Формирование ассортиментной политики аптечной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание

Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

Содержание

1. Введение……………………………………………..………………..2
2. Свойства и показатели ассортимента………………………………..5
3. Структура ассортимента товаров……………………………………14
4. Управление ассортиментом………………………………………….18
5. Управление ассортиментом с помощью ABC/XYZ – анализа……..20
6. Изъятие неэффективных товаров…………………………………….29
7. Практическая часть……………………………………………………31
8. Заключение…………………………………………………………….39
9. Список литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

 

Аналогичный интегрированный анализ необходимо проводить для товарных запасов по данным инвентаризации. Периодическое сравнение результатов АВС и XYZ-анализа товарооборота и товарных запасов даст возможность фармацевтической фирме оптимизировать товарные запасы в объеме, достаточном для эффективной реализации, предотвратить чрезмерные запасы и увеличение риска «замораживания» оборотных средств, а также списания товаров в связи с окончанием срока годности (21).

Внедрение интегрированного АВС и XYZ-анализа в практику работы фармацевтических фирм обеспечит эффективное управление товарным ассортиментом, что в свою очередь будет способствовать сокращению количества утраченных продаж, ускорению товарооборачиваемости, уменьшению излишков товаров, снижению риска их списания, минимизации суммарных затрат, связанных с запасами (19).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изъятие неэффективных товаров

 

Еще один важный элемент ассортимента и в целом товарной политики — изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров (15).

Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия то­вара из программы (ассортимента) состоит в том, что изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает. Методика должна быть относительно простой.

Принятие окончательного решения об изъятии товара из программы или о продолжении его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или прибыли (с учетом полных затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и характер решения по его изъятию (22).

Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя не изъятый из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Поэтому, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы, и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя (21).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. Ассортимент должен оказывать максимально притягательное воздействие на покупателей.

Формирование ассортимента товаров – процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина – числом разновидностей товаров по каждому наименованию (16).

Определение рациональной структуры выпускаемой продукции – основополагающим здесь является розничный ассортимент торговых предприятий. В ассортиментном перечне предприятия предусматривается групповая и внутригрупповая структура ассортимента товаров. При этом по каждому виду товара определяется количество разновидностей ассортимента, которое должно предлагаться оптовому покупателю. Это min количество разновидностей товаров, которое должно быть постоянно на складах.

Маркетинговое исследование проводилось на базе аптеки №6 сети Вита, которая является крупнейшим в сети фарммаркетом.

 

 

 

 

Характеристика ассортимента фармакологической группы ненаркотических анальгетиков, спазалитиков и НПВС

 

1.      Расчет коэффициента широты ассортимента.

Для расчета широты, требуется информация о количестве препаратов выбранной группы и количество зарегистрированных препаратов в Реестре Лекарственных Средств РФ, что будет являться широтой действительной и широтой базовой соответственно.

Шб = 35

Шд = 35

Кш = 35/35 = 1, что свидетельствует о том, что в исследуемом  аптечном учреждении представлен полный ассортимент действующих веществ данной группы.

2.      Расчет коэффициента полноты ассортимента.

Для расчета полноты ассортимента мы анализировали информацию о количестве различных модификаций данной группы, т.е разнообразие лекарственных форм данной группы.

Пб = 22

Пд = 20

Кп =20/22 = 0,9 < 1, что свидетельствует о достаточно полном ассортименте лекарственных форм данной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация анальгетиков

При анализе движения товаров данной фармакологической группы за 2011 год, мы выявили лидеров продаж (по количеству проданных упаковок за год), результаты в табл. №3

Таблица№3

№п/п

Наименование ЛС

Производитель

Кол-во уп.

1

Цитрамон П таб. №10

Уралбиофарм

17444

2

Аспирин таб. № 10

Уралбиофарм

9834

3

Паноксен таб. № 20

Англо - Френч

3628

4

Анальгин таб. № 10

ЗАО Медисорб

3200

5

Найз таб. 100мг № 20

ДР. Реддис

2352

6

Аскофен П таб. № 10

Фармстандарт

2439

7

Анальгин таб. №10

Уралбиофарм

1960

8

Кеторол таб. п/о 10мг №20

ДР. Реддис

1838

9

Спазмалгон таб. №20

Балканфарма

1434

10

Нурофен для детей 100мг/5мл 100мл (клубника)

Рекитт Бенки

1266

 

В 2011 году, по расчетам, группа анальгетиков занимает почти 8,79%

от общего товарооборота, данную цифру мы получили исходя из пропорции

Товарооборот общий – 100%

Товарооборот группы – Х %

В начале 2012 года, с 01.01.2012 по 15.03.2012 наблюдается небольшой рост в продажах данной группы, и группа занимает 8,86% от общего товарооборота за рассматриваемый период.

 

 

 

Сделав анализ движения товаров группы за период 2012 года, были выявлены следующие лидеры (табл.№4)

Таблица№4

№п/п

Наименование ЛС

Производитель

Кол-во уп.

1

Цитрамон П таб. №10

Уралбиофарм

3399

2

Аспирин таб. № 10

Уралбиофарм

1767

3

Анальгин таб. № 10

Марбиофарм

1200

4

Паноксен таб. № 20

Англо - Френч

738

5

Найз таб. 100мг № 20

ДР. Реддис

512

6

Кеторол таб. п/о 10мг №20

ДР. Реддис

425

7

Налгезин таб. 275 мг №10

КРКА Д.Д. НО

413

8

Спазмалгон таб. №20

Балканфарма

311

9

Нурофен для детей 100мг/5мл 100мл (клубника)

Рекитт Бенки

251

10

Диклофенак таб. п/о пролонг. дейст. 100мг №20

Хемофарм

149

 

По двум таблицам видно, что большей популярностью пользуются твердые лекарственные формы, в виде таблеток. В 2011 и начале 2012 года лидерами продаж являются такие препараты как Цитромон П, Аспирин и Анальгин, отечественного производства.

Доля иностранных производителей равна в 2011 году равна 50%, в 2012 году  выросла до 70%.

 

 

 

Сезонность фармакологической группы

 

При анализе количества проданных упаковок за кварталы 2010 и 2011 года (табл.№5)

Таблица №5

Год

I

Квартал

Продано упаковок

II

Квартал

Продано упаковок

III

Квартал

Продано упаковок

IV

Квартал

Продано упаковок

2010

2022

2199

1524

836

2011

2071

1885

1943

2038

Информация о работе Формирование ассортиментной политики аптечной организации