Анализ корпоративной культуры и разработка предложений по ее совершенствованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ корпоративной культуры и разработка предложений по ее совершенствованию. Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:

раскрыть понятие, сущность и значение корпоративной культуры;
рассмотреть основные типы и виды корпоративной культуры;
рассмотреть корпоративную культуру, как фактора конкурентной способности;
исследовать государственный аспект лояльности через корпоративную культуру.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты корпоративной культуры 5
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры 5
1.2. Классификация корпоративной культуры 7
Глава 2. Практическая проблема Корпоративной культуры в организации 2.1 Корпоративная культура как фактор конкурентной способности 13
2.2. Государственный аспект лояльности через корпоративную культуру 14
2.3. Международный статус, бренд 20
Выводы 44
Список использованной литературы 45
Приложение 1. 48
Приложение 2. 49

Работа состоит из  1 файл

курсовая корпорат.культ.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

     Существует  значительное количество факторов, отличающих УЧР в своей стране («домашний» вариант УЧР) от международного УЧР:

     Культурные факторы. Существующие культурные факторы и этнические проблемы разных стран накладывают отпечаток на действия персонала международных фирм.

     Экономические факторы. Различия в экономических системах во многом определяют характер привлечения и использования рабочей силы в зарубежных операциях международных фирм.

     Стиль и практика управления. Различные взгляды на стили управления в разных странах могут привести к конфликтам между персоналом штаб-квартиры фирмы и ее зарубежных филиалов. С другой стороны, знание национальных особенностей управления персоналом позволяет руководству международной фирмы переносить положительный опыт в другие страны.

     Различия рынков труда и факторы трудовых затрат. Особенности структуры рабочей силы и затрат на нее существуют во всех странах. Различия в трудовых затратах могут стать источником постоянных конфликтов или, наоборот, обеспечить международной фирме преимущество в глобальном масштабе.

     Проблемы перемещения рабочей силы. При перемещении рабочей силы в другие страны перед людьми возникают правовые, экономические, физические и культурнее барьеры. Для их преодоления международным фирмам приходится разрабатывать собственные методики набора, ориентации и стимулирования работников.

     Факторы отношений в промышленности. Отношения в промышленности (особенно отношения между рабочими, профсоюзами и предпринимателями) имеют существенные различия в разных странах и оказывают огромное влияние на практику УЧР.

     Национальная ориентация. Персонал филиалов или местных отделений международной фирмы может делать главный упор не на глобальные, а на национальные интересы.

     Факторы контроля. Территориальная удаленность и специфические черты зарубежной деятельности затрудняют контроль над персоналом международной фирмы.

     Кроме того, международное УЧР характеризуется  более разнородными функциями; высокой  степенью вовлеченности менеджеров в повседневную жизнь персонала; дифференцированным подходом к подготовке менеджеров и более значительным влиянием внешних факторов.

     Усилия  и рабочее время «домашнего»  и международного отделов УЧР  распределяются по 8 видам деятельности:

    1. планирование персонала;
    2. установление заработной платы и системы стимулирования персонала;
    3. ориентация персонала;
    4. подготовка и развитие персонала;
    5. трудовые отношения;
    6. вопросы безопасности;
    7. кадровая политика;
    8. создание возможностей для продвижения персонала.

     Место подсистем УЧР в системе управления международной фирмой показано на рис. 2.

     Их  построение осуществляется на основе организационной подсистемы, подсистемы принятия решений, подсистемы оценки и  контроля. Подсистемы УЧР включают 3 основных элемента: подсистему подбора персонала, ориентации персонала и стимулирования персонала. В качестве дополнительных элементов выступают корпоративная культура, коммуникационная подсистема (выходящая за рамки УЧР) и как специальный блок задач — формирование международного коллектива.

