Анализ маркетинговой деятельности на примере ОАО «Башспирт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание

Важнейшим фактором работы организации в современных условиях является рынок. Успешный выход организации на рынок и завоевание на нем конкурентных преимуществ в значительной степени обуславливаются реализацией маркетинговой деятельности.
В этом сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Нам нужно разбираться в маркетинге и в нашей роли потребителя, и в нашей роли граждан.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1.Теоретические вопросы маркетинговой деятельности в российской торговле алкогольной продукцией____________________________________________6
2.Общая характеристика предприятия ОАО «Башспирт»_________________10
2.1.Анализ маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Башспирт»_11
2.2.Анализ технико-экономических показателей предприятия_____________15
2.3.Исследование товарной и ценовой политики предприятия_____________19
2.4.Исследование сбытовой и коммуникационной политики предприятия___23
3.Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Башспирт»______________________________________25
Заключение_______________________________________________________34
Список используемой литературы____________________________________35

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 62.90 Кб (Скачать документ)

        Конкуренция  в алкогольном секторе, в данной  связи, сильно зависит от объема  легальной деятельности той или  иной корпорации на каждом  конкретном национальном рынке.  В данной связи необходимо  упомянуть важный фактор государственного  влияния на алкогольный сектор  практически во всех странах.

        Это  означает, что как национальным, так и в особенности иностранным  производителям часто приходиться  иметь дело с теми или иными  разрешительными государственными  органами. Для того чтобы та  или иная компания получила  право на реализацию своей  продукции на территории того  или иного государства, она  должна пройти целый ряд препятствий  официального характера. Крупным  корпорациям, обладающим большими  средствами, это сделать гораздо  легче, также благодаря наличию  большого опыта. Именно поэтому  на российском рынке, характеризующимся  жесткими государственными ограничениями  на импорт алкоголя, особенно  хорошо представлена продукция  мировых гигантов алкогольного  бизнеса. Для борьбы с такими  гигантами российским фирмам-производителям  алкоголя, прежде всего, необходимо  знать какую продукцию представляет  та или иная компания, как построен  ее ассортиментный портфель. Именно  фактор правильно построенного  и умело разработанного ассортимента  играет часто решающую роль  в алкогольном секторе, так  как различные группы напитков  имеют различный имидж, на них  делаются различные маржи, и  они по-разному контролируются  государством.

 

        2. Общая характеристика предприятия ОАО «Башспирт».

        ОАО «Башспирт» - один из крупнейших производителей спирта и алкогольной продукции в России. В течение двух веков происходит становление отрасли в Республике Башкортостан и мелкокустарные винокуренные заводы сменяет высокотехнологичная индустрия. В 2000 году семь заводов производителей республики объединились в мощную структуру – открытое акционерное общество "Башспирт" представляющее собой холдинг со слаженной системой управления.

        В  настоящее время в состав ОАО  «Башспирт» входят пять спиртоводочных комбинатов – Стерлитамакский СВК, Белебеевский СВК, Бирский СВК, Уфимский СВК, Ермолаевский СВК и винно-водочное производство в Ишимбае. Некоторые из этих предприятий насчитывают более 100 лет. Кроме того ОАО «Башспирт» имеет 19 оптовых складов, охватывающие практически всю территорию республику Башкортостан.

        ОАО «Башспирт» выпускает широкий ассортимент продукции. Это водки, бальзамы, вина, ликеры, настойки, безалкогольные напитки, минеральные воды, натуральные уксусы – в общей сложности более 120 наименований, и по объему производства входит в пятерку лидеров спиртоводочной отрасли России. 

        Основными видами деятельности ОАО «Башспирт» являются:

  1. Поставка, размещение, продажа товаров алкогольной и неалкогольной продукции производства компании
  2. Регулярный сервис по формированию заказов и доставки товаров.
  3. Рекомендации по расположению товаров на полках, а также помощь в расставлении их на витринах.
  4. Предоставление и практические рекомендации по использованию рекламных материалов.
  5. Создание благоприятного отношения к продукции компании ОАО «Башспирт».   

