Выбор стратегических позиций организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является построение стратегических позиций предприятия в конкуренции на примере ОАО «Тольяттимолоко». В рамках данной работы был проведен анализ деятельности предприятия, его внешнего и внутреннего окружения, выявлены все возможности, опасности, сильные и слабые стороны его деятельности.
Структурно работу можно представить в виде двух частей. В первой части содержаться теоретические аспекты. Рассматриваются такие вопросы как: стратегическое управление организацией, стратегическое планирование. Во второй части рассматривается стратегия развития ОАО «Тольяттимолоко» - ее цели и задачи, выполняемые ей функции, потенциал, которым располагает данная организация, для решения поставленных перед нею задач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты выбора стратегических позиций предприятия в конкуренции 6
1.1. Принципы и методы выбора стратегических позиций и стратегических зон хозяйствования (СЗХ) 6
1.2. Применение матриц БКГ, Томпсона - Стрикленда и др. 9
1.3. Формирование оценки конкурентного статуса фирмы 14
2. Анализ деятельности ОАО "Тольяттимолоко" 17
2.1. Общая характеристика предприятия 17
2.2. Оценка основных показателей предприятия 19
2.3. Внешняя и внутренняя среда 22
2.4. SWOT- анализ предприятия 25
2.5. Цели предприятия при выборе новой стратегии развития 27
3. Основные направления и рекомендации для выбора стратегических позиций на ОАО "Тольяттимолоко" 30
3.1. Анализ перспективных направлений развития 30
3.2. Определение стратегии развития на предприятии 32
3.3. Оценка эффективности предложенного проекта по выбору стратегии 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая практика. Выбор стратегических позиций организации в конкуренции.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)

 
Рекомендации по выбору стратегии  в матрице Ансоффа следующие:

  1. Стратегия совершенствования деятельности (проникновения на рынок). При выборе данной стратегии компании рекомендуется обратить внимание на мероприятия маркетинга для имеющихся товаров на существующих рынках: провести изучение целевого рынка предприятия, разработать мероприятия по продвижению продукции и увеличению эффективности деятельности на существующем рынке.
  2. Товарная экспансия (Развитие продукта) – стратегия разработки новых или совершенствования существующих товаров с целью увеличения продаж. Компания может осуществлять такую стратегию на уже известном рынке, отыскивая и заполняя рыночные ниши. Доход в данном случае обеспечивается за счет сохранения доли на рынке в будущем. Такая стратегия наиболее предпочтительна с точки зрения минимизации риска, поскольку компания действует на знакомом рынке.
  3. Стратегия развития рынка. Данная стратегия направлена на поиск нового рынка или нового сегмента рынка для уже освоенных товаров. Доход обеспечивается благодаря расширению рынка сбыта в пределах географического региона, так и вне его. Такая стратегия связана со значительными затратами и более рискованна, чем обе предыдущие, но более доходна. Однако выйти напрямую на новые географические рынки трудно, так как они заняты другими компаниями.
  4. Стратегия диверсификации предполагает разработку новых видов продукции одновременно с освоением новых рынков. При этом товары могут быть новыми для всех компаний, работающих на целевом рынке или только для данного хозяйствующего субъекта. Такая стратегия обеспечивает прибыль, стабильность и устойчивость компании в отдаленном будущем, но она является наиболее рискованной и дорогостоящей.

Достоинствами использования  планирования по матрице И. Ансоффа  являются наглядность и простота применения. Недостатки использования  планирования по матрице И. Ансоффа - односторонняя ориентация на рост и ограничения в разрезе двух характеристик (продукт - рынок). 6

 

1.3. Формирование оценки  конкурентного статуса фирмы

 

К определению понятия  и оценке конкурентного статуса  фирмы известны разные подходы. И.Ансофф трактует понятие конкурентного статуса как позицию фирмы в конкуренции, как своеобразный измеритель фирмы на рынке. В этом смысле конкурентный статус фирмы используется в так называемой матрице "Мак-Кинзи" для определения сравнительных конкурентных позиций фирмы при формировании стратегических задач фирмы.

