Формирование имиджа политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ понятия политического имиджа и исследование особенностей его формирования в информационном обществе.

Поставленные задачи:
- рассмотреть наиболее характерные элементы и структуру политического имиджа;

- исследовать стратегию и тактику конструирования имиджа политика;

- изучить технологию формирования имиджа политика;

- определить способы защиты имиджа политического лидера;

- проанализировать имидж одного из существующих политиков;

Содержание

Введение ………………………………………………………………….… 1
Глава I. Политический имидж .................................................................... 2
Понятие, сущность и структура политического имиджа...…………….… 2
Стратегия и тактика конструирования имиджа политика……………….. 6
Глава II. Технология формирования имиджа политика…………………13
Методы построения политического имиджа ……………………………...13
Технология конструирования имиджа политика ……………………....…16
Защита имиджа политика …………………………………………………..18
Глава III. Политический имидж Николя Саркози………………………...23
Николя Саркози против Сеголен Руаяль на дебатах………………….…. 33
Заключение……………………………………………………………….….38
Список литературы …………………

Работа состоит из  1 файл

Формирование имиджа политика.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

Миф представляет собой особый вид коммуникации, где есть слушатель, но нет автора сообщения. Поэтому миф стано­вится неопровержимым, так как не с кем спорить.

4). Эмоционализация. Эффективность имиджа политика во многом зависит от эмоциональной насыщенности образа объекта восприятия. Эмоционально окрашенная информация легче проходит фильтры, «пороги» недоверия целевой аудитории, легче и прочнее запоминается. Эмоции лучше воспринимают­ся, поэтому любое эмоционально окрашенное сообщение спо­собствует быстрому усвоению целевой аудиторией заданных имиджевых характеристик политика.

5). Идентификация. Важную роль в формировании и поддер­жании устойчивого положительного имиджа политика играет процесс идентификации. В политической сфере в результате воздействия СМК и прежде всего политической рекламы, PR и пропаганды отдельные индивиды осознают себя как представи­тели той или иной социальной группы. Идентифицируя себя по национальности, месту жительства, по социальному статусу, ве­роисповеданию и т.д., люди быстрее воспринимают того или иного политика как защитника своих интересов.

В политике идентификация — это механизм объединения людей вокруг политической идеи, программы или конкретного политика. Так, например: «Мы — демократы!», «Мы — коммунисты!», «Мы — жириновцы!» или «Единая Россия — партия президента» и т.д.

Таким образом, политическая идентификация является обязательным условием успешной имиджевой кампании. В рамках этой кампании целевые аудитории должны получить внятные ответы на вопросы: какие политические силы и пред­ставления близки тому или иному политику и против каких по­литических идей он выступает.

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА.

 

Целью любой имиджевой кампании является создание при­влекательного образа клиента. Процедура создания желаемого имиджа политика основана на четырех принципах, сформулированных Бренданом Брюсом:

—  следует обращаться к созданию имиджа задолго до того, как наступят выборы;

—  в основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматривание проблемы должно иметь значение для каждого;

—  обязательно необходимы эксперты со стороны;

—  создание имиджа является только дополнением, но не заменой политики.

Желатель­ный образ будущего политика, соответствующий требованиям и ожиданиям целевых аудиторий, нельзя создать в сжатые сро­ки. Однако, используя современные коммуникативные техно­логии, можно сократить временной интервал формирования позитивного имиджа. Такой технологией ускоренного создания политического имиджа является перфоманс. 

«Политический перфоманс — это специальная, как прави­ло, символическая и обычно ритуальная деятельность, осу­ществляемая индивидом или группой в целях произведения определенного впечатления на другого индивида, группу или массу людей. Проще говоря, это специальная деятельность по производству поступков, которые создают нужное впечат­ление и тем самым ложатся в основу имиджей. При такой трактовке перфоманс и есть основная технология формирова­ния имиджа»[11]. При этом имиджмейкер выступает в первую очередь как режиссер, организующий коммуникативное собы­тие, в котором центральное место обязательно отводится свер­шению того или иного поступка. Реальный политик — это че­ловек, совершающий поступки, которые формируют наибо­лее убедительные, достоверные и долго живущие имиджи. Так, например, лидер ЛДПР В. Жириновский выплеснул в лицо нижегородскому губернатору Б. Немцову стакан сока в прямом эфире телепрограммы А. Любимова. Такой откровен­ный перфоманс сразу сделал ему колоссальную политическую рекламу и зрительно усилил уже существующий эпатажный имидж.

