доходе.

Анализ представленности данной продукции у конкурентов особенно важен в условиях современной конкурентной борьбы. При более широком ассортименте у конкурентов, потребители могут отдать предпочтение им в будущем. Следовательно, важно отслеживать пользующуюся спросом продукцию, присутствующую в ассортименте конкурирующего предприятия.

Рассмотрение наличия товаров субститутов – это важный этап в формировании ассортиментной матрицы, так как при их наличии в как в собственной ассортиментной матрице, так и в матрице конкурентов может привести к вытеснению ими товаров со схожими свойствами (например, продающихся по более дорогой цене). Таким образом, возникает риск «залеживания» продукции при наличии товаров аналогов. При анализе способов использования товаров рассматривается возможность использования одним товаром ресурсов другого, то есть рассматривается потенциальная прибыльность альтернативного товара. Рассмотрение ассортимента с точки зрения присутствия в нем товаров разного диапазона цен становится важным при острой конкурентной борьбе. Становится важным удерживать потребителей всех классов, соответствуя их интересам и требованиям. Таким образом, в ассортименте должна присутствовать продукция разного диапазона цен, как «народных» товаров, товаров средней ценовой категории, так и престижных товаров. Известность, рекламируемость продукта учитывается в первую очередь при назначении цен на товар и включении его в ассортиментную матрицу.

Следует отметить, что для поддержания высокого уровня продаж необходимо проводить своевременный анализ эффективности работы отдела сбыта и проводимых мероприятий.

Анализ эффективности работы отдела сбыта хозяйствующего субъекта состоит из пяти этапов:

1.        Управление процессом анализа эффективности – это этап, на котором осуществляется прогнозирование продаж по всем группам товаров, направленное на избежание ситуации затоваривания, и производится учет факторов, влияющих на уровень спроса (сезонность, праздники и др.).

2.        Сбор информации, необходимой для анализа – это этап, на котором собирается информация, полученная в ходе прогнозирования продаж (прогнозы), данные о продажах за предыдущий период времени и информация о мероприятиях, которые планируется провести с целью увеличения продаж.

3.        Хранение собранной информации – это этап, выполняющий решающую роль в сохранении целостности системы, так как без своевременного обмена информацией между элементами системы не могут функционировать. Накопление информации приводит к усложнению процесса управления, усилению влияния прошлых решений и процессов на текущие. Для хранения информации могут использоваться папки, скоросшиватели, картотеки, базы данных. На данном этапе также выполняют документационные, первично-счетные, учетные и вычислительные операции и процедуры. Документ служит основным носителем информации в системе управления.

4.                  Сравнение плановых и фактических показателей эффективности – это этап, на котором необходимо:

а)   выявить те сферы деятельности, где будет оправдан наиболее тщательный контроль;

б)   установить стандарты деятельности;

в)   создать систему сбора информации о деятельности;

г)   сравнить результаты деятельности со стандартами;

д)   принять меры по корректированию нежелательных отклонений.

5.                  Создание отчетов – это этап, позволяющий с помощью современных средств анализа получить информацию для принятия решений, выявляя закономерности для поиска важной, но не обязательно очевидной информации из больших наборов данных.

Все сферы управления между собой взаимосвязаны, так как управление является системным образованием. Поэтому любые изменения в каком-либо элементе управления вызывают соответствующие изменения во всех других его составляющих.

Оптимальный товарный ассортимент является одной из основных составляющих маркетинга, которая прямо воздействует на сбытовую деятельность, что важно для достижения конкурентоспособности продукции.


2 Объекты и методы исследования

 

 

2.1 Объекты исследования

Объектом исследования является формирование ассортиментной стратегии объекта торговли на основе применения АВС-анализа и выявление основных элементов ассортиментной политики магазина.

Объектом практики является магазин «Гурман» ЧТУП «Лотос» в г. Могилеве, осуществляющий розничную продажу продовольственных и непродовольственных товаров.

 

 

2.2 Методы исследования

При выполнении данной курсовой работы были использованы следующие методы исследования:

1. Метод обработки данных – изучение и систематизация информации из литературных источников библиотеки МГУП, Центральной библиотеки им. Ленина. Данный метод был использован в теоретической и практической части работы.

2. Аналитический метод использовался для изучения данных коммерческой документации (ассортиментный перечень товаров, удостоверение качества и безопасности продовольственных товаров, договор поставки товаров).

Аналитический метод учета и анализа данных о динамике и структуре товарооборота по магазину. Сущность метода заключается в анализе данных, представленных в отчетных документах, о реализации товаров и товарных групп в целом по магазину.

3.   Метод изучения ассортимента реализуемых товаров. Суть заключается в анализе ассортимента реализуемых товаров в течение определенного временного интервала. На основании полученных данных рассчитываются коэффициенты широты, глубины, новизны, рациональности и устойчивости ассортимента.

4.    Расчетно-аналитический метод анализа экономической информации использовался при расчете основных показателей, характеризующих ассортимент исследуемого объекта торговли. В качестве данных для проведения анализа и расчетов использованы: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о расходах на реализацию товаров, отчет о розничной торговле, развитие розничного товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости.