Рис. 2. Построение подсистем управления человеческими ресурсами в системе управления международной фирмой

     Подходы к отбору персонала

     Объективно  процесс отбора персонала для  заграничных операций должен сводиться  к поиску наиболее квалифицированных  кандидатов для каждой позиции. Однако, по данным исследователей, наиболее существенное влияние на принятие подобных решений оказывает позиция топ-менеджмента международной фирмы по отношению к национальности менеджеров в стране пребывания. Существует 4 основных подхода к отбору персонала, которые используют МНК.

     Этноцентризм. Управленческий персонал на все ключевые позиции, как дома, так и за границей, подбирается из числа «домашних» руководителей. Этот подход используется в фирмах с высокой централизацией управления;

     Полицентризм. Назначение на руководящие посты за границей в стране пребывания представителей национальностей этой страны. Этот подход основан на доверии к местным руководителям и лучшем знании ими местных рынков, людей и политики правительства страны пребывания;

     Региоцентризм. В рамках этого подхода предполагается, что глобальные рынки должны управляться регионально, и назначение на ключевые посты определяется спецификой региона. Подход применяется, когда товары фирмы продаются по всему миру без изменений и лишь маркетинг учитывает культурные различия стран или регионов;

     Геоцентризм. Согласно этому подходу, назначение на ключевые посты определяется квалификацией работника и не зависит от национальности, культуры, окружения. При этом управление персоналом, производство, маркетинг, распределение ресурсов осуществляются на глобальной основе.9  

     Например, во многих представительствах и филиалах международных фирм в России на руководящих должностях работают граждане из стран бывшего социалистического лагеря: ГДР, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, бывшей Югославии. Они хорошо говорят по-русски, знают специфику работы в России и в то же время прошли подготовку в родительской фирме и представляют за границей ее стиль управления.

     Критерии отбора менеджеров и других категорий работников

     По  мере расширения зарубежной деятельности международных фирм значение подготовки персонала значительно увеличивается.

     Обучение  кандидатов для зарубежных назначений может строиться по программе, включающей 4 уровня. На первом из них главное  внимание уделяется выявлению культурных различий и их воздействию на результаты бизнеса. Второй уровень фокусируется на формировании отношений и их влиянии на поведение. Третий уровень обеспечивает фактическими знаниями относительно конкретной страны, а на четвертом включается знание языка, навыки адаптации и корректировки поведения.

     Приведем  некоторые рекомендации по организации обучения сотрудников международных фирм:

     Изучите особенности культуры участников. Например, в Японии рисковать не принято. Поэтому  вы можете обнаружить, что никто  из японцев не захочет добровольно  участвовать в обучающих ролевых играх, так как это означает принятие решений и, следовательно, риск. Подобным образом на Ближнем Востоке ролевые игры рассматриваются как забава для детей, а не занятие для взрослых.

     Публичная критика представляет собой табу для некоторых культур Дальнего Востока. Из-за этого трудности могут возникнуть даже в таком простом вопросе, как выбор добровольного наблюдателя в обсуждении или ролевой игре, потому что эта роль подразумевает критику поведения других людей.

     Важно сохранить лицо и не допустить  неловкости по отношению к другим людям из стран Ближнего Востока, Восточной и Западной Африки и некоторых европейских стран, включая Испанию и Италию. Фактически проблемы могут возникнуть в любой ситуации, когда поведение обучаемых может стать предметом обсуждения и/или критики.

     Сложным может оказаться и получение  адекватной оценки преподавания. Даже если вы нарушаете табу, ученики  не выскажут вам своего неудовольствия, поскольку это означало бы критиковать  вас и вынудить вас потерять лицо.

     Правильно поймите, каково отношение к изучаемой работе в национальной культуре стажеров. В США, например, принято учить торговых агентов написанию писем руководителям высшего звена, чтобы обеспечить им доступ в организацию. В Японии такая практика не принята. Вместо этого рекомендуются личные визиты в фирму с вручением визитных карточек.

     Программы обучения экспатриантов и местных  граждан могут включать также  вопросы изучения корпоративных  ценностей, техники обслуживания клиентов, работы в коллективе.

