Анализ маркетинговой деятельности на примере ОАО «Башспирт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание

Важнейшим фактором работы организации в современных условиях является рынок. Успешный выход организации на рынок и завоевание на нем конкурентных преимуществ в значительной степени обуславливаются реализацией маркетинговой деятельности.
В этом сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Нам нужно разбираться в маркетинге и в нашей роли потребителя, и в нашей роли граждан.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1.Теоретические вопросы маркетинговой деятельности в российской торговле алкогольной продукцией____________________________________________6
2.Общая характеристика предприятия ОАО «Башспирт»_________________10
2.1.Анализ маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Башспирт»_11
2.2.Анализ технико-экономических показателей предприятия_____________15
2.3.Исследование товарной и ценовой политики предприятия_____________19
2.4.Исследование сбытовой и коммуникационной политики предприятия___23
3.Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Башспирт»______________________________________25
Заключение_______________________________________________________34
Список используемой литературы____________________________________35

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 62.90 Кб (Скачать документ)

Введение_________________________________________________________3

1.Теоретические вопросы маркетинговой деятельности в российской торговле алкогольной продукцией____________________________________________6

2.Общая характеристика  предприятия ОАО «Башспирт»_________________10

2.1.Анализ маркетинговой  деятельности на предприятии ОАО «Башспирт»_11

2.2.Анализ технико-экономических  показателей предприятия_____________15

2.3.Исследование товарной  и ценовой политики предприятия_____________19

2.4.Исследование сбытовой  и коммуникационной политики предприятия___23

3.Разработка рекомендаций  по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Башспирт»______________________________________25

Заключение_______________________________________________________34

Список используемой литературы____________________________________35

 

 

 

 

                                                                                                                   

Введение

   Важнейшим фактором работы организации в современных условиях является рынок. Успешный выход организации на рынок и завоевание на нем конкурентных преимуществ в значительной степени обуславливаются реализацией маркетинговой деятельности.

   В этом сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Нам нужно разбираться в маркетинге и в нашей роли потребителя, и в нашей роли граждан.

   В основе понятия "маркетинг" (англ. marketing) лежит термин "рынок" (англ. market). Это понятие в наиболее общем виде подразумевает рыночную деятельность. Под маркетингом понимается такой вид рыночной деятельности, при котором производителем используется системный подход и программно-целевой метод решения хозяйственных проблем, а рынок, его требования и характер реакции являются критерием эффективности деятельности.

   Маркетинговая деятельность должна обеспечить:

    • надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;
    • создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;
    • необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

   В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требуют рынок, покупатель. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга предельно коротко состоит в следующем: следует производить только то, что, безусловно, найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю "несогласованную" предварительно с рынком продукцию.

   Методы маркетинговой деятельности заключаются в том, что проводятся:

    • анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;
    • анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;
    • изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка.
    • планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей;
    • обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий ("паблик рилейшнз") и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;
    • обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении "технологии" использования цен, кредитов, скидок и т. п.
    • удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей Среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара;
    • управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.

   Целью выполнения курсовой работы является более глубокое изучение и закрепление теоретических знаний, развитие практических навыков анализа маркетинговой деятельности и выработка умений по разработке программ маркетинга.

        Объектом исследования в данной работе является предприятие ОАО «Башспирт», которое является одним из самых известных производственно-торговых предприятий алкогольной продукции Республики Башкортостан и Российской федерации в целом, занимающих лидирующее положение на рынке производства и сбыта алкогольной продукции в Уральском регионе.

       

 

1.Теоретические вопросы маркетинговой деятельности в российской торговле алкогольной продукцией.      

  

  Региональные особенности управления  рынком алкогольной продукции.

        Рынок ликероводочных изделий в России всегда играл большую роль в экономике предприятий-производителей этой продукции. Их традиционно относят к лидерам в пищевой промышленности и по темпам развития, и по доле отчислений в федеральный и региональный бюджеты. Это говорит о том, что ликероводочная промышленность оказывает существенное влияние на социальное и экономическое развитие региона. Динамика поступления акцизов от реализации спирта этилового из пищевого сырья и алкогольной продукции в бюджеты всех уровней в 2007-20010 гг. свидетельствует о ежегодном росте. Так, в 2007 г. в общей сумме налоговых поступлений в бюджет республики они составили 1,6 млрд. руб., 2008 гг. - 1,8 млрд. руб., в 2009 г. - 2,1 млрд. руб., а в 2010 г. уже 2,6 млрд. руб. По объему потребления абсолютного алкоголя на человека в 2010 г. Россия находилась на 22 месте в мире.

