Формирование имиджа политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ понятия политического имиджа и исследование особенностей его формирования в информационном обществе.

Поставленные задачи:
- рассмотреть наиболее характерные элементы и структуру политического имиджа;

- исследовать стратегию и тактику конструирования имиджа политика;

- изучить технологию формирования имиджа политика;

- определить способы защиты имиджа политического лидера;

- проанализировать имидж одного из существующих политиков;

Содержание

Введение ………………………………………………………………….… 1
Глава I. Политический имидж .................................................................... 2
Понятие, сущность и структура политического имиджа...…………….… 2
Стратегия и тактика конструирования имиджа политика……………….. 6
Глава II. Технология формирования имиджа политика…………………13
Методы построения политического имиджа ……………………………...13
Технология конструирования имиджа политика ……………………....…16
Защита имиджа политика …………………………………………………..18
Глава III. Политический имидж Николя Саркози………………………...23
Николя Саркози против Сеголен Руаяль на дебатах………………….…. 33
Заключение……………………………………………………………….….38
Список литературы …………………

Работа состоит из  1 файл

Формирование имиджа политика.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

- создание необходимых перфомансов;

- поиск и внедрение оптимального для данного политика типажа;

- способы защиты имиджа;

- широкое использование эффективных комму­никативных методов воздействия на целевые аудитории.

В-пятых, необходимо осуществлять постоянную корректи­ровку основных параметров имиджа в соответствии с изменяю­щимися требованиями целевой аудитории.

Также необходимо помнить что, внешние характеристики конкретного политика играют чрезвычайно важную роль в про­цессе формирования успешного имиджа, так как через вне­шние параметры население воспринимает публично демонст­рируемые внутренние качества.

                Внешние компоненты публичного имиджа включают в себя:

—  черепно-лицевые признаки (прежде всего лицо, на кото­ром выделяются лоб, прическа, губы, глаза, подбородок и уши);

—  одежда и аксессуары (часы, авторучка, портфель и т.п.);

—  мимика и пантомимика (улыбки, гримасы, жесты, по­ходка, типовые позы и т.п.);

—  речь и риторика (дикция, тембр, звуковые характеристи­ки голоса, интонация, ударения, темп и особенности речи, наличие в ней своеобразных оборотов, пословиц, афористических фраз и т.д.).

Внешность лидера является весьма существенным парамет­ром, поскольку мир невербальной коммуникации не менее ва­жен, чем мир вербальной. Внешние характеристики, поскольку они формируют симпатии и антипатии, становятся очень зна­чимыми для политиков.

   Таким образом, тактика построения успешного требует, с одной сто­роны, наличия определенного времени, а с другой - достаточ­ных ресурсов, чтобы провести эффективную и содержательную имиджевую кампанию.

 

 

Социально-психологические механизмы формирования политического имиджа.

 

    Механизмы формирования политичeскиx имиджей — это способы конструирования необходимых (желаемых) образов, партий или лидеров, соответствующих ожиданиям и требованиям целевых аудиторий. Прежде всего, необходимо постоянно демонстрировать некоторые черты и качества характера, которые в сознании публики однозначно связанны с «лидерскими» (героическими) качествами. Однако не всегда важно обладать этими качества­ми на самом деле, но всегда важно выглядеть обладающим эти­ми качествами.

Первый механизм формирования политического имиджа – сближение лидера с населением. «Очеловечивание» его об­раза является эффективным способом построения успешного политического имиджа. Поэтому политик должен постоянно подчеркивать: «я один из вас», что позволяет ему добиваться близости и симпатии населения. Лидер должен стремиться показать, что он — обыкновенный человек. Что он вышел из народа, доступен для него и будет представлять его интересы в коридорах власти. Сближение достигается в процессе включения политика в контекст повседневной человеческой жизни. Политик имеет семью: жену, детей, родителей. При этом важно донести до публики, как выстраиваются взаимоотноше­ния муж — жена, отец — дети. Также занятия спортом утверж­дают в массовом сознании мысль о том, что их лидеры здоровы, относительно молоды и способны успешно решать стоящие перед страной проблемы. Еще симпатии к политику вызываются заботой о домашних животных (собака, кошка, попугай), которые живут в семье.

Следующий механизм формирования политичес­кого имиджа с помощью СМК, политической рекламы, PR и пропаганды — это конструирование врагов политического лиде­ра. Чем враги многочисленнее и опаснее, тем больше уважения заслуживает лидер-герой. Враги — это необязательно те, кто при­чиняет больше всего вреда, они могут даже не существовать в действительности. Бороться против конкретного врага всегда проще, чем против безличных экономических и социальных процессов. Такая борьба понятнее зрителям, придает динамизм политичес­кому процессу. Поэтому именно те лидеры, которые боролись с врагами, получали наибольшую поддержку у своего народа. Ре­альные или созданные враги заставляли народ сплотиться вокруг своего вождя, объединяли конфликтующие группы, укрепляли патриотические чувства[8].