Поступки бывают реальные и символические. В политике чаще всего поступки носят символический характер, т.е. стара­ние, попытка совершить поступок, независимо от результата, является важным компонентом имиджа политика.

   Важной составляющей построения политического имиджа становится порождение знакового поведения политика, кото­рое будет понятно и прогнозируемо целевой аудиторией. Человечество за время своего существования накопило определенные типы (ти­пажи) поведения, которые носят четкий однозначный характер.

Г.Г. Почепцов в книге «Символы в политической рекламе» предлагает следующую классификация типов политических лидеров:

-Рыцарь. Тот, кто сначала делает, а потом думает. Он очень хорошо смотрится в критической ситуации, а в мирной, спо­койной ситуации «отлеживается в берлоге».

-Хозяин. Хозяин должен не просто вести будничную работу, а совершать зрелищные действия, приводящие к гигантским результатам. Хозяину народное сознание готово простить те или иные грешки.

-Мыслитель. Сразу отметим условность этого обозначения. В противоположность Рыцарю Мыслитель только думает и ни­чего не делает.

-Романтик. Он никогда не приживется в высших эшелонах власти, поскольку все хочет делать как бы от души. Романтик — пришлое существо и постоянно выпадает из коляски. Все хоро­шие качества романтика (честность, интеллект и т.д.) не помо­гают, а мешают ему.

-Профи. Под ним мы понимаем равномерное сочетание ду­манья и деланья.

Приведенные типологии политических лидеров, как прави­ло, носят не столько аналитический, сколько описательный ха­рактер и обусловлены в первую очередь конкретной политичес­кой ситуацией и конкретными политическими персонажами.

   Важным технологическим инструментом конструирования желаемого политического имиджа является создание мифоло­гизированной биографии политика. Это обусловлено в первую очередь тем, что политик не имеет возможности постоянно со­вершать реальные значимые поступки, которые выгодно бы по­зиционировали его среди других политиков. Поэтому возника­ет необходимость создать привлекательную имиджевую легенду о его прошлой жизни. История жизни политика должна быть изложена в эмоционально окрашенных тонах, красивыми сло­вами и создавать тот имидж политика, который соответствует ожиданиям и настроениям целевых аудиторий.

Имиджевая легенда — это необходимая коммуникативная основа PR-деятельности по созданию устойчивого положитель­ного имиджа политика. Имиджевая легенда — результат работы имиджмейкера по популяризации имиджа политика, где перемешаны, правда и ложь, реальные достижения и фантазии граждан о данном политике.  Имиджевая легенда, как правило, включает два основных аспекта:  биографические данные и краткое, но емкое и доступное большинству изложение своей политической программы. Биография политика ни в коем слу­чае не должна выглядеть как канцелярская справка из отдела кадров. Биографический материал нужно подавать в символическом виде, например, так: «Сын раскулаченного крес­тьянина, Иванов знает проблемы простого человека не понас­лышке. Ребенок войны, он испытал в жизни много трудностей и лишений, ему довелось работать в поле и у станка, жить в ба­раке, коммуналке, хрущевке. Сейчас И.П. Иванов — директор крупнейшего предприятия отрасли, у него прекрасная кварти­ра, большая семья, но все, чего он добился в жизни, он добился собственным трудом…». Эффективная политическая биография, или имиджевая ле­генда, должна прежде всего донести до потребителя особые привлекательные индивидуальные качества политика, причем в максимально эмоциональном ключе. Это достигается при по­мощи таких характеристик, как место рождения, социальное происхождение, образование, вероисповедание, богатство (дос­таток) и т.п.

Место, где родился политик и социальное происхождение, существенно влияют на форми­рование его имиджа. С середины 60-х годов XX в. роль высшего об­разования в карьере политика резко возрастает. Это связано в первую очередь с началом научно-тех­нической революции и усложнением народнохозяйственного комплекса страны. Вероисповедание. Сегодня политик может рассчитывать на ус­тойчивый положительный имидж, если он в нужное время и в публичном месте покажет себя верующим человеком. Для этого не надо постоянно ходить в церковь и соблюдать все религиозные обряды, важно через средства массовых коммуникаций убедить людей, что вы также верите в Бога, как большинство населения страны.

