Анализ маркетинговой политики как фактора повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:18, дипломная работа

Описание

Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии для поднятия уровня его конкурентоспособности, а значит и выживания в современных условиях.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
анализ маркетинговой среды предприятия и степени готовности к реализации маркетинговой стратегии;
разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности;
расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПЕОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ. 5
1.1.2 ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 10
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
1.2.1 ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 19
1.2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ АНАЛИЗА 21
1.2.3 ВИДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 23
1.2.4 СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
1.3 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА 30
1.3.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА. 30
1.3.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 36
1.3.3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 45
1.4 МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА 49
1.4.1 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 49
1.4.2 ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 57
1.4.3 СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 65
1.4.4 МАРКЕТИНГОВОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА (КОММУНИКАЦИИ) 73
ГЛАВА 2 81
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 81
2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ 81
2.1.2. ПРЕДПРИЯТИЕ ООО "ИВА-КОНТАКТ" 83
2.2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 84
2.2.1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 84
2.2.1.1 Макроэкономические факторы среды 84
2.2.1.2 Ближайшее окружение 90
2.2.2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 97
2.2.2.1 Общие аспекты 97
2.2.2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 98
2.3 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 114
2.3.1 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 114
2.3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКУРЕНТОВ 122
2.3.3 SWOT – АНАЛИЗ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ 123
2.4 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145

Работа состоит из  7 файлов

Для курсовой.xls

— 229.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

РЕЦЕНЗИЯ.doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Раздаточный.doc

— 71.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Раздаточный.xls

— 48.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Сам курсовик Main_10.doc

— 1.91 Мб (Скачать документ)

          Несмотря на то, что трудно  дать определение хорошего поставщика, существует несколько его характеристик,  которые можно было бы рассматривать  как желательные в отношениях  покупатель - продавец. Приведённый  ниже рассматриваем в качестве основного перечня показателей. Хороший поставщик:

  • доставляет вовремя;
  • обеспечивает постоянное качество;
  • назначает справедливую цену;
  • стабилен;
  • обеспечивает хорошее сопутствующее обслуживание;
  • обеспечивает услуги по хранению на высоком уровне;
  • выполняет обещания;
  • предоставляет кредит;
  • постоянно держит покупателя в курсе дела.

    Оценку  потенциальных поставщиков следует  производить по их личным качествам, с точки зрения техники поставки и с помощью третьих лиц, которые  уже имеют информацию об интересующих фирму поставщиках.

Схема и модель оценки поставщиков:  

                

     (1) [2] 

       где Y – интегральная оценка конкретного поставщика;

              pi количество баллов, которое получает поставщик.

              ai -- значимость параметра pi, причём Σ ai =1. 

        Параметрами оценки поставщиков  могут быть различные характеристики  деятельности поставщика, как качественные (предоставление отсрочки платежа,  скидок, кредита; поставка продукции  в срок; выполнение договорных обязательств; соответствие качества поставленной продукции заявленному в ТУ и т.д.), так и количественные (прежде всего уровень цены за какой-либо период; количество просроченных поставок; общая величина недопоставок и т.д.). значение нормативной интегральной оценки равно 1/ 2 максимально возможной. Эта оценка поможет выявить возможные проблемы с качеством обслуживания.

Значимость  параметров оценки выбрана исходя из мнения экспертов по закупкам.

      Согласно данным приложения № 4 среди шести крупнейших поставщиков муки в Иваново и Москве интегральные оценки конкретного поставщика (Y) распределились следующим образом: 

Таблица 9. Интегральные оценки поставщиков

Поставщик Значение Y
ООО «Ивановская  оптовая компания» 85,50
ТОО «Гелен» 67,50
Мелькомбинат  «Сокольники» 56,10
Московский  мелькомбинат № 4 54,95
ТОО «Русь» 52,45
Ивановская  продовольственная корпорация 37,45
 

      Нормативной оценкой будем считать сумму  веса первых трех показателей (качество, цена, стабильность) при максимальной оценке этих показателей, получим (20% + 30% + 13%) = 63%

      Согласно  схеме оценки и выбора поставщика определим ООО «Ивановская оптовая  компания» и ТОО «Гелен» как  наиболее благоприятных для предприятия  поставщиков 

2.2.2 Анализ внутренней среды

2.2.2.1 Общие аспекты

     Внутреннюю  структуру организации называют еще внутренней средой. К ней относятся  функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров  до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.

     Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации, представленных в Таблица 10.

     Изучая  внутреннюю среду фирмы необходимо уделить особое внимание организационной  культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.

     Для полного анализа внутренней среды  фирмы ООО "Ива - Контакт" необходимо исследовать пять функциональных зон:

    • маркетинг;
    • производство;
    • финансы;
    • управление персоналом;
    • общее управление.

      Анализируя  организацию общего управления, было замечено, что организационная структура  фирмы соответствует настоящему положению и существующим целям, в дальнейшем, при изменении стратегии, организационную структуру придется видоизменить.

Права и обязанности  возложены на сотрудников, несущих  ответственность за конкретную работу. Однако наблюдается нарушение информационных потоков, проявляющиеся в нечеткости взаимодействия между подразделениями.

В организации  отсутствует процедуры участия  персонала в принятии какого-либо управленческого решения.

      В фирме ООО "Ива - Контакт" особое внимание уделено найму работников. Наем персонала происходит с помощью специализированного кадрового агентства, с которым заключен договор о долгосрочном сотрудничестве. По условиям данного договора кадровое агентство производит отбор, обучение и переквалификацию персонала компании.

      На  предприятии существуют хорошие  возможности для карьерного роста; уровень зарплат выше, чем средний по отрасли. Ежегодно все работники компании проходят аттестационную комиссию, с целью выяснения их профессиональной пригодности.