Эффективным механизмом поддержания и укрепления имиджа политика или политической системы является конструирование посредством СМК, PR и политической про­паганды «заговора» против лидера страны и народа в целом. «Теория заговора» (conspiracy theory) — один из самых простых и проверенных способов объяснения политической реальнос­ти. Является продуктом мифологического сознания, поскольку в ней всегда присутствует обязательные персонажи любого мифа: «злодеи-вредители», «жертвы загово­ра», а также положительный герой, который раскрывает «заговор» и борется с «врагами». Такие «теории» позволяют упрощать действительность, создавая при этом видимость ее «научного» объяснения.

Вывод.

 

   Политический имидж - это специально создаваемый, преднамеренно конструируемый устойчивый социально-психологический, эмоционально окрашенный образ, способствующий формированию определенного представления в отношении того или иного политика. В условиях информационного общества основными инструментами формирования и управления политическими имиджами являются средства массовой информации. СМИ предлагают ту интерпретацию действительности, которая выгодна доминирующей группе, т.е политикам. Чтобы информация воспринималась миллионами людей, она должна быть облечена в форму мифа. Поэтому имидж неразрывно связан с мифом. Самым влиятельным средством СМК является телевидение. С его помощью создается мифологическая реальность, которая навязывается зрителям. Итак, политическая мифология - это форма общественного сознания, которая опирается на систему имиджей, действующих в политике.

   Формирование имиджа политического лидера происходит поэтапно на всем протяжении его политической карьеры, это взаимообусловленный процесс - от населения к политику и от политика к населению. Все начинается с постановки цели, так как нет цели — нет имиджа. Далее проводятся качественные и количественные политические, психологические и социальные исследования, позволяющие оценить имеющиеся у населения представления о данном политике и потребности целевых аудиторий. После этого можно приступать к конструированию желаемого образа с помощью определенных механизмов: «очеловечивание» образа, конструирование врагов политического лидера или пропаганда «заговора» против политика — один из самых простых и проверенных способов объяснения политической реальности. Схема проста и очень эффективна. Она позволяет найти рациональное объяснение различным явлениям и событиям, создавая целостную и непротиворечивую картину мира. Не стоит забывать о том, что внешние характеристики конкретного политика играют чрезвычайно важную роль в процессе формирования успешного имиджа, так как через внешние параметры население воспринимает публично демонстрируемые внутренние качества.

   Политический имидж как виртуальный феномен может быть успешным и оптимальным, если он не противоречит:

- существующим политическим мифам;

- сложившейся в обществе системе ценностей;

- непосредственным интересам и потребностям людей;

- устойчивым представлениям — стереотипам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.   ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА.

 

МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА.

 

    Построение целостного политического имиджа — это слож­ный и длительный процесс. Когда цели и задачи имиджевой кампании опре­делены, выявлен по результатам социально-психологического и политического мониторинга необходимый набор имиджевых характеристик для реализации поставленных целей, тогда необ­ходимо найти оптимальные и эффективные методы для внедрения этих характе­ристик в массовое сознание населения.

Рассмотрим некоторые основные методы, которые научно обоснованны и многократно использовались в политической практике.

 

1). Позиционирование (от англ. position - положение, нахож­дение, состояние, позиция и т.п.) — это создание оптимальной «ниши», благоприятной для политического объекта, обладающего особыми отличительными характеристиками и выражающего потребности определенного сегмента политичес­кого рынка.

Процессы позиционирования начинаются с определения содержания и особенностей политического рынка страны, ре­гиона, на котором конкурируют десятки политиков за симпатии электо­рата. При этом в первую очередь необходимо найти свободный сегмент рынка, где интересы еще не представлены конкурентами. Однако, как правило, свободных сегментов на политическом рынке не бывает. Поэтому необхо­димо с помощью политической рекламы, PR, пропаганды со­здать такой сегмент, убедить аудиторию, что именно этот человек (политик) способен понять, наиболее эффективно выразить и защитить основные интересы данной социальной группы.

Позиционирование позволяет политическому лидеру соотнести свой образ с представлениями избирателей о желаемом (идеальном) политике; сравнить свой образ с образом соперника в восприятии целевых аудиторий; изучить плюсы и минусы альтернативных позиций; выбрать те из них, ко­торые наиболее выгодно отличают данного политика или партию.

Позиционирование предполагает:

а) полный анализ того, что собой представляет данная партия или политический лидер;

б) чьи интересы она/он выражает и защищает;

в) почему те или иные социальные слои могут быть заинтересованы в ее/его выборе.

Позиционирование может осуществляться по разным осно­ваниям:

—  «от противного» — показать (убедить аудиторию), что данный политик

в отличие от своих соперников (замешан­ных в коррупции, лжи, связях с олигархами и т.д.) про­водит честную и откровенную политику;

—  по половому признаку, например, партия «Женщины России» ;

—  по возрастному, т.е. обращенность к конкретной возраст­ной группе.

