Анализ маркетинговой деятельности на примере ОАО «Башспирт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание

Важнейшим фактором работы организации в современных условиях является рынок. Успешный выход организации на рынок и завоевание на нем конкурентных преимуществ в значительной степени обуславливаются реализацией маркетинговой деятельности.
В этом сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Нам нужно разбираться в маркетинге и в нашей роли потребителя, и в нашей роли граждан.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1.Теоретические вопросы маркетинговой деятельности в российской торговле алкогольной продукцией____________________________________________6
2.Общая характеристика предприятия ОАО «Башспирт»_________________10
2.1.Анализ маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Башспирт»_11
2.2.Анализ технико-экономических показателей предприятия_____________15
2.3.Исследование товарной и ценовой политики предприятия_____________19
2.4.Исследование сбытовой и коммуникационной политики предприятия___23
3.Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Башспирт»______________________________________25
Заключение_______________________________________________________34
Список используемой литературы____________________________________35

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 62.90 Кб (Скачать документ)

        Учитывая практику ряда последних лет, когда традиционное ежегодное повышение акцизного сбора с 1 января каждого года не превышает 11 процентов, повышение розничных цен на водку и ликероводочные изделия, проходит плавно и, резкого снижения размера выручки организации за несколько последних лет не было. 
        Экономический анализ ликвидности и платежеспособности организации на основе экономического анализа динамики приведенных показателей: 
Величина собственных оборотных средств является важным показателем, характеризующим степень финансовых рисков. ОАО «Башспирт» зарекомендовало себя на рынке как организация, добросовестно и качественно выполняющая свои обязательства по договорам.  
Величина собственных оборотных средств в течение 2010гг. стабильно растет (+51% к 2009г.), показатель увеличился в связи с увеличением нераспределенной прибыли и финансируется за счет собственных средств.  
Индекс постоянного актива характеризует долю внеоборотных активов в источниках собственных средств. Снижение данного показателя в анализируемых периодах отражает увеличение мобильной формы собственного капитала. 
        Важным параметром, характеризующим финансовое состояние организации, является платежеспособность в текущем периоде. Платежеспособность – способность погашать краткосрочную задолженность.      Сравнение значений коэффициентов ликвидности, рассчитанных по данным бухгалтерского баланса, с нормальным значением этих показателей свидетельствует о высокой степени моментальной платежеспособности организации. 
        Фактический коэффициент текущей ликвидности характеризует полную общую обеспеченность организации оборотными средствами для своевременного погашения краткосрочных обязательств организации за счет денежных средств. Оптимальное значение коэффициента текущей ликвидности составляет от 1,5 до 2,0. При этом организация может бесперебойно вести хозяйственную деятельность без дополнительных кредитных ресурсов. В 2010г. коэффициент текущей ликвидности имеет оптимальное значение. 
Это обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что оборотных средств у организации достаточно для обеспечения платежеспособности. 
Коэффициент быстрой ликвидности характеризует ликвидность организации, т.е. платежные возможности организации при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Оптимальное значение коэффициента быстрой ликвидности составляет от 0,2 до 0,5. Фактический коэффициент срочной ликвидности выше оптимальных значений для данного показателя. Это свидетельствует о достаточности свободных денежных средств для погашения краткосрочных обязательств. 
        Коэффициент автономии собственных средств показывает долю собственных средств в общей сумме всех средств организации. Чем выше доля собственных средств, тем выше устойчивость организации и больше шансов справиться с непредвиденными обстоятельствами, возникающими в ходе его деятельности. Минимальное пороговое значение данного коэффициента составляет 0,5. Такое значение показателя позволяет предполагать, что все обязательства организации могут быть покрыты его собственными средствами. На конец 2010г. коэффициент составил 0,6, что означает, что все обязательства организации обеспечены собственными средствами. 
В целом расчет коэффициентов ликвидности показывает, что организация по состоянию на 01.01.2011г. характеризуется хорошей ликвидностью, достаточностью капитала и оборотных средств. Динамика всех показателей положительная. 
Собственные оборотные средства в 2010г. увеличились на 51% за счет роста нераспределенной прибыли. 
Рост коэффициента быстрой ликвидности на 14% в 2010г., текущей на 18% в 2010г., автономии собственных средств на 15% в 2010г., объясняется опережением темпов уменьшения краткосрочных пассивов (а именно займов и кредитов) над оборотными активами.