Особое внимание при изучении коммерческой деятельности фирмы привлекли данные по закупочной стоимости сырья, ее динамика, организация складского хозяйства и методы формирования оптимального запаса на складах фирмы.

      Действующая рекламная политика не всегда успешна, т.к. ориентирована большей частью на привлечение большего числа потенциальных  покупателей в торговые точки фирмы, а не на создание предпочтений у потребителей или не на пропаганду собственных индивидуальных конкурентных преимуществ.

Таблица 10. Сильные и слабые стороны организации.

п/п

Сильные стороны Слабые  стороны
1 Оперативный мониторинг рынка Сбои в снабжении
2 Отлаженная  сбытовая сеть Недостатки  в рекламной политике
3 Широкий ассортимент  продукции Средний уровень  цен
4 Высокий контроль качества Низкий уровень  сервиса (дополнительные услуги)
5 Средняя рентабельность Не полная загруженность  производственных мощностей
6 Высокая квалификация персонала Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений
7 Хорошая мотивация  персонала Недостаточная известность

2.2.2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

 

Анализ  показателей финансового состояния предприятия 

      Данный  метод предполагает проведение анализа  финансовых коэффициентов путем  сравнения полученных значений с  рекомендуемыми нормативными величинами, играющими роль пороговых нормативов. Чем удаленнее значения коэффициентов от нормативного уровня, тем ниже степень финансового благополучия предприятия и выше риск попадания в категорию несостоятельных предприятий.

      Отбор финансовых коэффициентов осуществляется с ориентацией на следующие критерии:

      1)  доступность исходной информации (приложения № 5-6) и простота расчета оценочных показателей;

      2)  устранение дублирующих коэффициентов,  то есть коэффициентов, связанных  очевидной линейной зависимостью.

      В результате необходимо отобрать 16 наиболее значимых коэффициентов, дающих емкое и полное представление о финансово-экономическом положении предприятия. Все коэффициенты разбиты на 5 групп в соответствии с наиболее существенными характеристиками финансово-экономического состояния.

      Производится расчет показателей, их распределение по зонам риска дает первичное представление о финансовом положении предприятия.

      Следующим шагом является сведение нескольких показателей каждой группы к одному результирующему параметру К1.1, К1.2, К1.3 к К1 и т.д. Таким образом, каждая сторона деятельности предприятия квалифицируется некоторой обобщенной оценкой.

      На  основе этих данных делаются выводы о  состоянии предприятия. Итак…

Показатели  финансовой устойчивости 

Показатели  финансовой устойчивости характеризуют степень защищенности инвесторов и кредиторов. Данная группа показателей является исключительно важной в плане привлечения инвестиций в деятельность фирмы 

     1.    Коэффициент независимости или  автономности  рассчитывается как  отношение собственных средств  к стоимости имущества (490/190+290). Этот коэффициент показывает какую часть имущества предприятие может покрыть (выкупить) за счет  собственных средств.

                 Собственные средства

     Ка = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

                 Стоимость имущества 

            

          На  анализируемом предприятии данный показатель «традиционно» низок, ведь большая часть имущества закуплено за счет заемных средств. Конечно, идеальным можно считать вариант, когда стоимость внеоборотных активов (стр. 190) была бы равна сумме собственных средств (стр. 490), а стоимость оборотных активов (стр. 290) была покрыта заемными. То есть при условии, что сумма внеоборотных активов вряд ли может измениться (состав их жестко определен, а цена/сумма от предприятия не зависит: покупали почти самое дешевое) сумма собственных средств предприятия должна находится в пределах 998700-1481105 рублей вместо 160050 максимум. Иначе увеличится почти в 9 раз, тогда коэффициент независимости будет находиться в пределах 0,5-0,6 то есть обеспечивать половину своих средств (оборотных и внеоборотных) за счет себя, а половину за счет средств заемных. Динамика этого показателя на данном предприятии за три года не имела значительных отклонений, 0,003 – это не показательно. С другой стороны и увеличивать долю собственных средств (скажем за счет увеличения уставного капитала) в данный момент тоже нереально.

          Другой  вариант улучшения данного показателя это уменьшение текущих оборотных  запасов. Здесь ситуация следующая: самым большим «весом» этого показателя является сырье, а именно мука. Начиная с кризиса 1998 года цены на муку колебались в достаточно больших (15-20%) пределах, кроме того, качество муки от партии к партии сильно различалось, и если при бестарной перевозке (крупные партии – машины, вагоны) это мало ощущалось то при закупке мешками в пределах 3-5 тонн разница была налицо. Поэтому предприятие вынуждено было при случае закупать муку «про запас». С середины 2000 года ситуация начала улучшаться и предприятие стало меньше затаривать склад, что хотя и ненамного улучшило значение данного показателя (с 0,07 до 0,1). По идее, если довести значение суммы оборотных активов до минимума, то есть потребности предприятия в сырье на 1-2 дня (это примерно 18-20 тысяч рублей) то значение показателя улучшится до 0,2-0,25, что есть практически половина от необходимого значения (см. выше - 0,5). Таким образом практически улучшить значение показателя независимости можно, но при условии, что ситуация на сырьевом рынке будет стабильная (расчет велся без учета резервов). 

    2.    Коэффициент  соотношения привлеченных и собственных средств (590+610)/(490) показывает соотношение собственных средств предприятия и средств полученных в виде долгосрочных (более года) займов и ссуд. Коэффициент является показательным при анализе ликвидности и инвестиционной привлекательности предприятия. 

Титульный лист.doc

— 20.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Анализ маркетинговой политики как фактора повышения конкурентоспособности фирмы