Анализ корпоративной культуры и разработка предложений по ее совершенствованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ корпоративной культуры и разработка предложений по ее совершенствованию. Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:

раскрыть понятие, сущность и значение корпоративной культуры;
рассмотреть основные типы и виды корпоративной культуры;
рассмотреть корпоративную культуру, как фактора конкурентной способности;
исследовать государственный аспект лояльности через корпоративную культуру.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты корпоративной культуры 5
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры 5
1.2. Классификация корпоративной культуры 7
Глава 2. Практическая проблема Корпоративной культуры в организации 2.1 Корпоративная культура как фактор конкурентной способности 13
2.2. Государственный аспект лояльности через корпоративную культуру 14
2.3. Международный статус, бренд 20
Выводы 44
Список использованной литературы 45
Приложение 1. 48
Приложение 2. 49

Работа состоит из  1 файл

курсовая корпорат.культ.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

     Важно отметить, что только лояльный персонал способен формировать лояльность клиента. 7

     Известны  российские компании, в которых первый день новых сотрудников начинается в учебном классе, корпоративном музее или конференц-зале.

     К ним обращается первое лицо компании или другой руководитель самого высокого уровня, который благодарит сотрудников  за то, что они приняли приглашение  о работе и знакомит с основными  ее принципами. Дальнейшую адаптацию  проводят кадровики, но подобное внимание к новичкам со стороны «небожителей» говорит о многом.

     Лояльность. Формирование лояльности персонала к компании - один из наиболее важных факторов влияющих на ведения бизнеса, в аспекте коммерческой безопасности, текучки кадрового состава, климата в коллективе.

     Лояльное отношение к организации предполагает верность (лояльность) сотрудника целям, интересам, ценностям, направленности деятельности и сохранение собственности организации. 

     Итак, лояльность характеризуется следующими важными моментами

    • безусловным разделением ценностей с объектом лояльности;
    • честностью и верностью по отношению к объекту лояльности;
    • чувством гордости по отношению к объекту лояльности и открытой демонстрации такого отношения;
    • готовностью оказать поддержку, предупредить о чем-то, посодействовать, пожертвовать чем-то ради объекта лояльности.

     Лояльные  сотрудники используют все свои силы, возможности и знания для того, чтобы достигнуть максимального  результата в рамках деятельности компании. При наличии лояльных сотрудников вы можете рассчитывать на проявление инициативы, на инновационные предложения, с помощью которых проблемные вопросы становятся решаемыми. Сохранность секретной информации, терпимость к издержкам организации деятельности, соблюдение дисциплины, готовность к обучению и развитию - все это для лояльных работников следствие не страхов потери места работы, денег, наказания, а следствие верности компании и ощущения единства.

     Определить  уровень лояльности сотрудника, установить, что именно сможет его мотивировать и способствовать формированию лояльного отношения к компании значительно легче, чем спрогнозировать, как именно поступит нелояльный сотрудник.

     Оказание внимания работнику со стороны компании - немаловажный фактор для формирования лояльности сотрудника. Ощущение своей значимости для компании способствует не только благоприятному отношению к ней, но и стремлению «отплатить» ей доверием. Роль человеческого фактора переоценить невозможно - мы работаем с людьми, которые помимо исполнения своих обязанностей включены еще и в систему отношений. Сотрудник никогда не будет изначально лоялен к организации, в которую только что пришел. Он становится преданным, если компания демонстрирует, что она этого стоит, если она создает для такого отношения все условия и она заслуживает этого доверия.

     Следующее условие возникновения доверия  к компании - это необходимое чувство гордости со стороны сотрудника в связи с принадлежностью именно к данной организации. Чувство гордости за достижения компании, ее перспективу всегда сопровождается желанием принадлежать именно к этой группе, а не к другой, а также стремлением обладать тем же потенциалом, который содержится именно здесь, а не в другом месте.

2.3. Международный статус, бренд

 

     В международном менеджменте вопросы корпоративной культуры и управления человеческими ресурсами занимают важное место. Основные управленческие решения реализуются через кадровое наполнение и эффективную культуру.