Важной составляющей имиджевой легенды является рас­сказ об успешной профессиональной деятельности в сфере по­литики. Во всем мире на пост лидера государства могли претен­довать только люди, имевшие опыт государственного управле­ния в масштабах региона.

В политической биографии необходимо убедительно пока­зать человеческие качества политика. Лучше всего эти качества раскрываются через демонстрацию отношений политика в се­мье. Здесь важно показать, кто были родители политика, как его воспитывали, какое он окончил высшее учебное заведение, кем и где работает его жена, сколько детей и как он к ним отно­сится и т.п.

Имиджевая легенда обязательно должна заканчиваться от­ветом на главный вопрос: «Почему и для чего человек идет в политику?» Объясняя мотивы своего «вхождения во власть», политик должен найти такие слова, чтобы люди поверили в искренность его намерений отстаивать их интересы в органах государственной власти. В противном случае люди заподозрят политика в стремлении узурпировать власть в собственных интересах.

 

 

                                    ЗАЩИТА ИМИДЖА ПОЛИТИКА.

 

Современная политическая борьба — это прежде всего вой­на имиджей. В этой борьбе политик стремится улучшить свой имидж и одновременно ухудшить имидж своего соперника. В политической борьбе широко ис­пользуются так называемые «грязные технологии», преследую­щие одну цель: испортить, «очернить» имидж политика для того, чтобы население потеряло к нему интерес и доверие. В этом случае наступает «смерть» политического лидера. Г. Пушкарева отмечает, что «...подготовка к любой политической кампании, а к избирательной в особенности, должна учитывать фактор воз­можной атаки на политического деятеля. Для этого необходимо заранее предусмотреть шаги по защите его образа. Данное на­правление в политической кампании следует разрабатывать за­ранее, так как защита образа должна быть выстроена логично, последовательно, а не представлять собой поспешные, хаотич­ные шаги»[12].

Необходимо помнить, что на политическом рынке одновре­менно конкурируют имиджи десятков политиков, каждый из которых стремится сделать свой имидж более привлекатель­ным, чем у соперника. Однако опыт конкурентной борьбы показывает, что выиграть только на создании позитивного имиджа нельзя, так как в узком информационном поле при­сутствуют десятки положительных имиджей со схожими ха­рактеристиками. Все политики умные, честные, неподкупные. Все «прошли большой жизненный путь». Все понимают нужды простого человека, главное, все обещают одно и то же. Поэтому большую долю в рекламных коммуникациях неизбежно занимает негативная информация о политических имиджах конку­рентов. Таким образом, имиджмейкер, создавая позитивный имидж своего политика, должен одновременно вырабатывать технологию защиты имиджа от атаки на него со стороны со­перника, т.е. выстраивать «антиимидж» как систему профи­лактических мероприятий, защищающих созданный позитив­ный образ.

Атаки на имидж соперника осуществляются, как правило, в виде компромата, которым может быть любое нарушение поли­тиком норм права и морали.

К возможным вариантам компромата можно отнести:

— неблаговидные факты из прошлого политика;

— уголовное прошлое;

— действия, не совместимые с должностным и обществен­ным положением;

— принадлежность к криминальным структурам;

— противоправные поступки;

— политическую неразборчивость;

—  отсутствие принципиальности и частую смену полити­ческих позиций;

— злоупотребление служебным положением;

— невыполненные публично данные обещания;

— нетрадиционную сексуальную ориентацию;

— аморальное поведение;

— близость к непопулярным политическим деятелям;

— проступки родственников или близких друзей политика, а также членов его команды и т.д.

Работа по «разрушению» положительного имиджа конку­рента, как правило, строится на реальных фактах, ибо откро­венная клевета обычно быстро разоблачается и не дает жела­емых результатов. В процессе политической борьбы команды политиков тратят значительные финансовые и временные ресурсы на поиск компромата о прошлом своего конкурента. Поэтому политик с помощью своего имиджмейкера должен провести ревизию своего прошлого, чтобы извлечь из него все сомнительные или могущие показаться такими моменты. Необходимо заранее подготовить позитивную профилактическую и антикризисную программу на возможные атаки конкурентов. Д.В. Ольшанский указывает на основные сомнительные моменты прошлого политика, которые укладываются в доста­точно простую схему.

1. Здоровье —от занятий бок­сом в юности до наличия травм, контузий и хронических забо­леваний в зрелом возрасте.

2.  Вредные привычки — это от злоупотребления алкоголем до нетрадиционной направленности в сексуальном вопросе...