        Надо отметить тенденцию развития алкогольного рынка в последние годы в сторону увеличения доли слабоалкогольных категорий: пива, упакованных коктейлей, игристых вин. Объем отечественных и импортных ликероводочных изделий, поступающих на потребительский рынок республики, характеризуется большой долей низкокачественной, фальсифицированной и суррогатной продукции. В самой республике пресечена деятельность подпольных цехов по незаконному изготовлению и сбыту суррогатной продукции, изъято из незаконного оборота большое количество алкогольной продукции. Высокая доля нелегального алкоголя сильно отражается на экономике страны, ибо бюджет ежегодно теряет около 45-55 млрд. рублей. Основной причиной является нынешняя акцизная политика, предусматривающая долю акцизов до 70% и более. Так за 2007-2010 гг. ставки акциза по водке и ликероводочным изделиям выросли более чем в 1,5 раза. 

  Таблица 1. Анализ динамики ставок акциза в Российской Федерации

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Ставка акциза на продукцию  с

объемной долей этилового спирта: - свыше 25%

114

135

146

159

- от 9% до 25%

84

100

108

118

Коэффициент роста ставок акциза на продукцию с объемной долей этилового спирта: - свыше 25%

1,2

1,2

1,1

1,1

- от 9% до 25%

1,2

1,2

1,1

1,1


         Высокая налоговая нагрузка на потребителей продукции является одним из значимых факторов, стимулирующих рост теневой экономики и, как следствие, предопределяющих нарастание социальной напряженности, падение эффективности функционирования производителей алкогольной продукции и снижение налоговых поступлений. В товарной структуре оборота розничной торговли республики доля алкогольной продукции в 2007-2010 гг. составляла 11-14%. Естественно, на емкость и структуру алкогольного рынка оказывает влияние уровень производства и реализации продукции.

 Таблица 2. Динамика производства и реализация алкогольной продукции в Республике Башкортостан, тыс. дкл.

Показатель

2007 г.

2008г.

2009 г.

2010 г.

Водка и ЛВИ - произведено

5049

4286

3978

3965

- реализовано

3402

3769

4075

4298

Коньяк - произведено

-

-

-

-

- реализовано

81

86

70

81

Пиво - произведено

19749

23079

28321

35138

- реализовано

10261

14482

17560

27758

Вино виноградное - произведено

14

29

28

43

- реализовано

619

501

911

1061


 

Рынок алкогольной продукции - как сектор рынка продовольственных товаров

        Алкогольный сектор, и в России это было издревле, представлял и до сих пор представляет особое значение с точки зрения российской экономики в целом, так же как и с точки зрения социальной. Именно в данной связи анализ этого сектора с точки зрения его современного развития и перспектив в рамках международной конкуренции является особенно актуальным. Достаточно сказать, что до сих пор алкогольный сектор занимает лидирующие позиции среди других секторов, относимых к сельскохозяйственной и пищевой промышленности (сектор продовольственных товаров). Несмотря на то, что за последние пятнадцать лет доля алкогольной продукции уменьшилась в общем объеме товарооборота в России более чем в три раза, согласно данным РосГосКомСтата в 1995 году алкогольные напитки составляли 5,9% от общего товарооборота в стране или 12,3% от товарного оборота продовольственных товаров, уступая место лишь мясу и мясным продуктам. Именно алкогольный сектор остается по-прежнему одним из самых значимых не только с традиционной социальной точки зрения, но и является одним из важных источников поступления доходов в российский бюджет, так как основная масса алкогольной продукции, как производимой в самой России, так и поставляемой из-за рубежа, является акцизной, что позволяет государству получать дополнительные доходы от любых видов реализуемой на территории России алкогольной продукции.

        Рынок алкогольной продукции, и особенно в России, пострадавшей от необдуманной антиалкогольной реформы конца 80-х годов, крайне чувствителен к любым мировым изменениям, касающимся не только самого товара или сырья, необходимого для его производства в целом, но и общемировых тенденций в социальной и гуманитарной сферах, а также в сфере здравоохранения. Именно мировая ситуация и общемировые тенденции определяют во многом современное состояние и перспективы развития российского рынка алкогольной продукции. Это связано не только с открытием российского рынка для импорта различных видов алкогольной продукции, но также и с распространением общемировой тенденции взаимосвязанности рынков отдельных стран и начала образования глобальных региональных рынков в рамках общемирового глобального рынка. Одной из основных характеристик алкогольного сектора экономики в целом в мире является его сильная олигополизация наряду с активной государственной политикой контроля качества товаров и их дистрибьюции. Действительно, десять крупных компаний контролируют более 50% всего мирового рынка алкоголя. Этот факт сильно сказывается на характеристике конкуренции в этом секторе экономики.

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности на примере ОАО «Башспирт»