     Наибольший  интерес представляет изучение крупных  и сверхкрупных компаний (МНК и ТНК), где формируются оригинальные подходы к управлению человеческими ресурсами (УЧР). При этом важны особенности УЧР в международной среде в отличие от «домашнего» подхода к работе с персоналом.

     Основные  факторы, которые оказывают влияние  на выбор типа кадровой политики и культурных аспектов управления:

    • местоположение фирмы и ее филиалов;
    • «базовая» культура фирмы;
    • отрасль;
    • размер компании;
    • организационная форма;
    • конкурентная стратегия;
    • характер операций на рынке;
    • политика, правила и процедуры международной фирмы.

     Основные  категории, определяющие нравственный портрет международной фирмы, —  это этика бизнеса и деловой  этикет, которые на первый взгляд являются лишь косвенными слагаемыми формулы  успеха в международном бизнесе. Этика влияет на формирование корпоративной культуры и свою законченную форму обретает в виде правил и норм бизнес-этикета. Стиль соблюдения корпорацией этических норм определяет ее реноме в международной среде, что в конечном итоге обеспечивает эффективное и долговременное решение вопросов адаптации фирмы к внешним условиям. Владение механизмом формирования системы этического эволюционирования организации, становления ее «нравственного характера» дает международному менеджеру ключ к решению проблем корпоративной, целостности и устойчивости.

     В системе управления человеческими  ресурсами международной фирмы  корпоративная культура играет исключительно  важную роль. Многие компании распространяют культуру, обеспечивая более тесные контакты между штаб-квартирой и  филиалами и между руководителями филиалов из разных стран. Перемещения менеджеров из одной страны в другую расширяют представления этих людей и повышают их преданность системе ценностей и целей корпорации. Люди, прошедшие подготовку в штаб-квартире фирмы, как правило, мыслят и действуют как ее сотрудники.

     Управленческие  проблемы международной фирмы, которые  успешно решаются с помощью культурных инструментов, сводятся к следующему:

     1. Культурные коммуникационные барьеры в сотрудничестве. Коммуникация с носителями других культур может столкнуться с непредвиденными трудностями. Возможны коммуникационные нарушения, обусловленные фактором культуры:

    • помехи в результате отрицания культурных расхождений;
    • искажение в восприятии реальности;
    • шаблонное мышление;
    • этноцентрическое высокомерие.

     2. Различие в стилях управления в разных странах. Для высокоразвитых стран (Северная Америка, Северная Европа) присущ демократичный (партиси-пативный стиль руководства), тогда как в развивающихся странах (в том числе с уже высоким уровнем развития) преобладают авторитарные, патерналистские методы.

     3. Различия в постановке проблем и принятии решений. Действующие процедуры являются отражением ценностей, позиций и норм поведения, которые присущи участвующим в процессе решения проблем людям. Мультикультурная команда сможет эффективно работать лишь после того, как будет достигнута ясность в понимании ее членами сущности коллективного взаимодействия.

     4. Потенциальные конфликты из-за различий в мотивации труда. Мотивы определяются, главным образом, социальной обстановкой и семейным положением. Поэтому в странах переходного типа доминируют материальные потребности и потребность в безопасности (это связано с общим уровнем жизни и материального благосостояния), тогда как во многих промышленно развитых странах на первый план выдвигается стремление к саморазвитию и достижению амбициозных жизненных целей.

     5. Различия в социально-культурной компетенции и развитии персонала. Культурная социально-управленческая компетенция предполагает наличие определенной гибкости, которая выражается в следующем:

    • принятие других культур;
    • понимание собственных культурных взаимозависимостей;
    • открытость и терпимость в процессе культурной коммуникации;
    • умение оценить возможность переноса ноу-хау в области управления персоналом из одной культурной среды в другую.

     Механизм  формирования корпоративной культуры может быть проиллюстрирован с помощью  концепции четырех сред.

     На  глобальном уровне главное воздействие  на формирование и развитие культуры фирмы оказывает мегасреда международного бизнеса. Макросреда соответствует национальному уровню. Соответственно корпоративный уровень во многом определяет микросреда со своей культурной спецификой. И наконец, на персональном уровне работника культура в значительной степени определяется метасредой (личностными культурными константами человека).