—  по позитивным параметрам: привлекательность, успеш­ность, интеллект, близость к народу, некоррумпирован­ность, высокий профессионализм и т.п.;

—  по выражению основного лозунга (создание логотипа), кратко выражающего отличительные особенности. Например, «Единая Россия — партия президента»;

—  по  принципу «продолжатель дела видных политиков прошлого»

Один из эффективных способов позиционирования — это регулярное публикование рейтингов политической популярнос­ти того или иного лидера. В качестве оценок, как правило, используются данные социоло­гических опросов. Публикование в средствах массовой информации рейтингов того или иного политика, несомненно, оказывает определенное воздействие на массовое сознание, способствует определению позиции по отношению к тому или иному политическому объекту.

2). Манипуляция — современный политический процесс предполагает активное использование специальных средств для достижения значимых политических целей. К ним в первую очередь относятся манипулятивные технологии. В основе психологии политической манипуляции обычно лежит неосознанное желание человека быть обманутым. «Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное использование которого ведет к скрытому возбужде­нию у другого человека намерений, не совпадающих с его акту­ально существующими желаниями»[9].

Манипуляция никогда не бывает жестко насильственной. Это управление мотивацией поведения людей, но­сящее скрытый характер и основанное на доверии людей, воспри­нимающих ту или иную политическую информацию. «Для дости­жения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Ус­пех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иначе говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в ко­торой ее присутствие не будет ощущаться»[10].

Основным инструментом манипуляции общественным мнением являются, прежде всего СМИ, которые ежедневно создают и постоянно воспроиз­водят под видом «новостей» политическую реальность, соответ­ствующую интересам доминирующих групп общества. СМИ отбирают большую часть информации и дезинформации, ко­торыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности.

Целью любой манипуляции политическим восприятием явля­ется изменение чьего-либо политического поведения путем измене­ния его системы образов и стереотипов, лежащих в основе пове­дения. Механизм манипуляции можно представить следующим образом: в процессе манипуляции система образов политика, осуществляющего манипуляцию, прежде всего его образ потреб­ного будущего, внедряется в систему образов самого объекта манипулирования, изменяя ее в соответствии с интересами конкретных политических сил.

Одним из важных психологических механизмов манипуля­ции политическим восприятием является апелляция к эмоцио­нальной сфере личности. Обращение к эмоциям не требует ни­какого рационального обоснования представляемых аргумен­тов. Любые образы, связанные с сильными эмоциями, надолго задерживаются в памяти людей. Использование в политичес­кой деятельности эмоциональных качеств личности является эффективным механизмом манипулирования сознанием и по­ведением людей. Такие эмоции, как страх, ненависть, презре­ние, чувство собственного достоинства, эффективно использу­ются при формировании имиджа политика.

Политическая манипуляция осуществляется главным обра­зом с помощью средств массовой информации для формирова­ния необходимого общественного мнения. Набор приемов ма­нипуляции весьма разнообразен. Вот некоторые из них. Это ис­пользование:

•   желаемой, нужной информации, позволяющее не допус­тить в эфир мнение, которое не соответствует политике данного СМИ;

•   одностороннего  освещения политики по конкретной проблеме, при этом излагается только одна точка зрения, другая замалчивается;

•   эвфемизмов, т.е. уклончивой терминологии при обсуж­дении незаконной, насильственной и криминальной де­ятельности, причем всегда в пользу сторонников поли­тического насилия.

•   последнего слова, а именно: после сообщения о конф­ликтующих мнениях по полемическому вопросу журна­лист завершает сообщение. При этом точка зрения дру­гой стороны полностью игнорируется;

•   непрямой атаки, т.е. критикуется не сам политический лидер, а его ближайшее окружение и его сторонники;

•   метода двойного стандарта: атакуют конкретного поли­тика исходя из стандартов, которые более ни к кому не применяются;

•   обвинения по ассоциации, т.е. привлечение внимания к постоянной связи политической группы или ее лидера с аморальными, отталкивающими явлениями обществен­ной жизни, не имеющими при этом отношения к сути обсуждаемого вопроса;

 

3). Мифологизация. Миф упрощает процесс познания, упорядочивает разнообразную информацию, циркулирующую в обществе, предлагает индивидуальному и массо­вому сознанию понятную систему стереотипизированных обра­зов предметов и явлений, а также готовые модели поведения в той или иной ситуации.

Мифологизация образа полити­ка вытекает из того, что миф — это прежде всего продукт массо­вого сознания. При этом массовое сознание приемлет только четкие и понятные образы, возникающие в процессе их упро­щенного восприятия. Так, например, Б. Ельцин воспринимает­ся в мире как «русский медведь», Б. Клинтон как «хитрый Бил­ли» и т.п. Введение подобных символических интерпретаций существенно облегчает для массового сознания восприятие имиджа политика, делает его более понятным и предсказуе­мым.

Информация о работе Формирование имиджа политика