     Мотивация и оплата труда

     В системе УЧР международной фирмы  подсистема стимулирования занимает важное место. Существуют различные проблемы определения факторов мотивации, культурных традиций, страновых особенностей, оптимальных уровней оплаты труда  и т.д.

     В основе подсистемы стимулирования лежат следующие принципы:

    • системность;
    • адаптивность;
    • комплексность;
    • результативность;
    • учет национальных особенностей.

     Политика  международной фирмы в сфере  УЧР во многом опирается на универсальный подход к управлению персоналом в развитых странах.

     Однако  западная практика управления не является однородной. Существуют принципиальные различия между тем, как осуществляется управление в США и Японии, срединное положение между этими крайностями занимает так называемое «европейское» управление. 17 В США отмечается непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору, в то время как японская управленческая практика отличается ориентацией на человека и подчеркнутым вниманием к социально-культурным факторам. Основные различия в подходах к УЧР в США и Японии представлены в табл.2.1.

     Таблица 2.1

     Модели  управления человеческими ресурсами

Подход Американские  организации Японские организации
«Человеческий

капитал»   

 

Малые вложения в обучение Обучение конкретным навыкам  Формализованная оценка  

 

Крупные вложения в обучение. Общее обучение Неформализованная оценка  

 

«Трудовой рынок»  

 

На первом месте  — внешние факторы Краткосрочный  наем Специализированная лестница продвижения    На первом месте  — внутренние факторы Долгосрочный наем Неспециализированная лестница продвижения  

 

«Преданность  организации»  

 

Прямые контракты  по найму Внешние стимулы Индивидуальные рабочие задания   Подразумеваемые контракты Внутренние стимулы Групповая  ориентация в работе  

 

 

     Формы стимулирования персонала делятся на 4 группы (см. рис. 3):  

 

Рис. 3. Формы стимулирования персонала международной фирмы 

     Основное  материальное вознаграждение рассматривается как базисное для любой страны и условий работы. Оклад (жалованье или ставка заработной платы) составляет, как правило, от 40 до 70% общего размера вознаграждения работника международной фирмы. Второй уровень — надбавки, доплаты, дополнительные выплаты, премии, комиссионное вознаграждение (для торговых работников фирмы) — составляет в сумме до 60% общих выплат. И наконец, участие в прибылях и опционы представляют собой особый инструмент стимулирования, который используют далеко не все международные фирмы и в основном для руководящих работников.

     Компенсации — специфический набор инструментов стимулирования работников в международной  фирме (особенно при заграничных  назначениях). Это главное, что отличает системы вознаграждения в «домашней» среде от международной. Фирмы компенсируют работнику реальные и предполагаемые затраты, связанные с перемещениями (транспорт, наем помещений, питание), а также предоставляют социальные выплаты и льготы (по обучению детей, по проведению праздников, отпусков и т. д.).

     Нематериальное  стимулирование представляет собой  классические формы мотивации сотрудников  без материального вознаграждения (благодарность, награды, поощрения, новая  работа, досрочное продвижение), а  также игры, конкурсы и программы общего и специального обучения.

     Смешанное стимулирование использует комбинированные (материальные и нематериальные) формы  и поэтому является необходимым  дополнением к основному стимулированию и компенсациям. Разнообразные приемы побуждения работников (призы, подарки, пенсионные и страховые программы) направлены на укрепление лояльности работников в настоящем и увеличение продолжительности их активной работы в будущем.

     Формирование  оптимального комплекса средств  стимулирования является наиболее трудной  задачей, решаемой службой УЧР международной фирмы, и требует учета разнообразных факторов глобального, национального и местного уровней.

     Практика оплаты труда самым непосредственным образом влияет на конкурентные преимущества международной фирмы как в локальном, так и в глобальном масштабах. Размер оплаты труда зависит от следующих факторов:

Информация о работе Анализ корпоративной культуры и разработка предложений по ее совершенствованию