3.  Имущественные вопросы, источники доходов и «сред­ства к существованию».

4. Образование. От «второгодничества» в школе до «куплен­ного диплома» о высшем образовании.

5.  Неприятности с законом и правоохранительными орга­нами. Любая судимость — это компрометирующий человека факт. Скрывать ее бесполезно, поэтому борьба идет за интер­претацию.

6. Семейные проблемы. Наиболее опасны бывшие жены. Очень часто конкурентам удается включить их в борьбу против бывших мужей. Тогда они начинают «ворошить грязное белье», требовать алименты, демонстрировать «брошенных и обездо­ленных детей». Впрочем, опасны не только бывшие, но и нынешние жены... Подчас для политика опасны и дети... Опас­ны ближайшие сотрудники.

    Важно не только создать эффективную модель «антиимид­жа» против атак конкурентов на личную и публичную биогра­фию политика. Необходимо также выстроить систему охран­ных мероприятий, направленную на нейтрализацию усилий противника дискредитировать конкретные действия политика. Здесь достаточно публично заявить, что политик подвергается гонениям со стороны властей и против него используются «грязные технологии», «черный PR». Сторонников запугивают, избирателей подкупают. Этим занимаются специально пригла­шенные политтехнологи из Москвы и Петербурга. После таких заявлений все атаки конкурентов легко отбиваются или просто серьезно не воспринимаются населением. Важным приемом за­щиты имиджа политика является опережение противника в по­даче нежелательной информации. В этом случае у имиджмей­кера имеется время познакомить население со своей версией неудобного факта.

В мире существует множество способов дискредитации имиджа политика.    Вот некоторые из них:

- прямая атака на оппонента. Изображая его глупым, не­надежным, непоследовательным или пристрастным, можно заставить его молчать. Целью такой атаки являет­ся формирование неуверенности в правоте конкурента у избирателей и затем устойчивого негативного отноше­ния, в результате чего избиратель проголосует скорее против оппонента, чем за него;

—  прямое сравнение кандидата и оппонента, при котором происходит вполне правдивое сравнение опыта, личнос­ти, политических позиций кандидатов. Однако эта ин­формация структурируется так, что у публики должно сформироваться мнение о превосходстве кандидата над неполноценным оппонентом. И как вывод: кандидат — лучший выбор для избирателя;

—  критика программы и намерений конкурента, если он будет избран. Этот прием часто используется против но­вичков в политике в силу их непредсказуемости. Здесь активно задействуется чувство страха перед неизвестностью и потребность в стабильности и безопасности;

—  критика действий в отношении политика, находящегося у власти. Анализу и оценке подвергаются негативные факты, которые могут быть как реально имевшими мес­то в прошлом, так и полностью вымышленными;

—  использование в телевизионных роликах оплошностей и политических ошибок соперника. Таких ошибок может быть множество - от непродуманных заявлений и ска­занного некстати до неуместного проявления эмоций;

—  критика непоследовательности и политических метаний оппонента, частая смена убеждений;

—  критика прошлых обещаний и их невыполнения.

     Успешная защита имиджа политика во многом зависит отслаженной работы его команды и имиджмейкеров. Они дол­жны заранее просчитать возможные

направления атаки на имидж и подготовить конкретные контрмероприятия, задействуя при этом все имеющиеся средства массовых коммуни­каций.

Адекватное опровержение негативного имиджа, который стремится внедрить в массовое сознание соперник, сделать весьма сложно: считается, что легче выстроить новый имидж, чем опровергнуть имеющийся. Одна из возможных стратегий защиты имиджа политика состоит в показе заинтересованности оппонента именно в таком представлении события.

Западные специалисты предлагают несколько стратегий опровержения негатива:

— признайте его;

— объясните его;

— извиняйтесь за него;

— игнорируйте его;

— нападайте на источник;

— атакуйте в ответ слабые места самого оппонента.

Каждая из предложенных стратегий имеет как сильные, так и слабые стороны. Имиджмейкер должен сам определить, ка­кую стратегию использовать в каждом конкретном случае. Эффективным инструментом дискредитации имиджа поли­тика являются слухи. Слух — это самотранслируемый нефор­мальный тип сообщений, циркулирующий преимущественно в толпе и о котором умалчивают средства массовой информации. Если слух появляется, то его трудно остановить, поскольку множество людей оказываются заинтересованными в его суще­ствовании.

Информация о работе Формирование имиджа политика