      

2.3.  Исследование товарной и ценовой политики предприятия.

        В настоящее время ОАО «Башспирт» производит более ста наименований ликероводочной продукции, в том числе водку, бальзамы, вино, наливки, настойки, безалкогольную продукцию. Значительная часть ассортимента стабильна, производится и реализуется на рынке довольно продолжительное время. Товарную политику можно охарактеризовать как новаторскую, основной задачей которой является обеспечение оптимального сбалансированного ассортимента продукции предприятия, который должен быть ориентирован на спрос потребителей:

    

Алгоритм  реакции на изменение предпочтений потребителей.

    • Изучение особенностей спроса
    • Технологическая корректировка характеристик продукции
    • Выпуск новой продукции в массовое производство
    • Анализ информации и формирование предложения
    • Вторичный опрос потребителей, анализ полученных данных
    • Разработка и изготовление пробной партии продукции
    • Реализация пробной экспериментальной партии продукции

        В рамках реализации стратегии управления предлагаются следующие основные направления ассортиментной политики ОАО «Башспирт» в области производства новой продукции (табл. 5). Проектирование новой продукции, цен и условий поставки необходимо сопровождать изучением конкурентных преимуществ наиболее преуспевающих на местном рынке производителей, пересмотрев ассортимент выпускаемой продукции, проведя консультации с оптовиками прорейтинговав каждое наименование.

   

 

 

 

 Таблица 5. Программные мероприятия по производству новой продукции.

Товарные группы

Тактические мероприятия

мероприятия

Настойки и бальзамы

Углубление ассортимента

Внедрение продуктов обогащенных  витаминами

Слабоалкогольные напитки

Удлинение позиции

Введение новых видов  коктейлей

Вина

Удлинение позиции

Введение продуктов в  нижней ценовой категории

Водки и ЛВИ

Удлинение позиции

Введение успешных товаров (по аналогии с конкурентами) во всех ценовых категориях


         

Своевременная разработка проектов обновления продукции позволяет  обеспечить рост продаж водки и ликероводочных изделий не только через создание конкуренции законопослушному производителю, но и защиту готовых изделий от фальсификации, поскольку «теневым»  структурам для осуществления подделки товарной марки требуются время. В современных условиях произвести товар, ориентируясь на запросы потребителей недостаточно. Необходимо реализовать  стратегию гибкого и стимулирующего ценообразования с ориентацией  на сложившийся уровень спроса на товар. В этих целях мы выделили метод  анализа пределов, с помощью которого провели       корректировку цен по бальзамам (табл. 6). Известно, что на спрос оказывают влияние не только цены, но и другие многочисленные факторы, входящие в так называемый комплекс маркетинговых мероприятий, а также конкурентные отношения между фирмами. По этой причине в реальной жизни такой способ определения цены на основе анализа пределов в значительной степени помогает дать лишь некоторый ориентир ее расчетного уровня. Поэтому для установления окончательной цены на продукцию важно разработать гибкую тактику корректировки цен.

Виды

бальзама

Исходный

уровень

цен

Этап

жизненного

цикла

товара

Стратегия ценообразования

Тактическая

цена

пределы

нижний

верхний

«Агидель»

92,5

Зрелость

Конкурентная цена

93,5

82,5

112,5

«Иремель»

84,5

Зрелость

Конкурентная цена

83,5

79,0

110,5

«Капова

пещера»

92,5

Рост

Цена, проникновения

на рынок

88,5

82,5

102,5

«Минела»

90,0

Зрелость

Конкурентная цена

92,0

83,0

105,5

«Белебей»

113,5

Зрелость

Конкурентная цена

109,5

101,5

117,5

«Ноэль»

108,5

Спад

Снижение цены

105,5

99,5

112,5




Таблица 6. Тактика  формирования цен на продукцию ОАО  «Башспирт», руб.