     Для международной фирмы может быть использована классическая типология корпоративных культур:

  1. Рыночная культура базируется на господстве стоимостных отношений. Руководство и персонал ориентированы на достижение максимальной эффективности. Эта культура соответствует компаниям, проводящим операции на высококонкурентных рынках и в новых отраслях.
  2. Бюрократическая культура основывается на системе власти, осуществляющей регламентацию всей деятельности фирмы в форме правил, инструкций и процедур. Данная культура характерна для развивающихся стран и для фирм, работающих на стабильных, хорошо защищенных рынках.
  3. Техническая культура характерна для международных фирм, работающих в «традиционных отраслях», и для стран, имеющих успешный исторический опыт технических разработок.

 

Рис. 1. Четыре среды, влияющие на формирование культуры международной фирмы

     Кроме того, для международной фирмы может иметь место разделение культуры штаб-квартиры и культуры филиалов.8

     Важная  сфера культуры корпорации связана  с культурными различиями между странами. Голландский исследователь Геерт Хофштеде классифицировал культурные аспекты организации или стран на основе четырех характеристик:

     Длина иерархической лестницы определяет степень, в которой культура поощряет использование руководителем своей власти. В культурах, где значения PD высоки (Аргентина или Испания), неравенство принимается как должное, и от руководства ожидают проявления власти. В культурах, имеющих низкие значения PD (Канада, Австралия), отношения между людьми на различных уровнях иерархии более тесные.

     Избегание неопределенности. Эта характеристика указывает на степень стремления людей избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно. Япония, Иран и Турция являются тремя из нескольких стран, имеющих высокие значения UA. В то же время люди в культурах с низкими значениями UA (Гонконг и Тайвань) не испытывают стресса от неопределенных ситуаций.

     Индивидуализм - коллективизм (individualism-collectivism, 1C). Тенденция проявлять заботу о себе или ближайших родственниках против тенденции принадлежности к группе и совместной работы в коллективе. Высокое значения 1C имеют США, Британия. Низкие значения, соответствующие коллективизму, — Филиппины, Сингапур.

     Маскулинизм - феминизм. Характеристика определяет степень доминирования «мужской» культуры (с ориентацией на достижение материального успеха) или «женской» культуры, которая предполагает способность восприятия малого, слабого и медлительного. В типично «мужских» культурах (Италия, ЮАР) главное внимание сосредоточено на деньгах, материальном положении или амбициях (чем больше, тем лучше). В противоположность этому в «женских» культурах (Голландия, скандинавские страны) особое значение придается окружающей среде, качеству жизни и т. д. Существует большая гибкость половых ролей и равенство полов.

     Инструменты формирования и развития культуры международной  фирмы включают как обычные для  крупных компаний формы и средства (обряды, церемонии, ритуалы, мифы, легенды, рассказы и т. д.), так и специфические инструменты, характерные для международного бизнеса:

     Универсальная знаково-символическая система, включающая наименования, знаки, систему фирменной идентификации.

     Система коммуникации («официальный» язык корпорации, разговорные языки, жаргоны, слэнги, система неформального общения).

     Постоянная  ротация руководящих работников и совместное обучение сотрудников  корпорации, представляющих разные национальные культуры.

     В системе международного менеджмента  выделяются пять вариантов «фирменных»  подходов международной компании к формированию культуры и кадровой политики:

    1. доминирующий стиль штаб-квартиры и перенесение его элементов на филиалы;
    2. приспособление к условиям страны пребывания (доминируют так называемые «домашние» подходы);
    3. «сплав» (происходит своеобразный синтез различных управленческих и культурных аспектов деятельности штаб-квартиры и филиалов);
    4. универсализм (устанавливается некий осредненный нейтральный стиль, принимаемый разными культурами);
    5. комбинированный подход (представляет собой сочетание всех перечисленных выше подходов применительно к региональным или глобальным условиям деятельности международной фирмы).

Информация о работе Анализ корпоративной культуры и разработка предложений по ее совершенствованию