Формирование ассортиментной политики аптечной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание

Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

Содержание

1. Введение……………………………………………..………………..2
2. Свойства и показатели ассортимента………………………………..5
3. Структура ассортимента товаров……………………………………14
4. Управление ассортиментом………………………………………….18
5. Управление ассортиментом с помощью ABC/XYZ – анализа……..20
6. Изъятие неэффективных товаров…………………………………….29
7. Практическая часть……………………………………………………31
8. Заключение…………………………………………………………….39
9. Список литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

САМАРА 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.      Введение……………………………………………..………………..2

2.      Свойства и показатели ассортимента………………………………..5

3.      Структура ассортимента товаров……………………………………14

4.      Управление ассортиментом………………………………………….18

5.      Управление ассортиментом с помощью ABC/XYZ – анализа……..20

6.      Изъятие неэффективных товаров…………………………………….29

7.      Практическая часть……………………………………………………31

8.      Заключение…………………………………………………………….39

9.      Список литературы…………………………………………………....40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы

 

На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество компаний. Каждая из них занимается каким-либо видом деятельности – производство, торговля, услуги и т.п.

Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей (1).

Итак, товарный ассортимент — это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации (5).

                  Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

▪  Ассортиментная политика - система мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных дня успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.

Основными задачами ассортиментной политики являются:

1) удовлетворение запросов потребителей.

2) завоевание новых покупателей.

3) оптимизация финансовых результатов предприятия.

 

Целью работы был анализ и оценка потребности в фармакологической группе ненаркотических анальгетиков, спазмалитиков и НПВС, а так же маркетинговые исследования данной группы, влияние акций, сезонности и рекомендаций врачей на реализацию.

Задачи:

      Анализ продаж фармакологической группы

      Выявление лидеров продаж

      Определение влияния сезонности

      Определение влияния акций на продажи препаратов группы

      Определение влияния назначений врачей на продажи

      АВС/XYZ – анализ группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Свойства и показатели ассортимента

 

Свойства ассортимента – специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании и реализации.

Показатель ассортимента — количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, видов и наименований товаров.

Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

Действительная широта (Шд)— фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта (Шб)— широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики аптек-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных аптеках.

Полнота ассортимента (П)– характеризует число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе. Базовую полноту определяют или по нормативным документам, или как максимальное количество товаров группы на рынке.

Глубина ассортимента (Гл)– характеризуется наличием разновидностей одного вида товара (или вариантов отдельных товаров).

Степень использования ассортимента – показатель использования ассортимента товаров, имеющихся в организации, за определённый период времени.

Новизна (обновление) ассортимента (Н)– способность набора товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счёт новых препаратов.

Структура ассортимента (С)– характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Их рассчитывают как отношение количества отдельных товаров, входящих в ассортимент. Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, может существенно отличаться от структуры того же ассортимента в денежном выражении.

Устойчивость (У)– определяют степенью изменения показателей широты, полноты, глубины и структуры за исследуемые периоды времени.

Гармоничность (Г)– степень близости между товарами различных ассортиментных групп с учётом их практического применения, требований к организациям производства, каналов распределения или иных показателей. Она обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл.№1

Наименование свойства

Показатели

Расчёт показателей

Широта действительная

Широта базовая

 

Показатели широты (Ш):

действительный (Шд)

базовый (Шб)

Коэффициент широты ( Кш)

Шд=д

Шб=б

Кш=Шд/Шб*100,%

Полнота (П)

действительная

базовая

Показатель полноты (П)

действительный (Пд)

базовый (Пб)

Коэффициент полноты (Кп)

Пд=д однородной группы товаров

Пб=б однородной группы товаров

Кп=Пд/ Пб*100,%

Устойчивость (У)

Показатель устойчивости (У)

Коэффициент устойчивости (Ку)

 

У=у

Ку=У/Шб*100,%

Новизна (Н)

Показатель новизны

Степень (коэффициент) обновления (Кн)

Н=н

Кн=Н/Шд*100,%

 

Структура (С)

Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров (i)

Сi=Аi/Si

 

Ассортиментный минимум (перечень) (Ам)

Показатель ассортиментного минимума (Ам)

Ам=м

Рациональность (Р)

Коэффициент рациональности Кр

Кр=Кш*вш+Кп*вп+Ку*ву+Кн*вн/4

 

Гармоничность (Г)

--

--

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расшифровка условных обозначений:

д – количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии;

б – базовое количество видов,,,, разновидностей и наименований товаров, принятое за основу для сравнения;

Аi – количество отдельного товара в натуральном или денежном выражении;

Si – суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном или денежном выражении;

м – минимально допустимое количество товаров, определяющее торговый профиль организации;

у – количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом;

н – количество новых видов и наименований товаров;

вш, вп, ву, вн – коэффициенты весомости показателей широты, полноты, устойчивости и новизны.

Коэффициент широты – выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Кроме того, производство разнообразных товаров требует более обширных закупок сырья, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы.

Общая широта – совокупность всех ассортиментных единиц, видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп.

Ассортиментная единица – это условно принятые за единицу наименование, торговая марка или товарный артикул и используемые для измерения показателей ассортимента путём подсчёта. Товар определённого вида может иметь разные наименования.

Торговая марка – это фирменное наименование одного или нескольких товаров, определённое предприятием – изготовителем или торговой организацией. Торговая марка является частью ассортиментного или фирменного товарного знака.

Торговая марка, получившая известность и престижность благодаря технологиям продвижения (брэндинга), называется брэндом. В современных условиях многие фирмы – изготовители, особенно иностранные, стремятся не к увеличению наименований и количества, торговых марок, а к разработке небольшого числа брэндов. Разработка новой продукции сводиться лишь к созданию модификаций брэндов, что облегчает их продвижение на рынке с наименьшими затратами.

Групповая широта - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.

Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Кроме того, производство разнообразных товаров требует более обширных закупок сырья, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы. На насыщенном рынке изготовители и продавцы стремятся удовлетворить разнообразные потребности. Когда спрос превышает предложение, требуются коммерческие усилия по созданию потребительских предпочтений, что достигается в числе прочих средств и за счёт увеличения широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм. Таким образом, для изготовителей и продавцов расширение ассортимента – мера скорее вынужденная, чем желательная. Каково же отношение потребителя к широте ассортимента? С одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может, служит единственным показателем рациональности ассортимента.

Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризует количество видов, разновидностей и наименований товаров одной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми. Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый – регламентируемым или планируемым количеством товара.

Коэффициент полноты (Кп) – отношение действительного показателя полноты к базовому.

Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.

Повышенная полнота ассортимента может служить од ним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.

Информация о работе Формирование ассортиментной политики аптечной организации