3 Формирование стратегического курса ЧТУП «Лотос 2005» магазина розничной торговли «Гурман»

 

 

3.1 Характеристика объекта торговли магазин «Гурман» ЧТУП «Лотос» и оценка его конкурентоспособности

ЧТУП «Лотос 2005» является розничным предприятием по продаже продуктов питания, расположенный по адресу г. Могилев, ул. Кедровая, 13. И основные отделы магазина таковы:

1.        Хлеб.

2.        Бакалея.

3.        Гастрономия.

4.        Винно-водочная продукция.

Общая площадь магазин составляет 154 квадратных метра, из них 92 - это площадь торгового зала, остальное пространство занимают складские и подсобные помещения.

К основным торговым функциям магазина относится:

1.        Рекламирование товаров и услуг.

2.        Оказание торговых услуг покупателям.

3.        Составление заявок на завоз товаров.

4.        Формирование ассортимента товаров.

5.        Изучение покупательского спроса на товары.

К основной деятельности предприятия можно отнести осуществление розничной торговли на основе лицензии на право торговли и ряда другой документации.

Режим работы согласован с местными распорядительными и исполнительными органами. Режим работы: 8.00 – 23.00, без перерыва на обед и выходных. Соблюдение данного режима работы оговаривается специальным разрешением (лицензией). В соответствии с приказом Министерства торговли РБ № 111 от 11.08.98 в магазине потребителю предоставляется следующая информация:

1        книга отзывов и предложений;

2        копия лицензии на право осуществлять торговую деятельность;

3        ФИО директора;

4        выписка из приказа «Основные правила ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности»;

5        объявления об обслуживании вне очереди льготных категорий граждан;

6        графики завоза хлеба и хлебобулочных изделий, также имеется книга учета проверок;

7        ассортиментный перечень.

Ассортиментный перечень представлен в приложении Б.

Основными потребителями магазина «Гурман» являются лица, проживающие в спальном районе автовокзала, в котором находиться торговый объект. Такое расположение магазина является достаточно удобным.

              Целью предпринимательской деятельности магазина является обеспечение собственной занятости, что позволит качественно улучшить собственное положение, а также создать дополнительные рабочие места. Кроме этого деятельность предприятия направлена на постоянное удержание потребительского спроса.

Розничная торговля магазина состоит из следующих технологических процессов:

1 формирование ассортимента товара;

2 технологии закупки товара;

3 технологии товароснабжения;

4 технологии приемки товаров в магазин и хранение товаров;

5 технологии размещение товаров в торговом зале;

6  продажа товаров.

Основным помещением магазина, в котором завершается торгово-технологический  процесс, является торговый зал, подразделяющийся на следующие функциональные зоны: вход и выход, расчетный узел, зоны размещения товаров, движения потоков покупателей.

Конкуренция – это борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

Конкуренция – важный элемент, влияющий на уровень цен. С позиции маркетинга анализируется среда, в которой фирма осуществляет свою деятельность. В зависимости от того, кто контролирует цены, различают три вида конкурентных сред:

Среда, где цены контролируются рынком: - именно здесь фирме важно правильно установить цены, т.к. завышенные цены оттолкнут покупателей и привлекут их к конкурирующим фирмам, а заниженные не обеспечат условий для деятельности.

Среда, цены, в которой контролируются фирмой – в этих условиях фирмам проще функционировать, получая высокие прибыли, т.к. их продукция вне конкуренции. И при высоких и при низких ценах, на свою продукцию фирмы находят покупателей на рынке, выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.

Для проведения анализа конкурентов необходимо однозначно определить всех предпринимателей, которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. Изучение последних имеет особенное значение в условиях быстрого расширения рынка, высокой рентабельности и сравнительно легкого доступа на рынок и должно быть направлено на те же области, которые были предметом анализа собственного потенциала предприятия:

1)       возможные стратегии конкурентов;

2)       текущее положение конкурентов;

3)       финансовые возможности;

4)       предпринимательская философия и культура;

5)       цели конкурентов.

Анализ показателей деятельности, целей и стратегий конкурентов – важнейший этап проведения исследования конкуренции на рынке. Без углубленного анализа особенностей и характера стратегий наиболее крупных конкурирующих фирм невозможно оценить их действия на рынке сбыта. Прогноз поведения конкурентов строится на основе учета следующих факторов: размеров, темпов роста и прибыльности предприятий конкурентов; мотивов и целей производственно-сбытовой политики и др. На базе анализа факторов формируются выводы о сильных и слабых сторонах стратегии конкурентов.

Данные, полученные при анализе занесем в таблицу.

 

Таблица 8 - Анализ конкурентов и конкуренции магазина «Гурман»

 

Критерий  конкурента

Характеристика и оценка фактического состояния по 10 бальной шкале

Конкурент №1

Конкурент №2

Конкурент №3

Использование конкурентом методов конкурентной борьбы

4

3

4

Доля рынка

6

4

2

Перспективы развития

3

2

7

Местонахождение

3

3

3

Производственные возможности

6

3

4

Цены, ценовая политика, качество, упаковка товара.

9

3

2

Финансовое состояние

4

3

6

Доля собственного капитала

9

8

7

Реклама нового товара

3

3

6

ИТОГ

47

32

41

Информация о работе Формирование стратегического курса и оптимизация ассортиментной политики магазина «Гурман» ЧТУП «Лотос 2005» за счет применения метода АВ