 

2.1.  Анализ маркетинговой  деятельностью на предприятии  ОАО «Башспирт».

        Маркетинговую деятельность на предприятии «Башспирт» осуществляет отдел маркетинга – это обособленное подразделение на предприятии, которое занимается решением вопросов по таким аспектам как: выработка рекомендаций и координация деятельности по формированию и проведению закупочной, сбытовой и сервисной политики предприятия. Исходя из общих целей предприятия, целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия.

        Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.

        Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все подразделения предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с отделом маркетинга. Все подразделения предприятия ОАО «Башспирт» обязаны предоставлять отделу маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности. В свою очередь отдел маркетинга обязан предоставлять всем другим подразделениям предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности.

        Отдел маркетинга на ОАО «Башспирт» не подменяет другие подразделения, а ориентирует деятельность других подразделений на рынок и коррелирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.

  

 Структура отдела маркетинговой информации:

1. Отдел маркетинговой  информации является самостоятельным  структурным подразделением и  подчиняется непосредственно генеральному  директору фирмы.

2. Руководитель отдела  маркетинговой информации назначается  и освобождается от должности  приказом генерального директора  фирмы.

3. Отдел маркетинговой  информации состоит из следующих  подразделений, непосредственно  подчиненных руководителю отдела  маркетинговой информации:

-сектор исследований  маркетинга;

-сектор дизайна;

-сектор рекламы;

-сектор психоанализа.

         Главные задачи отдела маркетинга:

- оценка конъюнктуры рынка,  постоянный анализ результатов  коммерческой деятельности предприятия  и факторов, на них влияющих; разработка  прогнозов продаж и рыночной  доли предприятия, проведение  ситуационного рыночного анализа;

- совместно с другими  подразделениями предприятия и  руководством предприятия выработка  целей и стратегий рыночной  деятельности предприятия на  внутреннем и внешнем рынках  в целом и в отношении отдельных  видов товарной продукции, относительно  продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных каналов  товародвижения и методов продвижения  продукции;

- разработка для предприятия  в целом и отдельных товарных  групп долгосрочных и текущих  планов маркетинга и координация  в данной области деятельности  подразделений предприятия;

- оперативное информационное  обеспечение маркетинговой деятельности  всего предприятия и его подразделений;

- выработка, исходя из  ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по совершенствованию  организационной структуры управления  предприятием, его производственно-сбытовой  деятельности, изменению номенклатуры  выпускаемой продукции, по повышению  эффективности работы предприятия  и т.п.;

- выработка рекомендаций  по установлению контактов с  внешними организациями, а в  ряде случаев представление предприятия  в его отношениях с другими  организациями, предприятиями, кооперативами,  частными лицами. Порядок и уровень  подобных контактов определяются  руководством предприятия;

- создание имиджа преуспевающей  и надежной фирмы.

        Для выполнения своих функциональных задач отдел маркетинговой информации наделяется финансовыми ресурсами, объем, и направление использования которых регламентируется бюджетом отдела маркетинговой информации, ежегодно разрабатываемым в рамках финансового плана фирмы и утверждаемым главным бухгалтером и генеральным директором фирмы. Структура бюджета определяются отделом маркетинга совместно с экономическими службами предприятия и утверждаются директором. Ответственность за расходование выделенных средств несут зам. директора по коммерческим вопросам и начальник отдела маркетинга. Отчет по расходованию средств бюджета ежегодно представляется отделом маркетинга на утверждение руководству предприятия.

 

       

Анализ  проводимых на предприятии маркетинговых  исследований.

        Планы проведения маркетинговых исследований для предприятия в целом разрабатываются отделом маркетинга совместно с руководителями компаний и руководителями товарных групп. Разработку планов маркетинговых исследований координирует начальник отдела маркетинга. Исполнение планов осуществляют сотрудники отдела маркетинга при участии всех необходимых служб предприятия.

