Формирование имиджа политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ понятия политического имиджа и исследование особенностей его формирования в информационном обществе.

Поставленные задачи:
- рассмотреть наиболее характерные элементы и структуру политического имиджа;

- исследовать стратегию и тактику конструирования имиджа политика;

- изучить технологию формирования имиджа политика;

- определить способы защиты имиджа политического лидера;

- проанализировать имидж одного из существующих политиков;

Содержание

Введение ………………………………………………………………….… 1
Глава I. Политический имидж .................................................................... 2
Понятие, сущность и структура политического имиджа...…………….… 2
Стратегия и тактика конструирования имиджа политика……………….. 6
Глава II. Технология формирования имиджа политика…………………13
Методы построения политического имиджа ……………………………...13
Технология конструирования имиджа политика ……………………....…16
Защита имиджа политика …………………………………………………..18
Глава III. Политический имидж Николя Саркози………………………...23
Николя Саркози против Сеголен Руаяль на дебатах………………….…. 33
Заключение……………………………………………………………….….38
Список литературы …………………

Работа состоит из  1 файл

Формирование имиджа политика.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

—              бескорыстность и др.                              —              жесткость;

                                                                            —              властность;

                                                                            —              ответственность;

                                                                            —              решительность и др.

 

3.              Социальные характеристики:                4.              Персональные характеристики:

—              забота о людях;                                          — физические и

—              близость проблем народа;                психофизиологические особенности      

—              доброта;                                                      — характер;

—              человечность;                                             — тип личности;

—              отзывчивость и др.                                     — индивидуальный стиль

                                                                                  принятия решения и др.

 

   Таким образом, политический имидж—это специально моделируемый, устойчивый эмоционально окрашенный образ, возникающий на основе доминирующих в данный момент мифов и стереотипов, формирующий социально-психологические установки, определяющие поведение человека в политической сфере общества.

 

 

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ

ИМИДЖА ПОЛИТИКА.

 

Политическая имиджелогия представляет собой органи­зацию сложной системы отношений политик — имиджмей­кер — целевая аудитория. Как правило, имидж формируется в соответствии с заданной целью, которая актуальна в данный момент. При этом стратегия конструируемого имиджа всегда определяется исходя из требований и ожиданий целевых аудиторий. Формирование имиджа — это сложный и многоступенчатый процесс, который прохо­дит ряд этапов.

1. Определение ожиданий и требований целевой аудитории к данному политику, т.е. какие качества хочет, а какие не хочет ви­деть в политике население. Каждый сегмент целевой аудитории обладает своими представлениями о политическом процессе, идеологическими предпочтениями и присущим ему мироощу­щением. Эти требования задают необходимый вектор любой имиджевой кампании.

2. Поиск необходимых характеристик конструируемого имид­жа, т.е. отбор тех желаемых качеств, которые целевая аудитория считает важными и необходимыми в данный момент для конк­ретного политика. Важным также является опреде­ление реальных сильных и слабых сторон имиджевого объекта, т.е. необходимо знать не только позитивные, но и негативные черты, присущие объекту восприятия.

3. Внедрение отобранных характеристик в образ политика или партии должно соответствовать требованиям и ожиданиям целевой аудитории. При этом необходимо усиливать положи­тельные (желаемые) черты объекта, востребованные в данный момент.

4. «Продажа», продвижение сформированного образа насе­лению с помощью средств массовых коммуникаций, полити­ческого консультирования, политической рекламы, специальных PR-мероприятий, личных встреч и т.д. Очень важно созда­ние таких контекстов, где эти отобранные характеристики мо­гут наилучшим способом проявляться.

5. Перевод отобранных характеристик в разные контексты (визуальный, вербальный, событийный, семейный и т.д.). При этом основными каналами информации должны быть визуаль­ные и событийные сообщения, так как они легко преодолевают «барьеры» недоверия и пользуются большим доверием у насе­ления, чем вербальные коммуникации.

6. Постоянная корректировка основных параметров имиджа в  соответствии с  изменяющимися требованиями целевой аудитории и неизбежными искажениями, вносимыми кана­лами трансляции  и способами массового тиражирования имиджа.

  

    Важной задачей имиджмейкера является построение ос­новного «каркаса» предварительной модели будущего имид­жа, к которому затем присоединятся дополнительные имид­жевые характеристики. Основной каркас имиджа формиру­ется в результате социально-психологического мониторинга, в ходе которого устанавливается набор негативных и позитивных имиджевых характеристик того или иного поли­тика.

Опираясь на данные мониторинга, можно определить ос­новные имиджевые характеристики современного политика, который в большей или меньшей степени соответ­ствует ожиданиям населения.

Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин в своей книге «Психологические основы паблик рилейшнз» предлагает следующий  набор характеристик, соответствующих социальным ожиданиям населения относительно моделей политического лидера:

       

            Основные имиджевые характеристики современного

                                     политического лидера.

Личностные

Профессиональные

Социальные

Честность,

Образованность,

Доброта,

опытность,

компетентность,

человечность,

порядочность,

деловитость,

забота о людях,

обязательность,

напористость,

глубокая заинтересо-

решительность,

работоспособность,

ванность в разрешении

справедливость,

оперативность и

проблем, имеющихся в

бескорыстность,

креативность мышле-

обществе,

способность к творче-

ния,

правдивость и благора-

ству,

общительность как

зумие,

принципиальность,

способность к интен-

открытость для других

энергичность,

сивным и многочислен-

и др.

интуиция,

ным коммуникациям,

 

широта культурного

стремление к новым

 

кругозора и др.

контактам,

 

 

эмоциональная устой-

 

 

чивость в стрессовых

 

 

ситуациях и др.

 

 

   Не стоит забывать, что набор качеств и их значимость имеют свойство изме­няться в силу различных обстоятельств, а именно региональной, временной и национальной специфики, т.е. зависят от конк­ретной ситуации. В процессе конструирования каркаса имиджа следует учи­тывать определенную инертность и консервативность массово­го сознания, которое не допускает резких изменений имиджа данного политика, так как оно стремится придерживаться при­вычного, знакомого образа политического лидера[5].

    Имидж формируется в процессе воздействия тщательно отобранных имиджмейкером характеристик реального объекта, который происходит в «принудительном» и интенсивном режи­ме. Такие характеристики отбираются целенаправленно, чтобы безошибочно преодолевать разнообразные «барьеры», «пороги» восприятия целевой аудитории. Имиджмейкер стремится ото­брать те характеристики, которые заранее «обречены на успех».

 

                      Имиджевые характеристики в политике условно делятся:

а)  психофизиологические (активность, агрессивность, сила и мощь, а также противоположные им);

 

б) личностно-коммуникативные (связанные с каналом пе­редачи информации, такие, как фото- или телегеничность, тембр голоса и т.д.);

в) социальные (моделирование чисто человеческих качеств, воспринимающихся людьми, как доброта, отзывчивость, от­крытость для других и т.п.);

г)  мифосимволические (подводящие объект к имеющимся у целевой аудитории стереотипным представлениям);

д) профессиональные (отражающие требования и ожидания массовой аудитории по отношению к внешним и частично внутренним представлениям о данной профессии);

е) контекстные характеристики, зависящие от имиджа оппо­нента политика («сильный» на фоне «слабого»). При этом все моделируемые характеристики имиджа должны входить в резо­нанс с системой представлений, существующих в сознании сред­него человека, на психику которого и планируется осуществить воздействие. Основная задача имиджмейкера — это поиск воз­можностей технической реализации имиджевых характеристик в вербальной, визуальной, контекстной и событийной сферах.

Поскольку имидж — это «виртуальная реальность» и боль­шинство населения не имеет личных контактов с политиком, а только с его «виртуальным двойником», постольку следует ме­нять не самого политика, а его имидж. Эта аксиома лежит в основе имиджевых технологий. Первоочередной задачей в про­цессе конструирования имиджа политика является сближение его с населением. Это за­кон политического имиджмейкинга. Формирование имиджа политического лидера на всем протяжении его политической карьеры — это взаимообусловленный процесс от населения к политику и от политика к населению. В ходе этого встречного движения и разыгрывается тот миф, который как бы подспудно лежит в глубинах коллективной психики. В этом смысле поли­тическая кампания представляет собой оживший на время ми­фологический сюжет. Это миф, который в восприятии населе­ния становится желаемой и привлекательной реальностью, мо­тивирующей социально-политическое поведение целевых групп. Формирование имиджа — это длительный и многообраз­ный процесс, в ходе которого постоянно вносятся корректи­ровки после каждой встречи с населением, того или иного по­литического события, реакции оппонентов, получения новых данных социологических опросов.