                                                                                                                                   ОАО «Башспирт», являясь лидером рынка алкогольной продукции в республике, позиционирует себя как предприятие, стремящееся удовлетворить самые разные запросы потребителей. Стратегическое управление позволяет ему вести производственную деятельность.

        Рентабельно на протяжении многих лет, что обеспечивает её конкурентоспособность и лидирующее положение на рынке алкогольной продукции республики.

 

        2.4. Исследование сбытовой и коммуникационной политики предприятия.

        В современных экономических условиях сбытовая политика при хорошо разработанной концепции и четкой организации сбыта, способны значительно увеличить объем продаж и принести доход. В хозяйственной деятельности промышленных организаций, к которым относится анализируемая фирма, основным вопросом является сбыт (реализация) продукции. При наличии конкуренции главная задача системы управления сбытом — обеспечить завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами.

        Продукция предприятий-производителей комбинатов, входящих в состав ОАО «Башспирт» на многих рынках, из которых выделено три основных:

  1. Рынок оптовых покупок этилового спирта: продукция – спирт этиловый, покупатели-предприятия производители ликероводочной продукции, продавцами являются спиртоводочные комбинаты ОАО «Башспирт», территориально рынок ограничен 2-3 регионами.
  2. Рынок оптовых покупок ликероводочной продукции. Здесь реализуются водка и ЛВИ, вины, бальзамы, слабоалкогольные напитки, продавцами также являются спиртоводочные комбинаты ОАО «Башспирт». Покупателями выступают предприятия торговли и общепит. Территориально рынок ограничен пределами РБ и 2-3 регионами.
  3. Рынок единичных покупок ликероводочной продукции: Здесь реализуются водка и ЛВИ, вина, бальзамы, слабоалкогольные напитки, продавцами также являются спиртоводочные комбинаты ОАО «Башспирт» (через фирменные магазины), предприятия торговли; покупатели–население. Рынок находится в пределах границ района, города, населенного пункта.

        Коммуникационная политика предприятия заключается в рекламной деятельности, участие в выставках, в распространении рекламных сувениров.

Основными средствами рекламы  на предприятии являются:

  1. Личные продажи
  2. PR
  3. Он-лайн реклама

        Рекламная стратегия фирмы заключается в рекламном обращении по средствам распространения рекламы( бегущая строка торговых центров или магазинов, радио и т.д.). Рекламное обращение называет конкретные преимущества товара и качество продукции.

        В системе маркетинга PR занимает одно из значимых мест, поскольку он контролирует мнение общественности и потребителей и занимается урегулированием взаимоотношений производителей и потребителей. На предприятии PR является средством продвижения товара для внедрения и продвижения товара на рынок. Для формирования представления о товарах в обществе используются следующие стратегии:

- установление связей  со СМИ для размещения сведений  и информации о товарах в  целях привлечения к ним внимания.

- проведение общественных  мероприятий для поддержания  и развития взаимоотношений с  населением и потенциальными  потребителями.

Личные продажи являются одной из форм и методов продвижения  товара на рынке. Личная продажа заключается  в устном представлении товара во время беседы с одним или несколькими  покупателями. Эта стратегия наиболее эффективна по сравнению с рекламой, потому что она предполагает непосредственное общение с покупателем и нацелена на живой разговор, который психологически всегда сильнее влияет на человека.

        Ежегодно ОАО «Башспирт» участвует в выставках, что дает фирме возможность ознакомиться с товарами конкурирующих фирм.

        Рекламные сувениры (блокноты, авторучки) фирма дарит своим потенциальным клиентам.

 

        3. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности  ОАО «Башспирт»

        Определение направлений совершенствования маркетинговой программы.

        В условиях усиления конкурентной борьбы на российских рынках все больше предприятий обращает самое пристальное внимание на различные методы маркетинговых исследований, в том числе и рекламы с целью минимизации затрат на поиск эффективных стратегий, позволяющих прочно удерживать рыночные позиции и наращивать объем сбыта, сохраняя существующих потребителей и привлекая новых.

        В настоящее время разработке методики планирования следует уделять больше внимания, так как именно она влияет на результативность всех проводимых рекламных мероприятий.

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности на примере ОАО «Башспирт»