Трактовка И.Ансоффа по экономическому содержанию в какой-то мере близка к понятию конкурентного преимущества в трактовке М.Е.Портера, поскольку и тот и другой полагают, что необходимо определить соотношение фактической и базовой продуктивности использования ресурсов фирмы. Однако М.Е. Портер не уточняет показателя продуктивности. В отличие от М.Е. Портера, И.Ансофф определяет этот показатель как рентабельность капитальных стратегических вложений, откорректированную на степень "оптимальности" стратегии фирмы и степень соответствия потенциала фирмы этой оптимальной стратегии. На этой сущностной основе И.Ансофф предлагает формулу для расчета показателя конкурентного статуса фирмы (КСФ):

IF- уровень стратегических  капитальных вложений фирмы;

IK - критическая точка  объема капитальных вложений, находящаяся на границе прибылей и убытков и показывающая, что объем капитальных вложений ниже этой точки не приводит к получению дохода;

I0 - точка оптимального  объема капитальных вложений, после  которой увеличение капитальных  вложений приводит к снижению дохода;

SF, S0- соответственно действующая  и "оптимальная" стратегия  фирмы; 

CF, C0- соответственно имеющиеся  и оптимальные возможности фирмы. 7

Если КСФ=1, то фирма  может обеспечить себе исключительно  сильный конкурентный статус и будет  одной из самых эффективных. Если хотя бы один из показателей равен нулю, то фирма не получит прибыли.

Предлагаются следующие  градации КСФ:

0 < КСФ <=0,4 - слабая  позиция;

0,5 < КСФ <=0,7 - средняя  позиция;

0,8 <ксф > < КСФ <=1,0 - сильная позиция. 

Конкурентный статус фирмы должен характеризовать предпосылки достижения фирмой того или иного уровня конкурентного преимущества. Иначе говоря, конкурентный статус фирмы должен отвечать на вопросы:

обеспечены ли ресурсами  всех видов "способности" фирмы  для захвата лидирующих позиций в отрасли (на мировом рынке);

достаточно ли благоприятны и в какой мере используются фирмой условия внешней среды для  создания и поддержания на высоком  уровне конкурентного преимущества фирмы.

Таким образом, уровень  конкурентного преимущества фирмы (КПФ) предопределяется его конкурентным статусом:

Укпф=С(КПФ).

Главной проблемой в  определении конкурентного статуса  фирмы становится проблема оценки степени  достаточности развития стратегического  потенциала фирмы и условий внешней  среды для создания и поддержания на высоком уровне конкурентного преимущества фирмы. Заметим, что в зависимости от успеха новшества меняется статус подразделения фирмы, его непосредственного руководителя и подчиненных. В условиях рыночной экономики поддержание высокого конкурентного статуса фирмы связано с постоянной заботой о повышении эффективности ее функционирования.

Различают три группы средств повышения эффективности  функционирования любой организационной  системы:

- создание и использование эффективного механизма управления;

- создание и использование эффективного механизма реализации производственно-коммерческой деятельности;

- активизация инновационных процессов, связанных с созданием и реализацией новых видов продукции, услуг, технологий, методов.

При всей важности и обязательности первых двух видов, а они связаны с полным и качественным использованием соответствующих составляющих стратегического потенциала фирмы, только инновационная деятельность обеспечивает многократное и непрерывное повышение эффективности.

 

 

2.  Анализ деятельности ОАО  "Тольяттимолоко"

 

2.1. Общая характеристика  предприятия

 

Польза молочных и  кисломолочных продуктов давно  доказана медиками и диетологами. Согласно исследованиям учёных, большинство  долгожителей в течение всей жизни  постоянно употребляли различные виды квашеного молока. Простокваша, кефир — волшебная сила этих продуктов заключается в благотворном влиянии на деятельность желудочно-кишечного тракта молочной кислоты, витаминов и минералов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Но полезные качества такие продукты сохраняют только в том случае, если они не содержат консервантов. Именно поэтому специалисты ОАО «Тольяттимолоко» тщательно следуют традиционной технологии изготовления молочной продукции, которая должна содержать только натуральные компоненты.

В Тольятти и области  молочный комбинат является одним из крупных перерабатывающих предприятий. Его история уходит ещё в довоенные  годы, когда в 1934 году начал свою работу механизированный маслозавод мощностью 1,5 тонны переработанного молока в смену. В 1974 году для обеспечения увеличивающегося населения Автограда молочными продуктами в Автозаводском районе был открыт молокозавод мощностью 150 тонн переработанного молока в смену. С 1993 года его официальное название — ОАО «Тольяттимолоко».

Юридический адрес предприятия: 445000, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. Тольятти, КОММУНАЛЬНАЯ УЛ., 26.

Сегодня предприятие  производит широкий ассортимент  высококачественной молочной продукции, которая вырабатывается на современном  технологическом оборудовании и расфасовывается в яркую и красивую упаковку «Пюр Пак», «Тетра Брик» и «Фин-Пак» различной формы и ёмкости. Все выпускаемые ОАО «Тольяттимолоко» продукты сертифицированы и имеют свой фирменный знак «Котёнок с кружкой».