     Разработка стратегии построения политического имиджа на­чинается с проведения качественных и количественных полити­ческих, психологических и социологических исследований, по­зволяющих оценить, с одной стороны, имеющиеся у населения представления о данном политике, партии, а с другой — потреб­ности целевых аудиторий, которые должны быть удовлетворе­ны политиками, претендующими на определенные посты в структуре власти. Имиджевые стратегии разрабатываются на основе тех или иных выделяемых особенностей «стратегическо­го образа», который нужно сформировать у целевой аудитории. Понятие «стратегический образ» в научный оборот ввели уче­ные Е.В. Егорова-Гантман и К.В. Плешаков, которые выделяют следующие характеристики:

1). Этот образ является регионально обусловленным. Регио­нальная обусловленность стратегического образа может быть связана с множеством различных факторов:

а) культурная спе­цифика может влиять на предпочтения населения столь же зна­чительно, как и уровень образования; б) экономическая ситуа­ция серьезно влияет на восприятие политика или партии, но не менее влиятельным оказывается уровень преступности в регио­не и т.п. При проведении имиджевых кампаний нельзя опи­раться на предыдущий опыт, имеющийся в других регионах.

2). Стратегический образ обусловлен временем. Нежелатель­но повторно использовать один и тот же имидж, даже если он и приносил успех в предыдущих политических кампаниях. Раз­ные времена требуют разных героев.

3). Такой образ связан с изменчивостью потребностей населе­ния. Он находится в относительной динамике. В один период времени главной неудовлетворенной потребностью большин­ства населения может стать элементарная потребность в нор­мальной пище и товарах, позже акцент в его основных потреб­ностях может сместиться на безопасность и порядок, затем на рост благосостояния и т.д.

4). Стратегический образ обусловлен демографическим факто­ром. Вопрос о возрасте и поле целевых аудиторий является весь­ма серьезным, особенно если речь идет о регионах с определен­ной изменчивостью демографической картины (например, в сельских районах идет значительное старение населения).

5). Стратегический образ зависит от этнопсихологического фактора. Это требует учета национального состава населения, его национальной психологии, культуры, традиций, реальных и потенциальных межнациональных конфликтов, миграции на национальной основе и т.п.

6). Важную роль играют ситуативные факторы. Внезапное из­менение политической ситуации в регионе, стране или произо­шедшие непредвиденные события в жизни самого политика требуют корректировки стратегического образа[6].

   В имиджелогии, как и в других социально-гуманитарных науках, с 70-х годов

XX в. широко используется для диагности­ки и коррекции поведения того или иного объекта понятие «со­циальная технология».

Социальная технология — это способ реализации проекта воздействия на какой-либо объект, рационально расчлененный на отдельные процедуры и операции, направленные на поддер­жание или преобразование объекта в соответствии с заданным параметрами[7]. Социальные технологии в политике разрабатыва­ются в соответствии с потребностями партий, движений, обще­ственных объединений, государственных структур и т.п., связан­ными с сознательным воздействием на процессы и структуры в целях их оптимизации или изменений. Технологизация означает рациональную организацию деятельности, которая характеризу­ется определенными признаками: а) расчленением процесса на ряд последовательных операций (этапы, фазы, ступени и т.п.); б) режимом работы, т.е. сроки и конкретные рубежи достижения конкретной цели; в) обязательностью выполнения заданных операций (процедур), т.е. технологической дисциплиной.

В имиджелогии также используются технологии по конструированию того или иного имиджа персоны или органи­зации. Формирование политического имиджа начинается с по­становки цели, так как нет цели — нет имиджа. Четко сформули­ровав цели, можно определить те характеристики, которые долж­ны соответствовать желаемому политическому имиджу. Цели ставятся исходя из требо­ваний аудитории. Знание требований, ожиданий, а также языка (жаргона) простых людей позволяет более успешно адаптировать имиджевые характеристики в их сознании.

   Определив цель, необходимо, во-первых, разработать имиджевую стратегию, направленную на формирование «стра­тегического образа», который нужно вне­дрить целевым аудиториям через манипуляцию символами и образами, заставить население поверить, что данный политик соответствует ее потребностям и ожиданиям.

Во-вторых, чтобы реально определить, какой политик ну­жен населению, сегодня необходимо постоянно проводить со­циологические опросы, психологические и политические ис­следования, т.е. систематически осуществлять мониторинг об­щественного мнения и настроения в отношении тех или иных политиков, партий, общественных движений и т.п.

В-третьих, зная требования и ожидания целевой аудитории в отношении желаемого образа политического лидера, необхо­димо внимательно рассмотреть реальные позитивные и нега­тивные характеристики данного политика, выявить, какие его качества подлежат усилению, а что, напротив, должно быть уст­ранено из будущего имиджа.

В-четвертых, самый сложный этап — это внедрение и про­движение «стратегического образа» конкретного политика в массовое сознание с помощью имиджевых техноло­гий, таких, как: - разработка имиджевой легенды (мифа) полити­ка;

Информация о работе Формирование имиджа политика