        Не так давно на предприятии был проведен SWOT- анализ, где были выявлены наиболее слабые и сильные стороны. Условно выделились 2 основные слабые стороны:

    • техническая оснащенность предприятия, т.к. внедрение инноваций в ликероводочную отрасль, уровень государственной поддержки, возможности технических и технологических изменений, темпы обновления техники и технологии является очень важным фактором в развитии предприятия;
    • растущее усиление конкуренции на рынке, запас прочности конкурентов, степень уязвимости конкурентов, уровень давления конкурентов, скорость реакции конкурентов на рыночные изменения, имидж компании.

        Самой сильной стороной является удовлетворенность потребителей в продукции, т.к. подтверждается, что ОАО «Башспирт» имеет значительные внутренние ресурсы, располагает возможностями роста и увеличения объема продаж, но внешняя среда таит в себе много угроз в виде большого количества конкурентов.

        Рассмотрев возможности компании ОАО «Башспирт», ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию управления маркетинговой деятельностью, рынком продукции. Наилучшей для компании будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка.

        Одно из приоритетных направлений в работе ОАО "Башспирт" - создание в Республике единой сети по торговле ликёроводочной продукцией. На территории Башкортостана работают 19 оптовых складов предприятия и сеть из 200 фирменных магазинов с единой ценовой политикой.

 

2.2. Анализ технико-экономических  показателей.

        Эффективная финансовая деятельность – это стабильное будущее развитие организация и увеличение рыночной стоимости бизнеса. 

     Таблица.3  Динамика основных показателей деятельности.

№       Наименование                 Ед.         2007 г.       2008 г.      2009 г.     2010 г.

п./п.         показателя                    изм.

 

1.       Валовая выручка             тыс.     696509      712067      705975      780893

                                                      руб.

 

2.      Валовая  прибыль             тыс.    233291       231844       253532       283470

                                                     руб. 
        В 2010г., валовая выручка в сравнении с предыдущими периодами прошлого года увеличилась +11% соответственно. Валовая прибыль в сравнении с предыдущими периодами увеличилась за 2010г. на 12%. 
        Чистая прибыль увеличилась в 2010г. в сравнении с 2009г. на 111% и составила 122 596 тыс.руб. В значительной степени на нестабильность динамики прибыли влияет формирование резерва по сомнительной задолженности. 
        В системе показателей, характеризующих финансовое состояние и эффективность деятельности организации, ведущее место занимают показатели рентабельности и деловой активности. Рентабельность отражает способность организации получать прибыль на собственный капитал и имеющиеся активы. Показатели рентабельности собственного капитала, активов, продукции, а также коэффициент чистой прибыли в 2010г. имеют максимальные значения в сравнении с предыдущим периодом прошлого года, вследствие увеличения прибыли, и в целом свидетельствует о высоком уровне доходности вложений собственника в активы организации и хорошей эффективности финансово-хозяйственной деятельности завода. 
        Показатель оборачиваемости капитала характеризуется отношением выручки к собственному капиталу. Чем больше эта величина, тем лучше (при единой базе расчета). Данный показатель в 2010г., уменьшился по отношению к предыдущим периодам на 26% за счет уменьшения займов и кредитов при неизменной выручке. 
        Непокрытых убытков у организации нет. Сложившаяся практика по реализации ликероводочной продукции в Российской Федерации за последние годы свидетельствует, что основным фактором, оказывающем влияние на изменение размера выручки от продажи организацией товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) организации от основной деятельности, является изменение налогового законодательства в Российской Федерации, в частности изменение акцизных ставок на алкогольную продукцию. 
 

Таблица.4 Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости: 
Единица измерения: руб.

 
Наименование показателя

 

 

 
2007

 
2008

 
2009

 
2010

 
Собственные оборотные средства

 

 

 
84 486

 
115 406

 
159 736

 
241 885

 
Индекс постоянного  актива

 

 

 
0.6

 
0.4

 
0.39

 
0.37

 
Коэффициент текущей ликвидности

 

 

 
1.4

 
1.4

 
1.7

 
2

 
Коэффициент быстрой ликвидности

 

 

 
1

 
1

 
1.32

 
1.5

 
Коэффициент автономии собственных  средств

 

 

 
0.3

 
0.4

 
0.52

 
0.6

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности на примере ОАО «Башспирт»