Качество продукции ОАО «Тольяттимолоко» проверено годами. Жители города Тольятти с удовольствием покупают как традиционные сметану, сливки, молоко, кефир, ряженку, «Снежок», масло сливочное, шоколадное и топлёное, так и новые виды продукции, освоенные в самые последние годы. Гордостью предприятия является нежно крупинчатый творог, который производится и расфасовывается вручную. По заказам клиентов мастерицы изготавливают праздничные творожные торты весом от 1 до 3 килограммов.

Ежегодно опытные, высококвалифицированные  специалисты ОАО «Тольяттимолоко» разрабатывают и внедряют в производство новые современные технологии мирового класса, предлагают покупателям уникальные виды молочной продукции и продукты нового поколения с лечебно-профилактическими свойствами: Бифидок, Бифилайф, кефир с лактулозой «Божья коровка». С 2005 года предприятие выпускает четыре вида йогуртов с использованием закваски бактериального концентрата молочнокислого стрептококка и болгарской палочки.

Высокое качество продукции  ОАО «Тольяттимолоко» не раз подтверждалось многочисленными дипломами и медалями на престижных региональных и всероссийских выставках. Так, в 1998 году предприятие продемонстрировало свой основной ассортимент в Москве на выставке «Российские продукты питания-1998» и было удостоено Всероссийского диплома за активное участие и насыщенную яркую экспозицию. В 2000 году на межрегиональном дегустационном конкурсе молочной продукции «Экспо — Тольятти» предприятие было отмечено серебряной и золотой медалями за качественный продукт и медалью за оригинальный фирменный стиль. В 2003 году на Международном семинаре «Новые технологии, новые молочные продукты XXI века» специалисты ОАО «Тольяттимолоко» получили диплом «За освоение разработок ГУ ВНИМИ», а в 2005-м на VI Всероссийской агропромышленной выставке «Золотая осень» в Москве — бронзовую медаль за сметану и специальный диплом за собственную разработку творога 9-процентной жирности.

С 1976 года руководит молокозаводом  Людмила Ивановна Горелова. Благодаря  её целеустремлённости, знаниям и  богатому опыту предприятие постоянно растёт и развивается. И сегодня можно с уверенностью сказать, что в тяжёлые для всей страны годы перестройки возглавляемое Л.И. Гореловой ОАО «Тольяттимолоко» смогло не просто выжить, адаптируясь к рыночным условиям, но и занять лидирующие позиции среди молочных заводов нашей страны.

 

2.2. Оценка основных  показателей предприятия

 

Финансовая прибыль ОАО «Тольяттимолоко» по итогам 2008 года составила около 20 млн. рублей. Финансовые показатели дают основание говорить, что предприятию удалось преодолеть последствия процедуры банкротства ОАО «Тольяттимолоко».

Отгрузка продукции на экспорт в 2008 году составила 933,6 млн. руб. Доля отгрузки на экспорт в общем объеме отгруженной продукции составляет 55,8%. Основные страны экспортеры: Великобритания, Германия Польша, США, Китай, Монголия.

 

Рис. 2. Динамика отгрузки оплаты за 2008 г. по месяцам (тыс.руб.)

Наибольший отрицательный баланс между суммой отгрузки и оплаты  был допущен в 1 квартале, что связано с ростом дебиторской задолжности в этот период.

За шесть месяцев 2008 года объем выработанной продукции в ОАО «Тольяттимолоко», увеличился на 7,2% к уровню прошлого года. При этом выпуск молока вырос на 26,2%, сыра – на 16,1%, других молочных напитков – на 88,1%.. Средняя зарплата сотрудников предприятия за полугодие выросла на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.

 Динамика выпуска продукции.

 

Наименование

Выпуск (тн)

 

2004

2005

2006

2007

2008

Молоко

54756

62310

63220

63240

6235

Сыр

86725

   85635

79872

72563

71253

Творог

8605

8305

13658

15931

15861

Молочные  напитки

18520

15062

17650

18015

19620

Другая продукция

15910

18560

19118

19230

18320


     

Таблица 2.2.

Плановый и фактический выпуск продукции

Наименование

Товарный выпуск, т.р.

план

факт

откл.

Молоко

42376

37209

-5167

Сыр

167068

105389

-61680

Творог

17419

17680

260

Молочные наптики

228686

215642

-13044

Другая продукция

418275

417712

-563

Информация о работе Выбор стратегических позиций организации